Концепция «Бегства от свободы» Э. Фромма.

За основу взял теорию отчуждения Маркса. Отчуждение человека от общества, от природы, от себя самого.

Живя в большом городе, мы не знаем своих соседей, когда в деревне все знают друг друга. Человек, кот родился в малонаселенном пункте считает, что у него все определено(профессия, жена…), т.к выбора почти нет. В городе – выбор огромный. Свободы много, но чем больше свобода, тем больше ответственность. Человек стремится избежать ответственность, а значит и свободу.

Механизмы бегства от свободы:

1. Авторитаризм бывает 2х видов: Садистский-эксплуатация других. Мазахистский –впадание в зависимость от других. В обоих случаях человек зависит от объекта. Нет любви, это иллюзия. Избавление от свободы путем растворения в другом человеке.

2.Деструктивность (разрушительность) – унижение и покорение других людей. Человек выступает как бунтарь.

3.Подчинение – человек подчиняется той модели, кот.требует от него общество. Чел-к становится роботом.

Фромм говорит о наличии позитивной свободы – творческой. Для этого нужна спонтанная активность, выражающаяся в любви и труде.

Человек все больше освобождается от социального контроля. Когда человек рождается, ему уже прививают свободу (отрез пуповины) это «свобода от…» но когда мы отрываемся, нам страшно. Мы стремимся отказаться от ответственности. Поэтому позитивный выход «свобода для…»

11. Психосинтез Р. Ассаджиоли. Процесс индивидуализации.

Итальянский психиатр и психотерапевт Роберто Ассаджиоли (1888-1974) был последовательным учеником Фрейда и не подвергал критике его классический психоанализ. Однако он справедливо считал, что если есть анализ (разъединение), то должен быть и синтез (соединение), т.е. необходимо вернуть чел к его целостности.

Структура личности по Ассаджиоли включает: 1.Низшее бессознательное. Оно и заключает в себе наиболее простые животные (и одновременно жизненно необходимые) инстинкты. Оно содержит сильные энергетические ресурсы, эмоционально заряжено. Простейшие формы пс деятельности, управляющие жизнью тела; разумное согласование телесных функций.

Основные влечения и примитивные побуждения. Многочисленные "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд.

Образы кошмарных сновидений и фантазий.

Низшие, неконтролируемые парапсихические процессы. Различные патологические проявления, такие как фобии, мании, навязчивые идеи и

желания.

2. Среднее бессознательное (предсознание)Это промежуточная зона перехода бессознательного в сознание. Здесь наши бессознательные ощ, восприятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в различной степени) психические состояния и навыки. Именно здесь «зреют плоды нашего ума» путем все более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуитивных озарений.

3. Высшее бессознательное отвечает за творческое, креативное начало. Это источник таких высших чувств как альтруистическая любовь; это источник таланта, а также состояний созерцания, просветления и экстаза.

4.Поле сознания (во 2).В этот раздел Ассаджиоли включает осознаваемую, анализируемую индивидом часть личности, ощущений и восприятии. При этом он, как и все психоаналитики, не утверждает, что это осознание объективно.

5. Сознательное «Я» Этот раздел находится в центре сознания. Если поле сознания охватывает различные ощущения и восприятия, то его центр - это рефлексивное Я, то есть целостное Я, «видящее себя со стороны». Ассаджиоли наглядно сравнивает поле сознания с освещенным экраном, а сознательное Я с проецируемым на этот экран изображением.

6. Ассаджиоли считает высшее Я (сверху) - истинной сущностью человека, к кот он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.). Именно осознание своего личного высшего Я Ассаджиоли считает условием психического здоровья.

7. Коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное существует не изолированно, а множеством незримых нитей связано с коллективным бессознательным как в пространстве (бессознательная связь с психикой современников), так и во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества).

Этапы психосинтеза:

1.Глубокое познание своей личности. Осознание своих проблем, комплексов, переживаний и тд.

2.Контроль над элементами личности. Человек отождествляет себя со своими проблемами. Над нами властвует то, с чем мы себя отождествим. Чтобы властвовать над переживаниями, нужно разотождествляться с ними. Эта процедура может быть разделена на две фазы:

a. Разложение вредных комплексов на элементы.

b. Управление высвобождаемыми энергиями и их использование.

3. Постижение своего высшего «Я». Задача психосинтеза – сблизить сознательное и высшее «Я». В действительности нет двух "я", двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, кот проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения.

Объединение центров может происходить посредством идеальных образов. Очевидно, что такие "идеальные модели" предполагают живую связь с внешним миром и другими человеческими существами, то есть определенную степень экстраверсии. Но некоторые люди экстравертированы до такой степени, что проецируют жизненный центр своей личности вовне.

4. Психосинтез – перестройка всей личности вокруг нового центра. Мы должны визуализировать, мысленно представлять свою цель,-- то есть новую личность, к созданию кот мы стремимся, -- и ясно сознавать задачи.

Наши рекомендации