По программе «Профессиональная этика»
направление подготовки «Психология»
Москва
Семинар 1: К этимологии терминов «Этика», «Мораль», «Нравственность»
Литература :
Голубева Г.А. Этика. Учебное пособие. М., 2011.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 2008.
Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. М., 2006.
Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие / Под общ.ред. В.М.Соколова и А.И.Турчинова – М.: Изд-во РАГС; Статут, 2006.
Дробницкий Д.Г. Понятие морали. М., 1974.
Дробницкий Д.Г. Моральная философия. М., 2002.
Дубко Е.Л. История европейской этики. Учебное пособие. М., 2007.
Дубко Е.Л. Политическая этика. Учебник для вузов. М., 2005.
Мур Дж.Э. Природа моральной философии. М., 1999.
Профессиональная этика. Учебное пособие для вузов. Отв.ред. – Росенко М.Н., Спб.: Петрополис, 2006
Разин А.В. Этика. Учебник для вузов. М., 2004.
Скворцов А.Н. Этика. Учебник. М., 2011.
Степнов П.П. Мораль и этика: вопросы истории и теории. М., 1999.
Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих. Социально-философский аспект. Учебное пособие. М.: РАГС, 2006.
Степнов П.П. Древняя Русь. Государство и власть. Проблемы морально-этического сознания. М., 2007.
Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие Н.Н.Шувалова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Этика: учебник / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 2006.
Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М., 2001.
Семинар 2: Этические добродетели и золотое правило Аристотеля.
1. Понятие блага.
2. Понятие мудрости.
3. Понятие справедливости.
4. Понятие добродетели.
5. Дианоэтические и этические добродетели.
6. Суть золотой середины.
7. Становление этики.
Литература
(к указанной ранее)
Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4 томах. Т. 4. М., 1984.
Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 2007.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
Семинар 3: Европейская этика: категорический императив И.Канта и этическая система Гегеля
1. Какова, по Канту, кардинальная особенность нравственного закона?
2. Как классифицируются Кантом императивы, регулирующие поведение людей? Какова особенность категорического императива?
3. Каковы три формулы категорического императива?
4. Как Кант трактовал долг и его соотношение со склонностями?
5. Какую роль в этической системе Канта играют постулаты практического разума? Каковы их нормативные функции?
6. Определите три ступени развития свободы воли человека по Гегелю.
7. Суть взаимосвязи права и морали. Мораль и нравственность в интерпретации Гегеля.
8. Роль нравственности в развитии гражданского общества.
Литература
(к указанной ранее)
Кант И. Основы метафизики нравов // Кант И. Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 219—309.
Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч. М., 1997. Т. III. С. 39-275.
Гегель Г. Философия права. М.: Мысль. 1990.
Гуссейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 2007.
Дубко Е.Л. История европейской этики. Учебное пособие. М., 2007.
Степнов П.П. Мораль и этика: вопросы истории и теории. М., 2000.
Степнов П.П. Мораль как требование разума в этике Канта // Философия Иммануила Канта и цивилизационные вызовы нашего времени. М., 2005.
Семинар 4: Этика А.Шопенгауэра: свобода воли и нравственность
Шопенгауэр о двух основных проблемах этики: о свободе воли и об основе морали.
Эгоизм и сострадание. Философия сострадания. Пессимистический гуманизм А.Шопенгауэра.
В чем смысл высказывания А. Шопенгауэра: «Я должен дать этикам парадоксальный совет – немножко осмотреться в человеческой жизни»?
Литература
(к указанной ранее)
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1993.
Дубко Е.Л. А.Шопенгауэр. Эгоизм и сострадание // История Европейской этики. Учебное пособие. М., 2007.
Степнов П.П. А.Шопенгауэр. об источнике нравственности // Мораль и этика: вопросы истории и теории. М.: РАГС, 2001.
Семинар 5: Антинормативный поворот в этике Ф.Ницше
Антинормативный поворот в этике. Добро и зло: генеалогический метод Ф.Ницше. Два типа морали: мораль рабов и внеморальная мораль сверхчеловека.
Каков смысл выражения Ницше «по ту сторону добра и зла»?
«Человеческое, слишком человеческое»: суть заявленной Ницше критики моральных ценностей.
Был ли Ницше имморалистом?
Литература
(к указанной ранее)
Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990.
Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. – Указ.соч. Т.1.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книгадля всех и ни для кого. – Указ.соч. Т.2.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. – Указ.соч. Т.2.
Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. – Указ.соч. Т.2.
Дубко Е.Л. Ф. Ницше. «Поход против морали» // История Европейской этики. Учебное пособие. М., 2007.
Степнов П.П. Был ли Ф. Ницше имморалистом? // Социальная теория и современность. Вып. 11. Фридрих Ницше. «Воля к власти» М.: Луч, 1993.