Профильный лист для 26 дополнительных шкал.
Каждый профиль имеет женский и мужской варианты, отличающиеся по ряду параметров: во-первых, по среднестатистическим нормативам и разбросу, во-вторых, в женском варианте профильного листа, предназначенного для построения основного профиля, 5-я шкала ведет свой отсчет не снизу (как все остальные шкалы), а сверху вниз.
Основной тип профильного листа может использоваться как единственный вариант, если дополнительные шкалы не нужны, и психолога интересует только тот круг проблем, который исчерпывает интерпретация основного профиля. Другой профильный лист облегчает перевод сырых баллов по 26 наиболее популярным шкалам из 200 рестандартизированных нами дополнительных шкал в Т-баллы. Однако, в отличие от целостного образа личности, создаваемого интерпретацией базисных шкал основного профиля, показатели дополнительных шкал не формируют какой-либо цельной структуры и интерпретируются фрагментарно, образуя лишь „связки", констелляции, высвечивающие некоторые проблемы личности
Предпочтение нами буклетной формы опросника связано с тем, что вариант в виде набора карточек требует довольно частых проверок, так как карточки легко теряются. Кроме того, обработка данных (сортировка карточек по срезу уголков на значимые и незначимые, занесение их индексов на профильный лист) представляет больший объем работы, также создает дополнительные трудности для психолога, вследствие чего возможны ошибки, значительно влияющие на результаты обследования.
Как показывает многолетний опыт, буклетный вариант намного экономичнее по затрате времени для психолога, менее чреват ошибками и удобнее при компьютеризации, т к регистрационный лист легко может быть трансформирован в перфокарту, а при диалоговом режиме работы с ЭВМ текст буклета автоматически воспроизводится на дисплее компьютера.
Работа с методикой предъявляет определенные требования к контингенту обследуемых лиц в плане их общего развития, в связи с чем взрослый вариант методики применяется лишь в отношении испытуемых, которым исполнилось 16 лет, имеющим образование не ниже 8 классов средней школы, при отсутствии признаков явного интеллектуального недоразвития или снижения и грубой нервнопсихической патологии с потерей ориентации в собственном „Я" и окружающей обстановке. При обследовании лиц не русской национальности имеет значение как степень владения русским языком, так и осведомленность в плане культурно-этнической специфики русскоязычной популяции нашей страны. В принципе, методика расчитана на обследование тех, кто мыслит по-русски.
Подростково-юношеский вариант методики применяется в основном на контингенте 13—15-летних мальчиков и девочек; однако, при хорошем общем развитии и достаточно высоком интеллекте с нею хорошо справляются и 12-летние дети. Дело, однако, в том, что в этом возрасте мы сталкивается с еще несформировавшейся личностью и интерпретация здесь должна быть более гибкой с учетом того, что выявляемые тенденции менее стабильны и могут значительно трансформироваться по мере развития личности и усиления самоконтроля. В то же время, данные исследования личностных свойств подростков в процессе профконсультирования оказались весьма информативными в работе, направленной на формирование у школьников профессионального самоопределения и выявления наиболее устойчивых профессионально-значимых индивидуально-типологических особенностей
Процедура обследования. Особенности ее проведения могут наложить отпечаток на результаты тестирования, поэтому корректность процедуры обследования имеет большое значение для получения наиболее достоверных результатов. Обследование должно проводиться в максимально комфортных условиях, в отдельной комнате где ничто не отвлекает внимание испытуемого. При одновременном обследовании группы испытуемых необходимо обеспечить самостоятельность работы каждого члена группы, исключить их влияние друг на друга; необходимо постоянное присутствие лица, проводящего исследование Если испытуемые обращаются за консультацией, экспериментатор должен дать необходимые пояснения, но при этом напомнить, что каждый испытуемый должен руководствоваться своим собственным мнением в понимании и оценке утверждений методики Пояснить можно лишь отдельные слова, но не смысловое содержание утверждений, так как наиболее важен тот субъективный смысл, который вкладывает в то или иное утверждение сам индивид Нужно стремиться к тему чтобы обследуемый, относясь с полной серьезностью к выполнению теста, не имел повода для опасений и недоверия. Поэтому необходимо снять напряженность и чувство неловкости у обследуемых, нивелировать отчужденность по отношению к экспериментатору. Для этого иногда используется такая формулировка: „У нас все проходят такое обследование, таков порядок", или „Обследование необходимо, чтобы лучше разобраться в Ваших проблемах и найти наиболее соответствующий Вашей индивидуальности вариант"... „педагогического подхода", „лечения", „профессиональной ориентации", „оздоровительных мер профилактического плана" и др.
К буклету приложена инструкция следующего содержания:
„В предлагаемой Вам брошюре имеется ряд утверждений. Прочтите первое из них и решите, верно ли данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то на специальном регистрационном листе в клеточке, соответствующей номеру утверждения, поставьте крестик над цифрой номера. Если неверно, то поставьте крестик в соответствующей клеточке под цифрой номера.
Если Вы не можете решить, как правильно ответить, то постарайтесь выбрать предпочтительный вариант ответа, исходя из того, что все-таки больше подходит — „верно" или „неверно". В крайнем случае обведите эту клеточку кружочком и вернитесь к обдумыванию этих утверждений еще раз, когда закончите работу в целом.
Ничего не пишите и не помечайте в самой брошюре.
Заполняйте последовательно весь регистрационный лист, оценивая каждое утверждение как „верное" или „неверное" по отношению к Вам. Помните, что Вы высказываете свое собственное мнение о себе, как Вы это считаете на сегодняшний день. Здесь не может быть „плохих" и „хороших" ответов, просто выявляется Ваше настроение, самочувствие и Ваш индивидуальный стиль реагирования.
Важна Ваша первая реакция на содержание утверждений, а не результат долгих раздумий. Вас не должна смущать достаточная интимность некоторых вопросов, так как дальнейшая обработка данных автоматизирована и никто не будет перечитывать Ваши ответы.
Обращайте внимание на предложения с двойными отрицаниями, не сделайте ошибки: так, утверждение: „У меня никогда не было припадков или судорог" оценивается как „верное", если у Вас припадков и судорог не было.
Постарайтесь отнестись к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление „улучшить" или „ухудшить" ответы приводит к недостоверным результатам и необходимости повторного обследования, так как методика с помощью специальных шкал улавливает намеренные искажения и неискренность ответов.
После того, как весь регистрационный лист заполнен, при ручной обработке данных на него последовательно накладываются „ключи" соответствующих шкал. „Сырые" баллы соответствуют сумме крестиков, просвечивающих в окошечках трафарета-ключа при наложена его на регистрационный лист. Перевод сырых баллов дополнительны; шкал в стандартные „Т" — баллы производится по формуле:
где X — полученный сырой результат по соответствующей шкале, М /медиана/ — средненормативные данные, а „s " — среднеквадратичное отклонение
В профильных листах — как общего типа, так и для дополнительных шкал — сырые баллы автоматически переводятся в стандартные, так как там каждое значение сырой оценки по каждой шкале заранее высчитано и соотнеснено со стандартными оценками Т. Ключ к любой из шкал делается следующим образом: берется чистый регистрационный лист, на нем сперва помечаются /и тщательно выверяются/ значимые номера. Верхней части клеточки соответствует ответ „верно", нижней — „неверно". Затем эти окна вырезаются, а регистрационная сетка обрезается по краю, т.е. срезаются поля. Для прочности каждый ключ-трафарет можно наклеить на прозрачную пленку.
После подсчета сырые баллы по каждой шкале выставляются в соответствующих их индексу /L, F, К/ или номеру местах в нижней части профильного листа. Однако, это только первичные сырые баллы. К данным пяти базисных шкал — 1-й, 4-й, 7-й, 8-й и 9-й — в определенной пропорции прибавляются доли значения шкалы К: соответственно - 0,5, 0,4, 1,0, 1,0, 0,2. Для удобства подсчета справа на профильном листе представлена таблица, в которой приведены (заранее подсчитанные и округленные до целых) величины 0,5, 0,4, 0,2 для любого возможного значения „К" /первый столбец/.
После коррекции с помощью этой таблицы первичных сырых баллов, подсчитываются окончательные результаты /см. „Сумма К"/, которые затем выносятся на поле профильного бланка в виде точки, соответствующей уровню показателя каждой шкалы, соотнесенной с Т-баллами, Линия, соединяющая эти точки, образует профиль. 1-й профиль дает рисунок шкал достоверности; 2-й является основным профилем, о котором чаще всего и идет речь как о профиле MMPI /СМИЛ/.
Линия профильного листа, соответствующая 50 Т, является основной „точкой отсчета" и отражает средненормативные данные. Расположенные выше и ниже средне-нормативных показателей линии отстоят друг от друга на 10 стандартных делений Т, что соответствует среднеквадратичному отклонению. Линии, соответствующие 70 и 30 Т, отграничивают достаточно широкий коридор нормативного разброса от показателей, отражающих ту или иную степень нервно-психической дезадаптации, начиная с ситуативно обусловленных адаптационных реакций и кончая тяжелыми невротическими расстройствами, личностной дисгармоничностью, психопатическими проявлениями, психотическими нарушениями.
Подсчет данных, коррекция их и выведение профиля занимает у экспериментатора после приобретения необходимых навыков примерно 10-12 минут. Однако, при освоении метода рекомендуется с большой тщательностью выполнять наложение ключей, производить подсчеты, не спешить, проверять и перепроверять полученные данные. Получив показатель по какой-либо из шкал, следует повторить процедуру подсчета до получения двух одинаковых результатов. Необходимо внимательно относиться к процедуре коррекции данных с помощью шкалы К, так как именно здесь нередки ошибки у начинающих. Тратить усилия на интерпретацию профиля, являющегося результатом ошибочного подсчета, нелепо; главная же опасность таится в том, что, если ошибка так и не будет выявлена, интерпретация также окажется ошибочной. Одним из основных преимуществ методики по сравнению с другими личностными тестами является объективность и беспристрастность автоматизированного способа получения количественных результатов, которые в свою очередь могут соответствовать таким требованиям лишь при соблюдении элементарных правил и корректно произведенных подсчетов — к слову сказать, весьма примитивных, требующих лишь аккуратности и внимания. Эту часть работы может выполнять хорошо обученный лаборант или медицинская сестра под контролем специалиста /психолога, врача/, который прошел курс обучения и владеет методом.
К содержанию
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФИЛЕЙ
Профиль MMPI /СМИЛ/ представляет собой графическое изображение соотношений количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции. Если перечислить эти тенденции вкратце, соответственно нумерации шкал, то они следующие:
1-я шкала. Повышение в пределах 70Т — показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации /т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70 Т/. Низкие показатели — ниже 50 Т — имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленных особенностей личности и состояния.
2-я — шкала пессимистичности; выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а показатели выше 70 Т выявляют депрессивное состояние.
3-я шкала — «эмоциональной лабильности» — при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах /выше 70 Т/ вплоть до истероидных, истерических или истероформных проявлений.
4-я шкала — «шкала импульсивности», отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т — импульсивное, плохо контролируемое поведение психопатических или акцентуированных личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного происхождения.
5-я шкала — «женственности — мужественности», показывает степень соответствия полоролевого поведения и уровень сексуальной адаптированности.
6-я шкала — «ригидности», в норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала, к стеническому /при значительном повышении к гиперстеническому/ типу реагирования.
7-я шкала — «тревожности». Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых /гипостенических/ черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.
8-я шкала — шкала «индивидуалистичности», бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.
9-я шкала выявляет уровень оптимистичности и отражает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50 Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.
0-я шкала — интроверсии, показывает уровень общительности, социальной вовлеченности личности, обращенность преимущественно в мир субъективных переживаний /повышение до 70 т/ вплоть до замкнутости и аутичности /выше 70 Т/, а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности /показатели ниже 50 Т/ или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем /если показатели ниже 40 Т/.
Профиль называется «линейным» если все показатели его находятся в пределах между 40 и 60 Т. Такой профиль чаще всего встречается у лиц, относимых к конкордантной норме, т.е. у личностей гармоничных.
«Утопленный» профиль отличается от линейного тем, что показатели ряда шкал находятся ниже 40 Т, а большинства других - ниже 50 Т. Такой профиль чаще всего является результатом установочного отношения к процедуре тестирования и сопровождается высокими показателями шкал достоверности L и К, при низкой F.
«Пограничный» профиль своими наиболее высокими точками достигает 70—75 Т, а остальные шкалы в большинстве своем не ниже 54 Т.
«Пикообразным» профиль называется тогда, когда, наряду с большинством шкал, находящихся на одном уровне, одна, две или более расположены значительно выше других /на 15—20 Т и выше/. В зависимости от количества таких контрастирующих „пиков" профиль называется одно-, двух- или трех фазным.
Если подъем значительно выражен по одной-двум шкалам, по другим же мало выражен или отсутствует вовсе, то профиль характеризуется как «широко-разбросанный».
Если пики профиля значительно превышают 70 Т, то это «высоко-расположенный» профиль.
Если многие шкалы профиля значительно повышены и почти нет /не более одной/ шкал, показатели которых находятся ниже 60 Т, то такой профиль называется «плавающим». Критерии выявления признаков плавающего профиля следующие: F находится между 60 и 90 Т, каждая из шкал - 1, 2, 3-я - 80 Т и выше, 7-я и 8-я шкалы -85 Т и выше. Такой профиль свидетельствует о выраженном стрессе и дезадаптации личности. «Выпуклый» профиль повышен в центре и имеет пологий спуск по краям. «Углубленный» профиль поднят на первых и последних шкалах с относительным понижением в центральной части.
Профиль с множеством пиков без резких понижений соседствующих, контрастирующих шкал называется «зубчатой пилой».
Наклон профиля показывает, какая часть профиля расположена более высоко. «Невротическим» или негативным называется наклон в профиле с подъемом на 1-й, 2-й и 3-й шкалах /шкалы невротической триады/. Позитивный наклон проявляется подъем 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкал, отражающих высокий риск поведенческих реакций и довольно-таки безосновательно называвшихся ранее шкалами психотической тетрады.
Повышение профиля по двум соседствующим шкалам дает двойной пик. Так, часто встречается двойной пик 78 /семь-восемь/.
Отмечен целый ряд особенностей профиля, отражающих определенную установку обследуемого на тестирование. При выраженной тенденции избежать откровенности и максимально приблизить ответы к норме получается утопленный профиль. При аггравации, т.е. явном преувеличении тяжести имеющихся проблем и своего состояния, образуется высокорасположенный зубчатый профиль. Если испытуемый, пытаясь понять, как работает методика, и повлиять на результаты, отвечает на большинство утверждений „верно", или, наоборот, почти на все утверждения отвечает „неверно", то получаются достаточно характерные профили.
/см. таблицы „Медицинская психология. Психодиагностика", Собчик Л.Н., Лапин В.А., Медучпособие, 1989/.
К содержанию