Наука как социальный институт. Наука как система знания и производство нового знания.
Наука — это:
форма деятельности
совокупность (система) дисциплин знаний
социальный институт
Наука как социальный институт - подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания.
Связана с другими формами общественного сознания:
религия
политика
право
идеология
искусство и т.д.
Это система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, системой норм и ценностей. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:
совокупность знаний и их носителей;
наличие специфических познавательных целей и задач;
выполнение определенных функций;
наличие специфических средств познания и учреждений;
выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
существование определенных санкций. Наука как социальный институт зависит от социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для ее развития. Современная наука - сложная сеть взаимодействующих др с др коллективов, организаций и учреждений. эффективное управление и самоуправление современной наукой невозможно сегодня без постоянного социологического, экономического, правового и организационного мониторинга ее многообразных подсистем и ячеек.
Околонаучные феномены: понятия девиантной и теневой науки. Псевдонаука и паранормальное знание.
Девиантная наука - познавательная деятельность, выходящая за пределы принятых в какой-либо науке исследовательских парадигм. Она отходит от мировоззренческих методологических эталонов и норм, которых большинство членов сообщества науки придерживается. Как доказывает историческая практика, беря за основу концепции девиантной науки, можно создавать новые научные теории.
Теневая наука - деятельность представителей научных сообществ, микросоциоумов (входящих в них по формальным или содержательным признакам), которая строится на нарушении, деформации принятых и поддерживаемых обществом в качестве своего рода идеалов, ценностей и норм — правовых, этических и т. д., которые регулируют научную жизнь.
Псевдонаука (также, лженаука) — это любая методология или система взглядов, которая претендует на научность, но которая не в состоянии соблюдать стандарты методологии и доказательств, являющихся отличительной характеристикой действительной науки. Хотя псевдонаука и рассчитывает на получение научного статуса, в ней нет ничего научного. Деятели псевдонауки часто используют научную терминологию, называя свои догадки теориями либо законами, часто предоставляя наблюдаемые свидетельства, экспертные оценки или даже развивая математические теории своих идей. Тем не менее, это не имеет никакого отношения к реальности.
Паранормальное знание - феномены, которые, как считается, не могут быть объяснены с помощью научных теорий и методов, так как относятся к сфере трансцендентного (потустороннего), иначе говоря, являются выражением сверхъестественных духовных или таинственных природных сил.
В круг таких явлений чаще всего зачисляют различные виды экстрасенсорных (сверхчувственных) восприятий или способностей.
Критерии и признаки научности. Роль критериев и признаков научности в ассимиляции научного знания.
Критерии научности следующие:
1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе». При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть.
2) Рациональность. В научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания, который гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе».
3) Нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.
4) Системность знания.
5) Проверяемость.