Раздел i. отечественная история
Кондрев Ю.
(МГПУ, г. Москва)
ОТРАЖЕНИЕ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ
В «СЛОВЕ О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ»
МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА
Народное самосознание, или осознание народом самого себя – это уникальное явление в истории каждого народа. Феномен народного самосознания состоит из нескольких составных частей: наличия у народа (этноса, осознавшего себя в истории) идеи, идеологии (как сверхзадачи существования), которая формируется элитной группой и разделяется самим народом; существования живой традиционной культуры (так как традиция делает народ духовно сильным, а сильный народ материализует себя и свои идеалы через культуру, искусство, развитую инфраструктуру, науку и т.д.[1]).
Русское народное самосознание имеет глубокие корни, и тесно связано с христианской культурой. Поэтому для нас важно «Слово о законе и благодати митрополита Илариона»[2], которое является первым оригинальным произведением древнерусской литературы и видится как первое самостоятельное русское произведение[3].
Целью данной работы является исследовательский анализ «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Исходя из поставленной цели, предлагается решить следующие задачи:
– проанализировать идеологическое содержание памятника древнерусской литературы;
– исследовать русское самосознание, понимание русского народа своего места среди христианских народов мира.
Произведение[4] Илариона написано в жанре проповеди («слова» – элемента церковной службы. Изречения, содержащего торжественное прославление (события, человека) или нравстенное поучение)[5].
Эта проповедь посвящена крещению Руси, событию, с которого, собственно, и начинается древнерусская культура как культура христианская.
До наших дней дошло очень мало сведений о жизни Илариона. Следует отметить, что Иларион был первым русским митрополитом Киевским и всея Руси. Авторству Илариона принадлежат «Молитва» и «Исповедание веры»[6], но важное значение для нас имеет его «Слово о законе и благодати», написание которого условно датируется промежутком времени между 1037 и 1050 годом[7].
Крещение Руси, и перемены, произошедшие в жизни русского народа после принятия христианства – главная тема «Слова». Культурные изменения стали фактически новым вехом в духовной жизни русского народа. Иларион, описывая прежний языческий быт называет его «пребыванием в подобии зверином и скотском»[8], гибельным «идольским мраком»[9], а принятие крещения – оценивает как включение русского народа в христианскую семью народов мира.
Идейное содержание «Слова о законе и благодати» можно условно поделить на три части. В первой части, Иларион, цитируя библейские сюжеты, развивает идею превосходства христианства над иудейством. Митрополит считал, что отношения человека и Бога в эпоху иудейства устанавливалось принудительным «законом», иудеи этим законом искали – оправдание в земном, а спасение в будущем. Иудаизм по мнению Илариона, был «убог»[10], закрыт для других народов, не позволяя тем самым получить путь к спасению.
По мнению митрополита, христианство же, напротив — обладает «благодатью»[11] – истиной, которая означает свободное общение с Богом. Христианство не ищет оправданий, но ведет лишь к спасению всех народов, уверовавших в Христа. Христианское спасение является благодатным и изобильным, простирающимся во все земные края.
Размышляя о всемирной роли христианского учения, Иларион приводит цитаты из Ветхого завета и Евангелия. Иларион приходит к выводу, что благодать – это есть настоящая истина, закон же – лишь ее тень.
Вторая часть «Слова...» посвящена деяниям славного князя Владимира, достойного похвалы, как инициатора приобщения Руси к христианству. Главный вопрос ставит перед собой Иларион: как и почему русский народ был научен христианской вере? Отвечая на поставленный вопрос Иларион, указывает на влияние Византии на Русь, но главное объяснение находит именно в «благомыслии»[12], которая вменилась князю Владимиру «силой Божией»[13].
Таким образом, Иларион отвергает притязания греков на то, что крещение Руси является их заслугой. Русский народ приобрел учителя в лице князя Владимира. Но как же так получилось, что Владимир не видел Христа, но последовал за ним? «Иные, видев его, не веровали»[14], восклицает Илларион. Владимир наделен блаженством, божья благодать, осознанность русского народа и поиск истины к спасению, вот что подтолкнуло к уверованию во Христа. Русский народ полностью осознал выбор веры, и пришел к пониманию, что в христианском мире наречен «народом Божиим»[15].
Исправленная князем Владимиром с пути идолопоклонства, русская земля, вместе с другими христианскими народами вступила на путь вечной жизни, освоению христианских традиций.
Другим важным аспектом «Слова», следует отметить проявившийся талант митрополита Илариона как выдающегося публициста, мастера слова, оратора и первого русского писателя. Дмитрий Сергеевич Лихачев подчеркивает «патриотический подъем» Илариона, он пишет так: «Все «Слово о Законе и Благодати» Илариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли»[16].
Настоящее проявление черт русского самосознания вылилось в стремлении Илариона к отождествлению себя и всего народа с такими понятиями как «Русский народ»[17] (следует заметить, что «Слово, является едва ли не единственным памятником XI века, в котором употреблено данное словосочетание[18]) и «Русская земля»[19], осмысление автором своего народа как одной из частей христианского мира и в то же время умение осознать то, что есть «наша земля»[20], является важнейшим фактором формирования народного самосознания. Иларион создает собственную патриотическую концепцию всемирной истории. Эта концепция по-своему замечательна и дает ему возможность осмыслить историческую миссию Русской земли. Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа. Русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая миссия: «и събысться о нас языцех (народах) реченое: открыеть господь мышцу свою святую пред всеми языкы (перед всеми народами) и узрять вси конци земля спасение еже от Бога нашего»[21]. Другой важной задачей русского народа является понимание христианских обязанностей, исполнение христианского долга, стремление воплотить в себе нравственный идеал Православия, сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину, «святых отцов семи соборов заповеди соблюдая»[22].
Обращение Илариона к прошлому Руси, не было случайным. По мнению исследователя А.В. Молдована «стремление указать связь между деятельностью Владимира и государственной политикой его сына Ярослава, вызвано желанием проследить настоящее в прошедшем, что позволяет рассматривать «Слово» как политическую речь, в которой отразились национальные русские идеи, порожденные борьбой Руси за церковную и культурную самостоятельность»[23].
Неоднократно сравнивая Русь с другими странами, Иларион говорит о ней как о равной и достойной, причем это достоинство было достигнуто через Крещение. Иларион возвеличивает русскую землю, призывает оценить плоды Крещения – «возрадоваться, граду православному Киеву»[24].
Можно предположить, что Иларион, обосновывая идею Крещения, также преследует цель возвеличить княжескую власть. Преемственность княжеской власти и то, что она дана от Бога, подтверждается библейскими текстами сравнения деяний Соломона и Давида[25].
Таким образом, можно судить о том, что «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона стало не только памятником древнерусской литературы, но и важным событием жизни Руси, проявлением результата христианства. «Слово» предвещает дальнейшее развитие культуры народа, его духовное и нравственное обогащение. Впервые русский народ осмысливает себя в контексте христианского мира, осознает свое предназначение и выражает его через памятник культуры, складывается идеология, все это играет важную роль в формировании народного самосознания на Руси.
Ганина О.В.
(РГАУ–МСХА, г. Москва)
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ