Эффективной работоспособности персонала
В настоящее время общемировой тенденцией является переход к инновационной экономике, в которой эффективность деятельности организаций, предприятий, учреждений в значительной мере определяется использованием человеческих ресурсов, поэтому главными силами в конкурентной борьбе становятся не производственные ресурсы, а человеческие ресурсы.
В динамично развивающихся условиях современного мира знания быстро устаревают, поэтому, сегодня все большее внимание уделяется развитию персонала как основной составляющей стратегии повышения эффективности труда работников. И сфера муниципальной службы не остается в стороне и также изменяется в русле общемировой тенденции.
Итак, профессиональное развитие персонала представляет собой целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Как известно, профессиональное развитие ориентировано на достижение двух взаимосвязанных целей:
-удовлетворение образовательных потребностей людей;
-профессиональная подготовка человека для производственного и эффективного труда.
Нас, разумеется, прежде всего, интересует второе направление.
Профессиональное развитие сотрудника осуществляется, прежде всего, посредством профессионального обучения (+ карьера и создание резерва). Оговоримся, что существует три вида профессионального обучения персонала:
-подготовка;
-переподготовка;
-повышение квалификации.
Обучение может проходить в форме:
-лекций;
-семинаров;
-тренингов;
-а также в инновационной теперь дистанционной форме - посредством Интернет, когда обучаемые выполняют определенные задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего по почте получают официальный документ о квалификации.
Сегодня в русле генерального направления развития муниципальной службы нашей страны (согласно Федеральному Закону №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г.) руководством Администрации Коломенского муниципального района Московской области осуществляется долгосрочная целевая программа «Развитие муниципальной службыв Коломенском муниципальном районе» (с октября 2011 года по 2013 год включительно).
Главной целью программы является развитие и совершенствование муниципальной службы в Коломенском муниципальном районе.
Достижение поставленной программой цели и решение поставленных программой задач развития Коломенского муниципального района возможно лишь при условии эффективного, деятельностного и творческого подхода работников Администрации Коломенского муниципального района – муниципальных служащих. Одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления.
В этой связи приоритетной задачей является профессиональное развитие работников Администрации Коломенского муниципального района – муниципальных служащих.
Нами детально был исследован процесс обучения муниципальных служащих – сотрудников Администрации Коломенского муниципального района.
Основными принципами обучения муниципальных служащих Администрации Коломенского муниципального района являются:
-обязательность;
-периодичность;
-целевая направленность.
Обучение муниципальных служащих осуществляется с целью:
-повышение эффективности исполнения работниками должностных полномочий и функциональных обязанностей;
-создания условий для продвижения квалифицированных кадров;
-а также подготовки к выполнению новых функциональных обязанностей.
В настоящее время общая численность муниципальных служащих в администрации района составляет 110 человек, из которых:
Возрастная группа | Процентное соотношение |
до 30 лет | 10,9 % |
от 30 до 40 лет | 28,2% |
от 40 до 50 лет | 30,9% |
от 50 до 60 лет | 26,3% |
старше 60 лет | 3,6% |
Из общего числа муниципальных служащих:
Уровень образования | Процентное соотношение |
Высшее образование | 91,8% |
Среднее профессиональное | 7,3% |
Среднее | 0,9% |
Оговоримся, несмотря на то, что число муниципальных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляет более 91,8 % от общего числа муниципальных служащих, только 19,0 % из них имеют высшее профессиональное образование по специальностям экономического, юридического профиля и специальности «Государственное и муниципальное управление».
Таким образом, наличествует проблема соответствия муниципальных служащих установленным законодательством квалификационным требованиям к замещаемым ими должностям муниципальной службы, в том числе к уровню профессионального образования. Образование многих муниципальных служащих не отвечает направлениям деятельности по замещаемой должности.
В этой связи руководство Администрации Коломенского муниципального района последовательно проводит политику повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих, не отвечающих требованиям занимаемой должности. Непосредственно повышением квалификации и переподготовки муниципальных служащих Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский областной учебный центр «Нахабино».
Обучение проводится в форме лекций, семинаров, т.е. с отрывом от основной деятельности муниципальной службы.
Однако в последние годы все активнее в процесс обучения внедряются элементы дистанционных технологий, что позволяет значительно сократить время пребывания слушателя на курсах в Учебном центре Нахабино.
В развиваемой сегодня учебным центром «Нахабино» системе дистанционного обучения можно выделить два основных направления.
Первое–обучение слушателей с помощью электронных учебно-методических комплексов(комплект учебно-методических материалов и тестов на CD-дисках). Данный комплекс позволяют слушателям самостоятельно освоить предлагаемый для обучения материал с помощью самообучающей системы на компьютере без выхода в Интернет.
Второе направление – это Интернет-технологии, позволяющие слушателям, имеющим компьютеры с выходом в Интернет, работать с учебным порталом Учебного центра в режиме форумов и консультаций, сдавать текущие экзамены, принимать участие в Интернет-конференциях.
Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:
-Удобно – слушатель приезжает только на самые актуальные и необходимые для него занятия. Все остальное обучение проходит посредством учебного портала центра.
-Просто– нужен только компьютер и выход в Интернет.
-Индивидуально – время обучения вы планируете самостоятельно.
-Профессионально – с вами работают лучшие лекторы и профессионалы-практики.
-Доступно – обучение возможно в любом регионе.
-Экономично – экономия времени и расходов на командировку.
Таким образом, результатом эффективно функционирующей системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих, реализуемой руководством Администрации Коломенского муниципального района Московской области должно стать формирование нового типа муниципального служащего:
-имеющего профессиональное образование;
- обладающего широким кругозором, компетентного;
- умеющего применять в работе информационные технологии;
- способного принимать взвешенные управленческие решения;
-предлагать прогрессивные модели действия;
- прогнозировать стратегические задачи, направленные на социально-экономическое развитие территории.
Руководство любой организации должно систематически осуществлять развитие профессионального потенциала своих сотрудников. Это является одним из приоритетных направлений, реализуемых сегодня инновационных преобразований.
Киселева О.Г.
(КИ(ф)МГМУ, г. Коломна)