Фридрих II в полной мере воспринял эти импульсы, направив их уже не столько в физическое пространство, сколько в сферу духа.
Впишем фигуру короля-сонетиста в перспективу времени – Фридрих II видится нам как её завершение. Как последний аккорд! И триумфальный, и трагический.
- В 789 г. викинги с трёх драккаров осуществляют нападение на Дорсет (Англия).
- В 799 г. совершают набеги на юго-запад Франции.
- В 800 г. осваивают Шетландские и Оркнейские острова.
- В 844 г. достигают Испании и Лиссабона.
- В 845 г. опустошают Гамбург и Париж.
- В 860/864 г. в Киеве княжат Аскольд и Дир.
- В 860 г. варяги в союзе со славянами осаждают Константинополь.
- В 860 г. открыта Исландия.
- В 862 г. варяги призываются на Русь.
- В 870 г. начинается экспансия в сторону Биармии.
- В 875 г. на картах появляется Гренландия.
- В 907 г. князь Олег движется на Константинополь.
- В 911 г. рождается страна Нормандия – terra Northmannorum.
- В 960 г. Харальд Синезубый принимает христианство.
- В 980 г. Рогволод начинает править в Полоцке.
- В 986 г. открыт Винланд – Северная Америка.
- В 1013 г. окончательно завоёвывается Англия.
- В 1036 г. начинается последний варяжский поход в Каспийское море.
- В 1061 г. осаждается Сицилия.
- В 1130 г. создаётся норманнское Сицилийское королевство.
- В 1198 г. в Палермо происходит коронация совсем юного Фридриха II Гогенштауфена.
Быстро укрепив престол, Рожер II превращает столицу Сицилии в подлинный космополис – призывает из разных стран философов, математиков, географов. Творческому общению с ними он посвящает всё свободное время.
Король любит стихи.
Это характерно для викингов: эддический мёд поззии для них – нечто жизненно важное. Помнил ли Рожер II скандинавские висы? Вероятнее всего, что их отголосок звучал в нём очень глухо – норманны легко растворялись в покорённых ими народах, всецело усваивая их культуру. Удивляет полнота и необратимость такой ассимиляции. Разве лишь генетика противостояла амнезии. Высокорослые и голубоглазые блондины – среди чернявых автохтонов Нормандии: это по законам Менделя выходили наружу признаки нордической расы. Сейчас мы услышим отрывистый дротткветт скальда? Вряд ли! Из уст богатыря скорее прозвучит ямб трувера.
Менялись языки и формы.
Но мёд поэзии – напиток скандинавского разлива – оставался сохранным. Потомки викингов разливали его в новые сосуды.
Провансальские трубадуры – пример и для северофранцузских труверов, и для немецких миннезингеров.
Поэзия Прованса очарует Сицилию.
Без Прованса не было бы сонета.
Первый трубадур – Гильом Аквитанский – умер в 1126 г. Его последователей мы могли бы увидеть в Палермо на закате правления Рожера II. Но не они услаждали слух сицилийского короля.
Кто же тогда?
Арабские поэты!
Это факт огромного культурного значения.
Фридрих II Гогенштауфен воспримет от деда открытость навстречу мусульманскому Востоку.
Известна дружба Рожера II с выдающимся географом аль-Идриси. Уроженец Марокко, он вёл свое происхождение от ал-Хасана ибн Али, внука Пророка – поэтому титуловался аш-Шариф: знатный, благородный. Казалось бы, это должно стать препоной для монарха-христианина – но мы видим нечто обратное: плодотворное сотрудничество, достойным результатом которого явился фундаментальный труд «Развлечение для человека, жаждущего полного знания о различных странах мира». Он известен и как «Книга Рожера». Своеобразным наглядным пособием, призванным помочь её усвоение, стала серебряная планисфера – целокупное отображение земной Ойкумены. Это трансформация тех потребностей, которые жили в душах викингов? Жажда всемирности была соприсуща их менталитету.
Своё выражение культурный глобализм норманнской Сицилии нашёл и в Палатинской капелле, являющей гармонический синтез трёх элементов: романской архитектуры – греческой мозаики – арабского орнамента. Никакой эклектики! По мановению Рожера II разнородное претворено в единое.
Оба сына короля – Вильгельм I Злой и Вильгельм II Добрый – не дали прироста генеалогическому древу. Наследницей стала дочь Констанция (1154 – 1198), подарившая жизнь Фридриху II Гогенштауфену. Её муж Генрих VI Гогенштауфен (1165 – 1197) готовил новый Крестовый поход. Но случайная смерть прервала эту инициативу при самом начале её реализации. Семью годами раньше – тоже при броске на Восток – погиб его отец Фридрих I Барбаросса. Гогенштауфены рвались к Иерусалиму. Фридрих II достигнет чаемой цели без единой капли крови.
Дед по отцовской линии был для Фридриха II Гогенштауфена вдохновляющим авторитетом. Имперские амбиции Германии получили при Барбароссе едва ли не полное удовлетворение. Великий завоеватель ценил и любил культуру покорённых им народов. Приведём его стихи, написанные на провансальском языке – трубадуры приводили императора в экстаз:
Мне французский рыцарь мил,
Каталонка так и снится,
Генуэзец люб мне был
И кастильская столица,
Я в Провансе полюбил
Песнь, а в Арагоне лица,
У тревизцев пляски пыл,
Перл индийский, что лучится,
Бритта лик меня пленил
И тосканская девица.