Автоматизация обработки и интерпретации данных смил
В целях большей точности проведения процедуры обсчета данных СМИЛ, а также для избавления психолога от рутинной работы, нами совместно с ВНИИ ИМТ (Институт медицинской техники) и НПО „Бином" (г. Орджоникидзе) разработано автоматизированное устройство по обработке результатов обследования как полного, так и сокращенного варианта СМИЛ. АВТО-ТЕСТ представляет собой микропроцессорное устройство, которое позволяет проводить обследование как в непосредственном диалоге испытуемого с аппаратом, так и для подсчета данных с регистрационных листов.
Аппарат портативен и имеет интерфейсное устройство, позволяющее использовать возможности ЭВМ,
Кроме того, нами разработана интерпретационная схема, позволяющая интегративно оценивать результаты психодиагностического исследования, включающего в себя батарею тестовых методик в их сложной сопряженности. Эта интерпретационная схема базируется на приведенной выше типологии индивидуально-личностных свойств и представляет собой основу автоматизированной экспертной системы, которая может быть использована в целях профориентации и кадрового отбора, для изучения группового взаимодействия в производственных, спортивных или учебных коллективах*, в сфере индивидуализации личностно-ориентированного подхода при выявлении избыточной эмоциональной напряженности и для разработки дифференцированных мер коррекции и предупреждения невротических расстройств и психосоматических заболеваний.
* Собчик, Л.Н. „Проблемы личностного взаимодействия в бригаде", в сб. „Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда".М., Наука, 1987.
На основании единой интерпретационной схемы создан алгоритм для ввода результатов психодиагностического исследования в программу ЭВМ. Алгоритм включает в себя пять групп показателей, которые условно обозначены как векторы измерения психологических свойств.
Первый вектор — основной параметр измерения — представляет собой континуум качественных характеристик устойчивых свойств личности. Второй вектор отражает степень гармоничности и уровень адаптированности личности. Третий вектор обогащает параметры первых двух, связывая индивидуально-типологические тенденции с формирующимися на этой базе свойствами личности: преобладающий стиль переживания, сила и направленность мотивации, стиль мышления и межличностного взаимодействия, тропизм в отношении выбора жизненных ценностей и видов профессиональной деятельности.
Четвертый вектор психодиагностической модели ориентирован на изучение сопряженности разных уровней личности (неосознанные переживания, субъективная самооценка и социальные установки). Пятый вектор отражает диапазон колебания личностых свойств в лонгитюдном исследовании или на основании сопоставления актуальной и ретроспективной оценки испытуемым своих личностных особенностей и состояния.
Благодаря гибкости заложенной в программу интерпретационной схемы, эта программа может быть реализована с помощью любого набора адаптированных и широко распространенных в нашей стране методов психодиагностического исследования.
Для разработки автоматизированной системы психодиагностического исследования использовался персональный компьютер IBM PC/XT с 20-мегабайтным винчестером и с объемом оперативной памяти 640 кб. Программа построена в диалоговом режиме, а также позволяет проводить обработку заполненных регистрационных листов и результатов разных методик как по сырым, так и по Т-баллам. В последнем случае ввод можно производить с клавиатуры. Программа включает в себя также оценку времени, затраченного на отдельные айтемы методики. Протокол представляет собой цифропечать с сырыми и стандартными баллами, графическое изображение соотносимых между собой показателей разных методик и степень их сопряженности, а также текст интерпретации данных с указанием оптимальных условий адаптации, профориентационных рекомендаций и возможных путей компенсации в условиях стресса. Программа написана на языке ФОРТРАН-77 С.С. Кураповым и В.Л. Жуковой.
К содержанию
ПРИЛОЖЕНИЕ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ
После того как Маккинли и Хатэуэем был сформирован многофакторный метод Minnesota Multyfasic Personality Inventory — MMPI с его 10 основными шкалами и 4-мя шкалами достоверности, на основании того же опросника различными авторами в разные годы были разработаны дополнительные шкалы. Они создавались таким же путем, как и основные. В зависимости от научных или практических интересов автора той или иной шкалы, им бралась определенная репрезентативная группа лиц с наиболее выраженными проявлениями изучаемого личностного качества, клинического синдрома или социальной роли, данные которой путем статистической процедуры сравнивались после обследования MMPI со средненормативными данными. Утверждения методики, по которым выявлялись достоверные различия, формировались в новую шкалу.
На выборке из 860 человек практически здоровых представителей контингента нормы (580 мужчин и 280 женщин в возрасте от 18 до 50 лет) нами была проведена рестандартизация всех основных и дополнительных шкал, которые были опубликованы Дальстромом и Уэлшем в 1960 году. Многие из них носят уточняющий характер и в буквальном смысле этого слова дополняют данные базисных шкал. Другие носят самостоятельный характер и выявляют целый ряд социальных характеристик, проливающих свет на отдельные стороны социальной активности и адаптации в разных сферах профессиональной деятельности. Эти шкалы не интерпретируются иначе как определение степени выраженности того или иного конкретного признака, вытекающего, как правило, из названия шкалы. Данные дополнительных шкал могут использоваться самостоятельно в качестве исследования (измерения) определенного признака или как дополнительный штрих к той целостной интерпретации личности, которая вытекает из оценки и изучения профиля СМИЛ. Некоторые шкалы, приведенные в книге Дальстрома и Уэлша, носят сугубо дериватный характер и выводятся на основании арифметических процедур с показателями базисных шкал. Именно эти шкалы опущены в приведенном здесь списке дополнительных шкал. Кроме того, из двух-трех однотипных шкал (например, шкала алкоголизма) нами в списке сохранен наиболее поздний уточненный и проверенный автором вариант той или иной дополнительной шкалы. Нумерация шкал и индексы даны по книге Дальстрома и Уэлша „An MMPI handbook. A guide to use in clinical practice and research", Minneapolis, 1960, W.G. Dahlstrom, G.S. Welsh.
Приводятся средненормативные данные, полученные в процессе рестандартизации методики. Даны отдельно средние – М - для мужчин и женщин, а также для каждой шкалы — результат среднеквадратичного отклонения. Перевод полученных с помощью соответствующего ключа сырых баллов по каждой шкале в Т-балл производится по формуле: , где X - сырые баллы, М -средненормативные данные, а s — среднеквадратичное отклонение.
Таблица 2.
Средненормативные данные по дополнительным шкалам.
(М - средняя, s - стандартное отклонение)
№ | Индекс | Названия шкал | N = 580 мужчин | n = 280 женщин | |||
М | s | М | s | ||||
А | 1-й фактор ,, А" | 11,0 | 6,52 | 16,48 | 6,94 | ||
Ас | Способность к обучению | 13,1 | 2,91 | 11,9 | 2,78 | ||
Аg | Зрелость (до 25 лет) | 68,3 | 7,3 | 70,7 | 7,5 | ||
(от 25 до 50 лет) | 72,8 | 7,5 | 73,5 | 8,3 | |||
Ah | Алкогольная дифференциация | 35,5 | 4,87 | 34,39 | 4,95 | ||
Al | Алкоголизм | 47,0 | 10,6 | 58,18 | 10,1 | ||
Am | Алкоголизм | 25,39 | 4,16 | 26,85 | 4,95 | ||
Ao | Отношение к другим | 12,7 | 3,11 | 11,29 | 3,21 | ||
Аr | Реакция тревоги | 23,55 | 2,92 | 24.94 | 3.13 | ||
As | Отношение к себе | 13,88 | 2,91 | 10,8 | 3,44 | ||
At | Тревога | 12,89 | 6,38 | 20,81 | 6,46 | ||
В | Черты ответственности | 33,58 | 4,87 | 35,05 | 6,28 | ||
Са | Органическое поражение хвостатого ядра | 11,0 | 4,56 | 14,81 | 4,57 | ||
CL | Студенческий староста | 33,4 | 4,28 | 31,52 | 4,15 | ||
Сn | Контроль | 24,95 | 3,89 | 26,19 | 3,89 | ||
Сp | Соперничество | 13,52 | 1,91 | 12,97 | 1,91 | ||
Сг | Конверсионная реакция | 54,75 | 7,74 | 47,57 | 7,63 | ||
Cs | Адвокатский тип личности | 30,6 | 6,27 | 27,88 | 5,96 | ||
Сy | Цинизм | 3,3 | 2,5 | 3,6 | 1,96 | ||
D' | Чистая депрессия | 11,45 | 2,49 | 12,13 | 2,36 | ||
d1 | Субъективная депрессия | 9,57 | 3,15 | 13,59 | 3,49 | ||
D2 | Психомоторная заторможенность | 5,7 | 1,84 | 6,52 | 2,20 | ||
D3 | Физические расстройства | 3,34 | 1,15 | 4,27 | 1,56 | ||
D4 | Психическая заторможенность | 3,16 | 1.93 | 4.92 | 2,38 | ||
D5 | Мрачность | 2,65 | 1,63 | 4,42 | 1,82 | ||
De | Преступность | 3,66 | Т, 77 | 4,05 | 1,58 | ||
Dn | Отрицание симптомов | 12,52 | 4,18 | 12,15 | 3,52 | ||
Do | Доминирование | 16,25 | 2,94 | 15,22 | 3,04 | ||
Do-r | Доминирование | 9,62 | 2,36 | 8,62 | 2,34 | ||
D-o | Явная депрессия | 9,85 | 3,66 | 14,48 | 4,36 | ||
Dq | Преступность | 11,28 | 4,23 | 10,86 | 3,81 | ||
Dr | Депрессивная реакция | 26,22 | 3,44 | 24,04 | 3,09 | ||
Ds-r | Диссимуляция | 18,13 | 4,18 | 11,33 | 4,38 | ||
D-S | Мягкая депрессия | 11,97 | 2,69 | 11,59 | 2,26 | ||
Dy | Зависимость | 21,25 | 7,9 | 27,1 | 8,0 | ||
Ec | Эскапизм | 12,82 | 4,11 | 14,58 | 4,18 | ||
Em | Эмоциональная незрелость | 12,0 | 4,88 | 17,17 | 5,11 | ||
Eo | Сверхконтроль „Я" | 12,02 | 3,02 | 11,89 | 2,99 | ||
Ep | Эпилепсия | 19,9 | 3,84 | 23,57 | 4,13 | ||
Es | Сила „Эго" | 47,7 | 5,6 | 41,8 | 6,2 | ||
Ev | Оценка улучшения | 16,6 | 8,06 | 24,7 | 8,98 | ||
Fe | Женственность | 6,03 | 1,97 | 9,0 | 2,24 | ||
Gm | Общая плохая приспособляемость | 7,29 | 4,06 | 11,22 | 4,75 | ||
Hc | Контроль над враждебностью | 7,95 | 2,86 | 9,67 | 2,67 | ||
H | Предипохондрическое состояние | 9,03 | 5,04 | 16,03 | 5,8 | ||
Ha | Предрасположенность к головным болям | 9,02 | 1,08 | 10,75 | 3,13 | ||
Hl | Сосредоточенность на здоровье | 2,14 | 2,32 | 5,39 | 3,11 | ||
Ho | Враждебность | 20,53 | 7,43 | 21,91 | 6,08 | ||
HS' | Чистая ипохондрия | 0,89 | 1,10 | 1,64 | 1,31 | ||
HV | Выраженная враждебность | 4,32 | 1,68 | 4,98 | 1,6 | ||
Ну' | Чистая истерия | 8,34 | 2,60 | 8,30 | 2,12 | ||
Hy1 | Вытеснение тревоги | 3,09 | 1,62 | 3,04 | 1,67 | ||
Hy2 | Потребность в эмоциональных переживаниях | 5,42 | 2,48 | 4,97 | 2,08 | ||
Hy4 | Соматические жалобы | 2,37 | 2,0 | 4,95 | 2,37 | ||
Hy5 | Подавление агрессии | 1,78 | 1,11 | 2,08 | 1,10 | ||
Ну-0 | Явная истерия | 4,85 | 3,54 | 9,34 | 4,14 | ||
Ну-S | Скрытная истерия | 13,35 | 4,27 | 13,35 | 3,62 | ||
Iе | Интеллектуальная эффективность | 28,67 | 3,75 | 27,14 | 3,94 | ||
Im | Импульсивность | 7,12 | 3,45 | 8,94 | 3,16 | ||
In | Внутренняя плохая приспособляемость | 37,8 | 18,32 | 52,16 | 18.06 | ||
Iq | Интеллектуальный коэффициент | 42,25 | 5,48 | 39.83 | 5,48 | ||
Ja | Осознанная тревога | 6,0 | 3,98 | 9,96 | 4,68 | ||
Jc | Комплекс осуждения | 27,0 | 3,42 | 28,66 | 3,81 | ||
Jh | Осознанная выраженная враждебность | 16,4 | 6,12 | 17,42 | 5,59 | ||
Lp | Лидерство | 32,1 | 6,9 | 28.1 | 5,9 | ||
Ma' | Чистая гипомания | 12,12 | 2,97 | 11,97 | 2,88 | ||
Ma1 | Аморальность | 2,54 | 1,39 | 2,72 | 1,36 | ||
Ma2 | Психомоторная акселерация | 3,69 | 1,49 | 3,92 | 1,62 | ||
Ma-0 | Явная гипомания | 5,7 | 3,02 | 7,08 | 2,91 | ||
Ma-S | Скрытая гипомания | 11,48 | 2,47 | 10,88 | 2,72 | ||
Mf1 | Эмоциональная сензитивность | 5,30 | 2,44 | 7,65 | 2,74 | ||
Mf3 | Альтруизм | 4,16 | 1,88 | 4,30 | 1,5 | ||
Mf4 | Женственность интересов | 6.54 | 2,8 | 9,1 | 2,82 | ||
Ne | Невротизм | 4,79 | 3,14 | 7,96 | 3,78 | ||
No | Невротический сверхконтроль | 5,0 | 2,39 | 6,52 | 2,20 | ||
Nu | Невротическое ослабление контроля | 14,1 | 4,93 | 17 03 | |||
Or | Оригинальность | 12,0 | 2,67 | 12,8 | 2,63 | ||
Pa’ | Чистая паранойя | 4,61 | 1,64 | 4,9 | 1,64 | ||
Pal | Идеи преследования | 2,74 | 2,25 | 3,31 | 2,03 | ||
Pa2 | Идеи отравления | 1,96 | 1,46 | 3,59 | 1,8 | ||
Pa3 | Наивность | 5,02 | 2,33 | 4,7 | 2,12 | ||
Pa-0 | Явная паранойя | 3,5 | 2,7 | 5,24 | 2,73 | ||
Pa-S | Скрытая паранойя | 7,36 | 2,24 | 7,62 | 2,01 | ||
Pc | Предсказание изменений | 4,4 | 2,57 | 7,52 | 3,01 | ||
Pd’ | Чистая психопатия | 6,19 | 1,98 | 6,77 | 1,89 | ||
Pd1 | Семейная дисгармония | 2,25 | 1,84 | 3,28 | 1,78 | ||
Pd2 | Проблема авторитарности | 3,12 | 1,52 | 3,1 | 1,47 | ||
Pd-0 | Явные психопатические отклонения | 7,02 | 3,6 | 8,55 | 3,29 | ||
Pd-S | Скрытые психопатические отклонения | 9,48 | 2,36 | 10,12 | 2,34 | ||
Pg | Прогноз для шизофрении | 32,35 | 3JO | 32,39 | 3,78 | ||
Pk | Фактор паранойи | 2,14 | 1,89 | 2,71 | 1,71 | ||
Pn | Психоневроз | 11,22 | 4,56 | 15,06 | 4,88 | ||
Pr | Предубежденность | 10,46 | 4,39 | 11,4 | 4,27 | ||
Pv | Фарисейство | 19,2 | 6,32 | 24,37 | 6,05 | ||
Py | Психологические интересы | 4,26 | 1,22 | 3,84 | 1,36 | ||
Pz | Параноидная шизофрения | 14,87 | 5,82 | 17,58 | 5,81 | ||
R | Второй фактор | 16,8 | 4,04 | 17,05 | 3,55 | ||
Rc | Рецидивизм | 9,22 | 2,70 | 9,27 | 2,73 | ||
Re | Социальная ответственность | 13,92 | 2,76 | 13,68 | 2,49 | ||
Rg-f | Ригидность, женская | — | — | 5,26 | 1,52 | ||
Rg-m | Ригидность, мужская | 5,32 | 1,33 | — | — | ||
Rp | Играние роли | 18,97 | 3,20 | 17,78 | 3,48 | ||
Sb-f | Стабильность профиля, женская | — | — | 13,63 | 2,66 | ||
Sb-m | Стабильность профиля, мужская | 18,14 | 4,18 | — | — | ||
Sc' - | Чистая шизофрения | 5,17 | 2,95 | 6,61 | 3,05 | ||
ScIA | Социальное отчуждение | 4,03 | 2,53 | 5,26 | 2,32 | ||
ScIB | Эмоциональное отчуждение | 2,36 | 1,09 | 2,71 | 1,38 | ||
ScB | Причудливость сенсорного восприятия | 2,26 | 2,23 | 3,66 | 2,58 | ||
Sf | Самоудовлетворенность | 21,3 | 5,05 | 17,15 | 5,27 | ||
Sm | Реакция соматизации | 22,48 | 3,69 | 20,31 | 3,62 | ||
So | Социальная желательность | 66,87 | 6,74 | 60,37 | 7,14 | ||
Sp | Социальное участие | 16,6 | 3,3 | 15,0 | 3,4 | ||
St-r | Социальный статус | 11,12 | 2,54 | 10,24 | 2,49 | ||
Sy | Застенчивость | 2,02 | 1,58 | 2,04 | 1,86 | ||
To | Толерантность | 19,92 | 4,48 | 18,77 | 4,33 | ||
Tp | Способность к преподаванию | 70,7 | 12,12 | 60,39 | 12,3 | ||
Tt | Защитная реакция на тест | 12,35 | 3,06 | 12,33 | 2574 | ||
UL | Язвенный тип личности | 49.6 | 5,47 | 43,3 | 6,22 | ||
Un | Низкие способности к достижению цели | 11,38 | 2,0 | 11,81 | 2,34 | ||
Wa | Отношение к работе | 11,67 | 3,92 | 14,66 | 4,22 | ||
+ | Стремление „наговорить на себя" | 20,12 | 6,82 | 26,94 | 6,70 | ||
Номера и индексы приведенных здесь шкал, а также ключи ко всем основным и дополнительным шкалам могут быть получены на семинаре по обучению применения СМИЛ. Там же можно получить дополнительные данные по интерпретации шкал, овладеть техникой обработки буклетного варианта, вычерчивания профилей и кодирования.
К содержанию