Профильный лист для 26 дополнительных шкал.

Каждый профиль имеет женский и мужской варианты, отличающие­ся по ряду параметров: во-первых, по среднестатистическим норма­тивам и разбросу, во-вторых, в женском варианте профильного лис­та, предназначенного для построения основного профиля, 5-я шкала ведет свой отсчет не снизу (как все остальные шкалы), а сверху вниз.

Основной тип профильного листа может использоваться как единст­венный вариант, если дополнительные шкалы не нужны, и психолога интересует только тот круг проблем, который исчерпывает интерпре­тация основного профиля. Другой профильный лист облегчает перевод сырых баллов по 26 наиболее популярным шкалам из 200 рестандартизированных нами дополнительных шкал в Т-баллы. Однако, в отличие от целостного образа личности, создаваемого интерпретацией базисных шкал основного профиля, показатели дополнительных шкал не форми­руют какой-либо цельной структуры и интерпретируются фрагментар­но, образуя лишь „связки", констелляции, высвечивающие некоторые проблемы личности

Предпочтение нами буклетной формы опросника связано с тем, что вариант в виде набора карточек требует довольно частых проверок, так как карточки легко теряются. Кроме того, обработка данных (сор­тировка карточек по срезу уголков на значимые и незначимые, занесе­ние их индексов на профильный лист) представляет больший объем работы, также создает дополнительные трудности для психолога, вследствие чего возможны ошибки, значительно влияющие на резуль­таты обследования.

Как показывает многолетний опыт, буклетный вариант намного экономичнее по затрате времени для психолога, менее чреват ошибка­ми и удобнее при компьютеризации, т к регистрационный лист легко может быть трансформирован в перфокарту, а при диалоговом режиме работы с ЭВМ текст буклета автоматически воспроизводится на дис­плее компьютера.

Работа с методикой предъявляет определенные требования к кон­тингенту обследуемых лиц в плане их общего развития, в связи с чем взрослый вариант методики применяется лишь в отношении испы­туемых, которым исполнилось 16 лет, имеющим образование не ниже 8 классов средней школы, при отсутствии признаков явного интеллек­туального недоразвития или снижения и грубой нервнопсихической патологии с потерей ориентации в собственном „Я" и окружающей обстановке. При обследовании лиц не русской национальности имеет значение как степень владения русским языком, так и осведомленность в плане культурно-этнической специфики русскоязычной популяции нашей страны. В принципе, методика расчитана на обследование тех, кто мыслит по-русски.

Подростково-юношеский вариант методики применяется в основном на контингенте 13—15-летних мальчиков и девочек; однако, при хоро­шем общем развитии и достаточно высоком интеллекте с нею хорошо справляются и 12-летние дети. Дело, однако, в том, что в этом возрас­те мы сталкивается с еще несформировавшейся личностью и интерпре­тация здесь должна быть более гибкой с учетом того, что выявляемые тенденции менее стабильны и могут значительно трансформироваться по мере развития личности и усиления самоконтроля. В то же время, данные исследования личностных свойств подростков в процессе профконсультирования оказались весьма информативными в работе, направленной на формирование у школьников профессионального самоопределения и выявления наиболее устойчивых профессионально-значимых индивидуально-типологических особенностей

Процедура обследования. Особенности ее проведения могут нало­жить отпечаток на результаты тестирования, поэтому корректность процедуры обследования имеет большое значение для получения наи­более достоверных результатов. Обследование должно проводиться в максимально комфортных условиях, в отдельной комнате где ничто не отвлекает внимание испытуемого. При одновременном обследовании группы испытуемых необходимо обеспечить самостоятельность работы каждого члена группы, исключить их влияние друг на друга; необхо­димо постоянное присутствие лица, проводящего исследование Если испытуемые обращаются за консультацией, экспериментатор должен дать необходимые пояснения, но при этом напомнить, что каждый испытуемый должен руководствоваться своим собственным мнением в понимании и оценке утверждений методики Пояснить можно лишь отдельные слова, но не смысловое содержание утверждений, так как наиболее важен тот субъективный смысл, который вкладывает в то или иное утверждение сам индивид Нужно стремиться к тему чтобы обследуемый, относясь с полной серьезностью к выполнению теста, не имел повода для опасений и недоверия. Поэтому необходимо снять напряженность и чувство неловкости у обследуемых, нивелировать отчужденность по отношению к экспериментатору. Для этого иногда используется такая формулировка: „У нас все проходят такое обсле­дование, таков порядок", или „Обследование необходимо, чтобы лучше разобраться в Ваших проблемах и найти наиболее соответствующий Вашей индивидуальности вариант"... „педагогического подхода", „лече­ния", „профессиональной ориентации", „оздоровительных мер профи­лактического плана" и др.

К буклету приложена инструкция следующего содержания:

„В предлагаемой Вам брошюре имеется ряд утверждений. Прочтите первое из них и решите, верно ли данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то на специальном регистрационном листе в кле­точке, соответствующей номеру утверждения, поставьте крестик над цифрой номера. Если неверно, то поставьте крестик в соответствующей клеточке под цифрой номера.

Если Вы не можете решить, как правильно ответить, то постарайтесь выбрать предпочтительный вариант ответа, исходя из того, что все-таки больше подходит — „верно" или „неверно". В крайнем случае обведите эту клеточку кружочком и вернитесь к обдумыванию этих утверждений еще раз, когда закончите работу в целом.

Ничего не пишите и не помечайте в самой брошюре.

Заполняйте последовательно весь регистрационный лист, оценивая каждое утверждение как „верное" или „неверное" по отношению к Вам. Помните, что Вы высказываете свое собственное мнение о себе, как Вы это считаете на сегодняшний день. Здесь не может быть „пло­хих" и „хороших" ответов, просто выявляется Ваше настроение, само­чувствие и Ваш индивидуальный стиль реагирования.

Важна Ваша первая реакция на содержание утверждений, а не резуль­тат долгих раздумий. Вас не должна смущать достаточная интимность некоторых вопросов, так как дальнейшая обработка данных автома­тизирована и никто не будет перечитывать Ваши ответы.

Обращайте внимание на предложения с двойными отрицаниями, не сделайте ошибки: так, утверждение: „У меня никогда не было при­падков или судорог" оценивается как „верное", если у Вас припад­ков и судорог не было.

Постарайтесь отнестись к работе внимательно и серьезно. Небреж­ность, а также стремление „улучшить" или „ухудшить" ответы приво­дит к недостоверным результатам и необходимости повторного об­следования, так как методика с помощью специальных шкал улавли­вает намеренные искажения и неискренность ответов.

После того, как весь регистрационный лист заполнен, при ручной обработке данных на него последовательно накладываются „ключи" соответствующих шкал. „Сырые" баллы соответствуют сумме крестиков, просвечивающих в окошечках трафарета-ключа при наложена его на регистрационный лист. Перевод сырых баллов дополнительны; шкал в стандартные „Т" — баллы производится по формуле:

Профильный лист для 26 дополнительных шкал. - student2.ru

где X — полученный сырой результат по соответствующей шкале, М /медиана/ — средненормативные данные, а „s " — среднеквадратичное отклонение

В профильных листах — как общего типа, так и для дополнительных шкал — сырые баллы автоматически переводятся в стандартные, так как там каждое значение сырой оценки по каждой шкале заранее высчитано и соотнеснено со стандартными оценками Т. Ключ к любой из шкал делается следующим образом: берется чистый регистрацион­ный лист, на нем сперва помечаются /и тщательно выверяются/ значимые номера. Верхней части клеточки соответствует ответ „верно", нижней — „неверно". Затем эти окна вырезаются, а регистрационная сетка обрезается по краю, т.е. срезаются поля. Для прочности каждый ключ-трафарет можно наклеить на прозрачную пленку.

После подсчета сырые баллы по каждой шкале выставляются в соответствующих их индексу /L, F, К/ или номеру местах в нижней части профильного листа. Однако, это только первичные сырые баллы. К данным пяти базисных шкал — 1-й, 4-й, 7-й, 8-й и 9-й — в опреде­ленной пропорции прибавляются доли значения шкалы К: соответствен­но - 0,5, 0,4, 1,0, 1,0, 0,2. Для удобства подсчета справа на про­фильном листе представлена таблица, в которой приведены (заранее подсчитанные и округленные до целых) величины 0,5, 0,4, 0,2 для любого возможного значения „К" /первый столбец/.

После коррекции с помощью этой таблицы первичных сырых баллов, подсчитываются окончательные результаты /см. „Сумма К"/, которые затем выносятся на поле профильного бланка в виде точки, соответствующей уровню показателя каждой шкалы, соотнесенной с Т-баллами, Линия, соединяющая эти точки, образует профиль. 1-й профиль дает рисунок шкал достоверности; 2-й является основным профилем, о котором чаще всего и идет речь как о профиле MMPI /СМИЛ/.

Линия профильного листа, соответствующая 50 Т, является основ­ной „точкой отсчета" и отражает средненормативные данные. Располо­женные выше и ниже средне-нормативных показателей линии отстоят друг от друга на 10 стандартных делений Т, что соответствует среднеквадратичному отклонению. Линии, соответствующие 70 и 30 Т, отграничивают достаточно широкий коридор нормативного разброса от показателей, отражающих ту или иную степень нервно-психической дезадаптации, начиная с ситуативно обусловленных адаптационных реакций и кончая тяжелыми невротическими расстройствами, личностной дисгармоничностью, психопатическими проявлениями, психотичес­кими нарушениями.

Подсчет данных, коррекция их и выведение профиля занимает у экспериментатора после приобретения необходимых навыков примерно 10-12 минут. Однако, при освоении метода рекомендуется с большой тщательностью выполнять наложение ключей, производить подсчеты, не спешить, проверять и перепроверять полученные данные. Получив показатель по какой-либо из шкал, следует повторить процедуру подсчета до получения двух одинаковых результатов. Необходимо внимательно относиться к процедуре коррекции данных с помощью шкалы К, так как именно здесь нередки ошибки у начинающих. Тратить усилия на интерпретацию профиля, являющегося результатом ошибочного подсчета, нелепо; главная же опасность таится в том, что, если ошибка так и не будет выявлена, интерпретация также окажется ошибочной. Одним из основных преимуществ методи­ки по сравнению с другими личностными тестами является объектив­ность и беспристрастность автоматизированного способа получения количественных результатов, которые в свою очередь могут соответствовать таким требованиям лишь при соблюдении элементар­ных правил и корректно произведенных подсчетов — к слову сказать, весьма примитивных, требующих лишь аккуратности и внимания. Эту часть работы может выполнять хорошо обученный лаборант или медицинская сестра под контролем специалиста /психолога, врача/, который прошел курс обучения и владеет методом.

К содержанию

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФИЛЕЙ

Профиль MMPI /СМИЛ/ представляет собой графическое изобра­жение соотношений количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции. Если перечислить эти тенденции вкратце, соответственно нумерации шкал, то они следующие:

1-я шкала. Повышение в пределах 70Т — показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вни­манием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации /т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70 Т/. Низкие показатели — ниже 50 Т — имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленных особеннос­тей личности и состояния.

2-я — шкала пессимистичности; выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а по­казатели выше 70 Т выявляют депрессивное состояние.

3-я шкала — «эмоциональной лабильности» — при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах /выше 70 Т/ вплоть до истероидных, истерических или истероформных проявлений.

4-я шкала — «шкала импульсивности», отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т — импульсивное, плохо контролируемое поведение психо­патических или акцентуированных личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного происхождения.

5-я шкала — «женственности — мужественности», показывает степень соответствия полоролевого поведения и уровень сексуаль­ной адаптированности.

6-я шкала — «ригидности», в норме отражает склонность к педан­тизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность пережива­ний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала, к стеническому /при значительном повышении к гиперстеническому/ типу реагирования.

7-я шкала — «тревожности». Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, кон­формность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых /гипостенических/ черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.

8-я шкала — шкала «индивидуалистичности», бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и по­ступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступ­ков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.

9-я шкала выявляет уровень оптимистичности и отражает стени­ческий тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50 Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.

0-я шкала — интроверсии, показывает уровень общительности, социальной вовлеченности личности, обращенность преимущественно в мир субъективных переживаний /повышение до 70 т/ вплоть до замкнутости и аутичности /выше 70 Т/, а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности /показате­ли ниже 50 Т/ или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем /если показатели ниже 40 Т/.

Профиль называется «линейным» если все показатели его находятся в пределах между 40 и 60 Т. Такой профиль чаще всего встречается у лиц, относимых к конкордантной норме, т.е. у личностей гармонич­ных.

«Утопленный» профиль отличается от линейного тем, что показате­ли ряда шкал находятся ниже 40 Т, а большинства других - ниже 50 Т. Такой профиль чаще всего является результатом установочного отношения к процедуре тестирования и сопровождается высокими показателями шкал достоверности L и К, при низкой F.

«Пограничный» профиль своими наиболее высокими точками достигает 70—75 Т, а остальные шкалы в большинстве своем не ниже 54 Т.

«Пикообразным» профиль называется тогда, когда, наряду с боль­шинством шкал, находящихся на одном уровне, одна, две или более расположены значительно выше других /на 15—20 Т и выше/. В зави­симости от количества таких контрастирующих „пиков" профиль называется одно-, двух- или трех фазным.

Если подъем значительно выражен по одной-двум шкалам, по другим же мало выражен или отсутствует вовсе, то профиль характеризуется как «широко-разбросанный».

Если пики профиля значительно превышают 70 Т, то это «высоко-расположенный» профиль.

Если многие шкалы профиля значительно повышены и почти нет /не более одной/ шкал, показатели которых находятся ниже 60 Т, то такой профиль называется «плавающим». Критерии выявления признаков плавающего профиля следующие: F находится между 60 и 90 Т, каждая из шкал - 1, 2, 3-я - 80 Т и выше, 7-я и 8-я шкалы -85 Т и выше. Такой профиль свидетельствует о выраженном стрессе и дезадаптации личности. «Выпуклый» профиль повышен в центре и имеет пологий спуск по краям. «Углубленный» профиль поднят на первых и последних шкалах с относительным понижением в центральной части.

Профиль с множеством пиков без резких понижений соседствующих, контрастирующих шкал называется «зубчатой пилой».

Наклон профиля показывает, какая часть профиля расположена более высоко. «Невротическим» или негативным называется наклон в профиле с подъемом на 1-й, 2-й и 3-й шкалах /шкалы невротичес­кой триады/. Позитивный наклон проявляется подъем 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкал, отражающих высокий риск поведенческих реакций и довольно-таки безосновательно называвшихся ранее шкалами психо­тической тетрады.

Повышение профиля по двум соседствующим шкалам дает двойной пик. Так, часто встречается двойной пик 78 /семь-восемь/.

Отмечен целый ряд особенностей профиля, отражающих определен­ную установку обследуемого на тестирование. При выраженной тенден­ции избежать откровенности и максимально приблизить ответы к норме получается утопленный профиль. При аггравации, т.е. явном преувеличении тяжести имеющихся проблем и своего состояния, обра­зуется высокорасположенный зубчатый профиль. Если испытуемый, пытаясь понять, как работает методика, и повлиять на результаты, отвечает на большинство утверждений „верно", или, наоборот, почти на все утверждения отвечает „неверно", то получаются достаточно характерные профили.

/см. таблицы „Медицинская психология. Психодиагностика", Собчик Л.Н., Лапин В.А., Медучпособие, 1989/.

К содержанию

Наши рекомендации