Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, — бесполезный труд, если не направляет его к отношениям с Личностью Бога.
Выполнение любой предписанной деятельности не преследует никакой иной цели, кроме достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, по словам мудрецов, тот, кто занимается таким высшим служением, никогда не должен
Использовать материальные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств.
Желания человека не должны быть направлены на материальные вещи. Из материальных вещей нужно желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, потому что цель человеческой жизни — достижение полного духовного совершенства. Ничто иное не должно быть целью его деятельности.
Высшее совершенство, которого можно достичь, выполняя предписанные обязанности, соответствующие касте и укладу жизни, — это удовлетворить Личность Бога.
Разумные люди памятованием о Нем, как мечом, разрубают запутанные узлы кармы [деятельности, влекущей за собой последствия]. Поэтому, сосредоточив свое внимание, нужно посвящать Господу всю свою деятельность, чему помогает слушание повествований о Нем, прославление, памятование, и поклонение Ему — защитнику преданных Ему душ.
Так разрубается узел в сердце, и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является душа. Поэтому все, кто желает достичь окончательного освобождения из материального рабства, должны посвящать свою деятельность Личности Бога, ибо такое служение оживляет душу!»
Практика нашей эпохи
На разных ступенях развития человека методы, которые были до этого основными, могут стать вспомогательными. Так же и в разные временные эпохи некоторые методы духовного развития становятся главными, другие же — вспомогательными.
Согласно писаниям, в Сатья-Югу (Золотой Век), когда люди были чисты мыслью и телом, основным методом связи с Всевышним была медитация. Разум людей был чист настолько, что они могли удерживать образ Бога в уме непрерывно. Вследствие их чистоты их умы устремлялись к Всевышнему, Богу спонтанно — как ум юноши спонтанно влечет к его милой подруге.
В Двапара-Югу — вторую эпоху, когда сознание людей стало более рассеянным, чтобы помочь уму сосредоточиться на Всевышнем, основным методом стало изысканное поклонение образу Господа в храме.
В Трета-Югу — третью эпоху, основным методом стало отречение от привязанности к плодам своего труда через подношения их Всевышнему на жертвенных церемониях — ягьях. Наряду с приношением на жертвенный огонь (олицетворяющий уста Всевышнего) топленого коровьего масла, зерна, это поклонение Богу включало раздачу освященной пищи, одежды, а тем, кто особо нуждался — богатств и коров, воспринимая всех как частиц Всевышнего.
В нашу эпоху, в Век Кали, в век искалеченных, духовно слабых людей, с беспокойным и очень тревожным умом, когда роли жрецов в храмах играют порочные люди, когда люди несчастны, бедны и скупы, — главным, единственно правильным методом пробуждения любви к Богу является повторение Имен Бога. В эту эпоху все остальные методы (поклонение в храме, чтение священных писаний, общение со святыми людьми, проживание в святом месте) обретают силу, могущество, работают только при условии повторения Имен Бога.
О необходимости воспевать имена Бога говорят все святые, учения которых стали основой религий этой эпохи.
Иисус говорил: «Славьте Господа с каждым вдохом!», «Отче наш, сущий на небесах! Да святится Имя Твое!», «Каждый, призывающий Имя Бога, спасется!»
Ему вторил Пророк Мохаммед: «Как трение о землю очищает железо от ржавчины, так и повторение Имен Аллахa очищает наши сердца от всего плохого», «Кто запомнит 99 главных имен Аллахa и будет часто повторять их, тот обязательно войдет в Рай!»
Поскольку Господь безграничен и царство Его БЕЗГРАНИЧНО, у Него бесконечное множество Имен: в каждом из бесконечного количества миров, созданных Им, Его прославляют бесконечным разнообразием изысканных к Нему обращений.
Даже к любому из нас обращаются множеством имен, что говорить уж о Боге!
Один из величайших святых Индии, Шри Чайтанья Махапрабху, оставил такие стихи: «О мой Господь! Лишь Твое святое имя способно даровать благословение всем живым существам, у Тебя сотни и миллионы имен, таких, как Кришна и Говинда. В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии, и нет строгих и трудновыполнимых правил повторения этих имен! (Прим. автора. Их можно повторять дома, в храме, на улице; на ходу, стоя, сидя, склонившись в поклоне...) О мой Господь, по доброте Своей Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе, повторяя Твои Святые Имена»!
«Все желания Божественного Существа могут быть выражены одним предложением: Бог желает полностью отдать Себя каждому созданию, которое призывает Его Имя, и Он сделает это, отдавая Себя каждому из нас в соответствии с нашей способностью вмещать Его!» Жанна Гийон, великая французская святая XVII века.
Бог проявлен в Своем Святом Имени. Согласно йогическим текстам, глубокая концентрация на произносимых Именах Бога является медитацией на Звуковой образ Всевышнего. Благодаря такой медитации образ Всевышнего проявляется в сердце, в уме и воспринимается затем всеми чувствами.
Учителя, старцы, святые различных религий оставили множество наставлений о том, что достичь совершенства, любви к Богу можно лишь обращаясь к Его Именам. Это главный «космический лифт», соединяющий нас сразу с Всевышним. Имя есть только у личности. Безличные вещи имеют названия. Поэтому, произнося Имя Бога, мы сразу же вспоминаем:
1) Что мы — вечная нематериальная личность.
2) Что Бог — тоже личность.
3) Что нас связывают с Ним узы любви.
4) Что Он — ближе всех, что Он слышит молитвы, произносимые даже в уме.
5) Что развитие с Ним отношений — Цель и Высший Смысл Жизни.
Если мы с кем-то общаемся, мы можем нанести ему оскорбление своей невнимательностью. Говоря о могуществе Имени Бога, Иисус предупреждал, что не нужно произносить Его без уважения, всуе, не уделяя Имени Бога того же внимания, как Самому Богу.
Очень подробно наука о повторении Имен Бога изложена в древней Падма-Пуране (Брахма-Кханда,25.15–18). Там говорится о десяти оскорблениях, которые человек может совершить, произнося имена Бога — этих оскорблений следует тщательно избегать:
1) Оскорбление святых — к какой бы религии они ни относились — является самым большим оскорблением Имени Бога, потому что для Бога нет никого дороже тех, кто избрал его Высшим прибежищем. Из-за оскорблений святых человек лишается разума и уважения.
2) Тот, кто считает прославление качеств и имен полубогов, даже таких, как Шива, равными прославлению имен Бога – проявляет неуважение к Именам Бога.
3) Отсутствие почтения к духовному учителю — к тому, кто направляет нас к Богу.
4) Отсутствие уважения к священным писаниям.
5) Считать, что слава Имен Бога преувеличена, чтобы побудить невежественных людей повторять их (что это лишь просто хвалебная речь, панегирик).
6) Считать, что Имена Бога и метод их повторения придуманы человеком.
7) Одним из самых больших оскорблений является намеренное совершение грехов в расчете на очистительную силу Святого Имени Бога. Если человек намеренно совершает проступок, надеясь после этого очиститься повторением Святого Имени — внутреннего очищения никогда не произойдет, каким бы правилам он ни следовал.
8) Считать, что повторение Имен Бога является всего лишь одной из разновидностей благочестивой деятельности, дающей хорошую карму — такой, как соблюдение религиозных обетов, отречение от наслаждения чувств, совершение религиозных ритуалов и т.п.
9) Отвлечение на что-либо другое, невнимательность при повторении Имен Бога. Произнесение их в состоянии опьянения. (Подобное утверждение есть в Коране: совершение намаза — обращение к Аллаху после употребления спиртного — огромное оскорбление в Его адрес!)
10) Оскорбление наносит и тот, кто пытается рассказать о величии Имен Бога тем, кто не хочет слушать об этом, кто относится к Богу с пренебрежением или враждебно. Оскорблением Имен Бога является давать духовное посвящение тем, кто не желает следовать духовным обетам и наставлениям, даваемым духовным учителем при посвящении.
Человек также совершает оскорбление, если у него нет веры в Бога и Его Имя, если он продолжает отождествлять себя с материей и мыслить в категориях «я» и «мое», даже получив и поняв множество наставлений на эту тему. Это происходит, если человек без ограничений общается с женщинами или с теми, кто разжигает в нем страсть к телесным наслаждениям, или если он общается с:
а) майавади — теми, кто считает, что Господь и живое существо временны и кто думает, что все в конечном счете едино;
б) лицемерами, которые изображают из себя верующих или даже священников только лишь ради того, чтобы заработать себе как-то на жизнь;
в) с теми, кто обладает дурным нравом, стремится исключительно к удовлетворению чувств, завистлив и склонен к раздорам;
г) с атеистами, не верящими, что Бог — личность.
Разумеется, вне дома и на работе человек вынужден общаться с неверующими. Но писания рассматривают три способа общения:
1) Давать общение;
2) Принимать общение;
3) Находиться в некоторых социальных взаимоотношениях.
Если складывается ситуация, когда человек не способен давать свое общение (общаться на платформе осознания Бога), то внешне он может вести себя так, как того требуют традиции общества, при этом внутренне поддерживая свое духовное видение мира. Однако ему следует избегать «принимать» общение, то есть – не позволять себе подвергаться влиянию неверующих с их так называемыми «ценностями». Разумному человеку следует свести нежелательное общение к минимуму, научиться терпению и принимать людей такими, какими они являются на их уровне развития, не перенимая их мировоззрения, ценностей.
Старшеклассникам в Школе Жизни не нужно изолировать себя от учеников младших классов, но нужно следить, чтобы это общение было правильным: не нужно опять дурачиться, хулиганить вместе с ними; вместо этого нужно подавать им правильный, хороший пример. Не нужно учиться глупостям у учеников младших классов и проводить с ними все время; наоборот — их нужно учить заботиться друг о друге, помогать им в учебе и не забрасывать свое обучение: основную часть времени проводить среди равных, перенимая ценности от учителей — тех, кто выше нас в своих устремлениях.
Святые, писания, духовные учителя утверждают, что почвой для всех остальных оскорблений Святого Имени является невнимательность при повторении Имен Бога. В санскритских трактатах используется слово прамада, что переводится как «безумие», поскольку просить Бога появиться, взывая к Нему, и при этом игнорировать Его проявление в Его Имени — признак умственного помешательства. Смысловой перевод слова прамада — «невнимательность», «безразличие».
В Бхагавад-Гите (10.25) есть утверждение, что высшим жертвоприношением является повторение имен Бога. Чем же мы жертвуем, что мы дарим Всевышнему, повторяя Его имена? – Мы ДАРИМ ЕМУ СВОЕ ВНИМАНИЕ и жертвуем отпущенным нам временем, которое люди с материалистичным сознанием используют для ублажения своего тела, тел родственников. На самом деле, внимание — единственное, что по-настоящему нам принадлежит; только мы сами выбираем, на что его направлять. И все дарованное нам Богом время, все наше внимание должны быть посвящены только Ему. Высшая жертва — жертвовать Богу не вещи, а наше внимание, время. Это — то, что больше всего ценит и каждый из нас (потому что мы — Его части). Больше всего мы ценим не дорогие подарки от близких, а то время, внимание, которые они нам уделяют. Именно в этой связи отсутствие внимания к Богу при повторении Его имен — это безумие, точно такое же, как пригласить на свидание девушку, но вместо того чтобы уделить ей внимание, смотреть на других.
Так же и повторение Имён Бога – это то время, внимание, которые мы Ему уделяем. Если Вы хотите, чтобы Бог уделил Вам особое своё внимание – уделите своё внимание Ему. Цель всех религиозных ритуалов – направить наше внимание к Богу. Суть всех религиозных предписаний и правил сводится к одному: «Всегда помнить о Боге и никогда о Нем не забывать» (Бхакти Расамрита Синдху). И самый простой способ всегда помнить о Боге – безоскорбительно повторять Его Имена. Если мы с кем-то общаемся, мы можем нанести ему оскорбление своей невнимательностью. Поэтому говоря о могуществе Имени Бога, Иисус и Чайтанья предупреждали, что не нужно произносить Его без уважения, всуе, не уделяя Имени Бога того же внимания, что и Самому Богу. Поэтому повторение имён Бога является одной из форм медитаций на Бога, причём – самой могущественной. В Бхагавад – Гите (4.11) Господь говорит: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам: – «В какой степени человек предается (доверяет) Мне, в такой степени Я вознаграждаю его!»
Повторять Имена Бога, не думая, не беспокоясь о чём – то другом можно лишь, доверяя Ему. В общении важны не только слова, но и те чувства, которые мы в них вкладываем. Поэтому святые упоминают, что имена Бога нужно произносить с чувством. Как минимум – с чувством доверия, благодарности. Из благодарности произрастает любовь. Любовь пробуждается только лишь в благодарном сердце. И со временем мы будем повторять имена Бога с чувством любви. Шрила Прабхупада рекомендовал повторять имена Бога с чувством потерявшего маму ребенка. На такой зов Бог откликается сразу.
Есть обращения, в которые вкладывается больше чувств, которые привлекают нас больше. Например, в слово «мама» вкладывается в сотни и в тысячи раз больше чувств, чем в слово «гражданочка» или «женщина». Так же и некоторые обращения к Богу привлекают Его намного сильнее. В «Брахманда-Пуране» («Лагху-бхагаватамрите», 1.354) сравниваются имена Бога «Кришна» (Тот, Кем привлекаются все, к Кому тянутся все, кто чист сердцем, как железо к магниту) и «Вишну» (Всевышний): «Результат, полученный от трехкратного повторения тысячи имён Вишну можно достичь только одним повторением Святого Имени Кришны».
В «Падма-Пуране» и «Чайта-нья-Чаритамрите» (2:2.9.29) говорится: «Высшая Абсолютная Истина называется Рама, ибо трансценденталисты получают наслаждение в бесконечном истинном блаженстве духовного существования». В «Брихад-вишну-сахасранама-стотре» (72.335), в «Уттара-кханде Падма-Пураны» есть стих, в котором Шива, обращаясь к Дурге, сравнивает имя «Рама» с именем «Вишну»: «Я повторяю имя Рама, Рама, Рама и наслаждаюсь этим прекрасным звуком. Святое Имя Рамы равно одной тысяче имен Господа Вишну».
Согласно ведическим текстам, Абсолютная Истина – Бог вечно проявлен в виде мужского и женского начал. Женское начало, внутренняя энергия Бога обозначается именем «Хара». В звательном падеже «Хара» меняется на «Харе», что указывает на обращение к внутренней энергии Господа, другое имя которой – Радха (Рада). Она – олицетворенная любовь к Богу. В «Нирвана-Тантре» Сам Всевышний Господь говорит: «Тем, кто повторяет сначала имя Радха, а затем Кришна, Я даю вечное блаженство. В этом нет сомненья!»
Поэтому ведические тексты в эту эпоху для обретения любви к Богу рекомендуют повторять великую песнь освобождения, состоящую из Его самых могущественных имён:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.
Существует множество разных молитв, связанных с разной степенью корысти, основанных на телесной концепции жизни, в которых люди просят Бога о здоровье и о мирских благах для себя и тех, кто им близок. Молитвы более высокого уровня – это молитвы, в которых человек осознает свою нематериальную природу и благодарит Бога за всё, что Он нам подарил жизнь и поддерживает всех в этом мире. Но эта молитва – чистейшая, высшая, – потому что это мольба о любви и служении Богу: «О Всепривлекающий (Кришна), Всерадующий (Рама), пожалуйста, позволь мне с любовью служить Тебе (Харе)!» Поэтому она называется Маха-мантра. «Маха» означает «Величайшая», «ман» – «ум», «траяте» – «ощищать, защищать». Это – величайшая из молитв, которая очищает и защищает ум от эгоцентризма – причины нашего пребывания в этом мире.
В «Калисантарана Упанишад» – в священном писании, специально предназначенном для достижения высшего совершенства в век Кали, – в эпоху пороков, говорится: «16 имен Харе Кришна-мантры разрушают всё неблагоприятное воздействие эпохи Кали». В «Ананта-Самхите» сказано: «Эти 16 имен 32-слоговой маха-мантры могут освободить всех живых существ даже в эпоху Кали. Не следует никогда прекращать пение этой мантры». В «Агни-Пуране» утверждается: «Тот, кто поет эту мантру, даже если он не очень сильно старается при этом, достигнет высшей цели жизни. В этом нет никакого сомнения!»
Больше всего наше внимание привлекается нашим именем. Если, проходя мимо, мы слышим, как кто-то говорит что-то о нас, наше внимание целиком устремляется в то место: «ЧТО ТАМ ОБО МНЕ ГОВОРЯТ??». Так же и Бог — хотя Его сознание всепроникающе, Он концентрирует его в том месте, где о Нем говорят. Поэтому Иисус говорил: «Где двое беседуют о Боге, там лично присутствует Бог между ними!» В своем безличном (как святой дух) или локализованном (как всепроникающий разум) аспектах Бог пребывает повсюду. Но как личность Он проявляется там, где Его любят, где о Нем говорят, где к Нему обращаются, повторяя Его Имена. Поэтому во всех монотеистических духовных традициях этого века повторение имен Бога является основным, главным методом пробуждения любви к Богу. Быть внимательным во время молитвы — значит, думать не о себе, а о Боге. В зависимости от наших эмоций, степени нашей к Нему обращенности, Имена Бога могут на разную глубину проникать в наше сердце, сознание; их повторение может совершаться на нескольких уровнях: повторение-слушание-слышание-погружение в Бога (медитация).
Имена Бога лучше всего повторять утром, чтобы, вспомнив о своей нематериальной природе, войти в единение с Ним и действовать в этом возвышенном состоянии в течение дня. Потому что вопрос не только в том, что мы делаем, но также и в том, для кого и в каком состоянии мы это делаем. Это касается и происходящих с нами событий: важно не только лишь то, что с нами сейчас происходит; гораздо важней то, как к этому мы отнесемся. В этом – суть всех духовных практик, молитв, медитаций: изменение своего отношения к происходящим с нами событиям через изменение своего отношения к миру благодаря восприятию себя вечной нематериальной личностью, частицей Всевышнего. Когда меняется наше отношение к тому, что с нами происходит – меняется и наша реакция на происходящие с нами события, и вследствие этого меняется к лучшему и вся наша жизнь, в том числе и образовательная наша программа, – Судьба.
Повторение имен Бога с любовью с утра насыщает весь наш день энергией этой любви. Если мы с утра вспомнили, что мы — слуги Бога, а все остальные — Его неотъемлемые (хотя, возможно, немного забывшие об этом) частички, то в течение дня наша деятельность будет проявлением нашей любви к Богу и ко всем окружающим.
Когда благодаря искреннему повторению Имен Бога мы одухотворяем сознание, мы начинаем смотреть на мир под другим углом. И чем больше мы осознаем себя вечной, бессмертной душой, тем слабее привязанность в сердце к материальным вещам и тем правильнее мы их начинаем использовать — не в глупой и бестолковой корысти, а в зрелой, возвышенной, чистой любви.
Что делать тем, кто еще не до конца чист и искренен в своем обращении к Богу?
«Если человек так или иначе все равно совершил оскорбление Святого Имени, то единственной защитой и прибежищем для него должно стать само Святое Имя, воспеваемое с полной сосредоточенностью и поглощенностью. Святые Имена, несомненно, устранят грехи того, кто нанес Им оскорбление. Непрерывно повторяемые, они приносят огромное благо, приведут каждого, воспевающего Их, к совершенству!» (Падма-Пурана, Брахма-Кханда, 22–23.)
«Святое имя Господа следует воспевать в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице. Нужно стать терпеливее дерева, освободиться от чувства ложного престижа и быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно воспевать Святое Имя Господа постоянно». (Шри Чайтанья Шикшаштака,2).
Я долгое время думал над этим стихом. Что означает «быть терпеливее дерева?». Потом понял: дерево может внутренне противиться тому, что с ним или под ним делают, но поскольку оно не может двигаться, оно вынуждено это терпеть. Но тот видит во всем Всевышнего, воспринимает все как урок, с благодарностью к Богу, с любовью к «обидчикам», как к маленьким детям — его сознание находится выше мирских ссор и обид, в чистой и безусловной любви. Когда мы повторяем имена Бога в таком состоянии ума, хочется их повторять непрерывно.
Достижение состояния, в котором хочется повторять Имена Бога всегда, — состояния любви к Богу — и является целью их повторения. Это наша природа: мы готовы без устали говорить о том, что мы любим, о личности, которую любим. Мамы готовы без конца говорить о своих малышах. Юноша может и ночью и днем говорить о возлюбленной. Заядлый рыбак может бесконечно говорить о рыбалке, автолюбитель — о новых машинах. Те, кто начинает осознавать Бога, хотят говорить только о Нем!
Отношение к повторению Имен Бога меняется по мере духовного роста. Кто-то может воспринимать его просто как ритуал или религиозные сантименты. Кто-то их может начать повторять для очищения, с верой, раскаиваясь в ранее совершенных грехах. Кто-то повторяет Святые Имена, чтобы улучшить судьбу — чтобы ему больше везло в жизни. Кто-то — стремится таким образом достичь освобождения, стать снова бессмертным, освободившись от материальных желаний. До определенного уровня человек, даже повторяя Его имена, думает больше о себе, чем о Боге. И это нормально. Как песок в песочных часах не сразу перетекает из одной сферы в другую, так и все наше внимание не сразу перетекает от эгоизма, корысти на любовь к окружающим, всему миру и Богу.
Имена Бога — лекарство, которое излечивает нас от дисгармонии противопоставления себя Богу и миру, избавившись от которых мы обретаем свободу. Есть множество определений понятия свободы. На самом же деле,свобода — это возможность делать все, что ты хочешь. Но если мы эгоистичны — наши желания могут принести вред как другим, так и нам самим, поэтому нашу свободу пока ограничивают законами материальной Природы, ограниченной способностью познавать мир, связанной с несовершенством наших чувств. Но когда наши желания несут благо всем, когда мы хотим того же, чего хочет Бог, – или,- мы обретаем абсолютную, безграничную свободу, и все наши желания исполняются. Как сказал один христианский святой, «возлюби Бога и делай все, что захочешь!» — потому что плохого ты захотеть уже просто не сможешь! Глубинная суть всех религий заключается в том, чтобы привести свои желания в соответствие с желаниями Бога, поднять их с жалкого частного на всеобъемлющий божественный уровень. Чтобы войти в Мир Духовный, где вся деятельность всех частиц направлена на удовлетворение Единого Целого, нужно начать действовать в этом мире, как здоровая Его часть.
Когда я начинал повторять Имена Бога 25 лет назад, мои мотивы были не совсем совершенны. Они и сейчас не совсем совершенны. Но теперь, когда я повторяю Имена Бога, я вспоминаю о том, что я — вечен и никогда не умру, даже если вообще не буду заботиться о себе. А что еще делать бессмертным, как не играть в несущие благо всем Игры Бога? Повторяя Его Имена, я настраиваюсь на то, чтобы для Его удовольствия хорошо сыграть свою роль в этом мире. Каждый играет здесь свою важную роль. Каждый из нас с детства знает, что он — незаурядная личность, потому что у каждого из нас свои, уникальные отношения с Кришной в мире духовном, которые проявляются даже и здесь, стоит нам только лишь вспомнить о Нем.
Теперь, повторяя Его Имена, я настраиваюсь на то, что я — Его бессмертная частица и потому должен действовать в гармонии с Ним — моим высшим «Я». Его желания — смысл моей жизни. Это и есть единение в любви с Богом, и именно к этому единению теперь я стремлюсь. Чем чище сознание, сердце – тем меньше ошибок.
Чистое повторение Имен Бога — это повторение в чистой любви, с искренним стремлением доставлять Ему удовольствие всем, чем только возможно: мыслью, словом и делом, всем своим существом, всей жизнью.
Высочайшая Истина