Отелей класса люкс г. москвы
Сегодня в столице, где находится большинство отелей класса «люкс» страны, а средний уровень загрузки за 2011 год равняется 65%, быстро растет конкуренция. Сейчас все средства размещения, и в первую очередь отели высшего сегмента стремятся не просто удовлетворить потребности посетителей, но предвосхитить их ожидания. Для повышения конкурентоспособности необходимо задействовать весь потенциал гостиницы, включить как можно больше дополнительных услуг. При достаточно высокой загрузке на первый план выходит качество сервиса и использование всего потенциала отеля.
В структуре спроса на качественные гостиничные услуги преобладают бизнес-туристы. 40% туристов посетивших Москву входят в эту категорию.
Именно бизнес-туристы являются организаторами или участниками различного рода мероприятий, конференций. Такие гости представляют индустрию MICE. (MICE – Meetings Incentives Conferences Events – деловой туризм, конференции, инсентив-программы и бизнес-мероприятия). Индустрия MICE представляет собой сложнейший взаимосвязанный межотраслевой комплекс. Рынок MICE в последние годы активно развивается во всем мире, в том числе, и в России. Различные деловые, корпоративные, событийные поездки, конгрессный туризм – все это приносит прибыль. И гостиницы охотно заключают с компаниями договоры на корпоративное обслуживание таких групп и гостей. Их потребность в гостиничных услугах не зависит от сезона и менее чувствительна к цене. Согласно статистике, именно корпоративные клиенты дают порой гостинице до 50% от всех доходов[350].
Московские отели класса «люкс» обладают всем необходимым для обслуживания бизнес-клиентов, они являются лучшим местом для проведения корпоративного мероприятия, так как могут предложить сразу целый спектр необходимых услуг. В настоящее время преимуществом обладают те отели, которые добавляют в пакет дополнительные бесплатные услуги, например, флипчарт, экран, проектор, блокноты, минеральную воду, кофе/чай во время мероприятия, предлагают особые цены на выходные и праздничные дни.
Москва – деловой центр. Как правило, 90 % мероприятий проводятся компаниями, которые располагаются в Москве. Наиболее активны на рынке MICE страховые, фармацевтические, нефтяные, финансовые, автомобильные, информационные компании. Немало среди корпоративных клиентов представителей среднего бизнеса.
Рост рынка делового туризма уже стал причиной появления симбиоза бизнес-центра и отеля: многофункциональные комплексы, объединяющие офисные, гостиничные и торговые площади, строятся как в Москве, так и регионах. Объединение же отеля и конгресс-центра пока является новой тенденцией, неосвоенной в России. Однако стремление Москвы стать выставочным центром международного уровня предполагает развитие подобного «соседства».
Безусловно, основной статьей дохода гостиниц является выручка от реализации услуг размещения и в 2011 году этот показатель вырос на 18%. Однако необходимо увеличивать финансовые показатели, получаемые от оказания других услуг. В данный момент наблюдается стабильный рост доходов от продажи дополнительных услуг. Это говорит о повышении качества гостиничного предложения, появлении современных гостиничных комплексов с ресторанами и конференц-залами. Отельеры стараются использовать потенциал гостиницы максимально. Доля от продаж конференц-площадей отеля сегодня в среднем составляет от 30 – 40% в общей структуре его доходов[351].
По экспертным оценкам, объемы данного сегмента растут приблизительно на 20-25% в год в России и на 30% в год во всем мире. Однако, несмотря на увеличение объема предложения на рынке MICE-услуг, сохраняется дефицит качественных гостиничных номеров и банкетных залов. Отелям необходимо искать новые варианты эффективного использования своего потенциала, чтобы добавить себе конкурентные преимущества.
Одним из таких вариантов может стать партнёрство. Партнерство для отеля может быть многогранным, например, оно может стать наивысшей формой взаимодействия отеля класса «люкс» с бизнес-отелями 3–4*. Такие отели предоставляют своим клиентам размещение по приемлемой цене, однако их материально-техническая база не позволяет проводить масштабное мероприятия. Возможно, таким отелям не хватает бренда, чтобы придать мероприятию изысканность. В этом случае отель 3–4*, установив связи с отелем класса «люкс», получит успешного партнера, что повысит его репутацию и статус, а отель 5* приобретет дополнительных корпоративных клиентов для организации мероприятия[352].
Кроме того, весьма перспективными видится взаимодействие гостиницы с ассоциациями. В первую очередь, Ассоциации бизнес туризма целесообразно провести аттестацию отеля, в дальнейшем полученный сертификат станет его конкурентным преимуществом. Представители корпоративных покупателей подтверждают важность Программы и считают необходимым вносить требования наличия Аттестата к отелям при заключении корпоративных договоров. Данная ассоциация содействует профессиональному развитию участников рынка, укрепление деловых и партнёрских связей корпоративных покупателей и поставщиков, определение тенденций развития и формирования отрасли.
Поводов для продвижения отелей не стоит пассивно ждать – их нужно создавать. Для этого активно нужно задействовать весь потенциал отеля. Идей может быть множество: различные промо-акции, субботники, забота об экологии, проведение разнообразных фестивалей и др.
Не менее значимы и эффективны акции по организации светских и бизнес-мероприятий. Для каждого отеля они будут своими, в зависимости от позиционирования объекта. Пятизвездочный отель может организовать великосветский прием, таким образом, продемонстрировав свой потенциал. В расчете на бизнес-аудиторию можно проводить семинары, презентации, круглые столы и другие события.
Не любой отель может стать идеальным местом для проведения свадебных торжеств, однако, практически каждый в состоянии предложить что-то оригинальное для молодожёнов – будь то выгодное предложение от ресторана, уникальный декор или система скидок на проживание. Однако московские отели не размещают свою рекламу в свадебных каталогах, выдаваемых ЗАГСами Москвы всем молодожёнам, они сотрудничают со свадебными агентствами. Таким образом, московским отелям необходимо усилить продвижение не только в коммерческих организациях, но и в государственных.
С ростом конкуренции нельзя забывать и о новых возможностях поиска клиента. Помимо рекомендаций со стороны постоянных клиентов, это, безусловно, изучение методов продвижения конкурентов. Также источниками могут послужить социальные сети. Широкие возможности предоставляет LinkedIn – ресурс для поиска и установления деловых контактов. Здесь зарегистрировано свыше 200 млн. пользователей, представляющих 150 отраслей бизнеса из 200 стран. Стоит учитывать и отзывы в социальных сетях, а кроме этого продвигать услуги с помощью Интернета, в том числе через соц медиа(Social media).
Подведя итог, следует сказать, что использование потенциала увеличивает прибыль отеля в разы и уже сейчас в некоторых отелях достигло 50% от совокупного дохода, но вовсе не все отели класса «люкс» сегодня могут похвастаться такими результатами. Таким образом, партнерство и продвижение будет способствовать более эффективному использованию потенциала отелей класса люкс г. Москвы и, как следствие, повышению их конкурентоспособности.
Кирилюк С.П.
(ИГБиТ РУДН, г. Москва)