Методика выявления особенностей развития связной речи
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(СНОСКА: Исследования Н.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой.)
Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М.Р. Львов).
Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи — описанием, повествованием, рассуждением.
Описание рассматривается как речевое сообщение (текст), в котором раскрываются в определенной последовательности признаки объекта. Описание имеет определенную языковую структуру. Повествование определяется как рассказ о действиях, поступках, событиях. Композиция повествования опирается на хронологическую последовательность событий. Рассуждение — это логическое развитие темы. Структура иная: утверждение — доказательство — выводы.
Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений:
1) понимать тему;
2) собирать материал к высказыванию;
3) систематизировать материал;
4) совершенствовать высказывание;
5) строить высказывание в определенной композиционной форме;
6) выражать свои мысли правильно.
Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом речи. Овладение общими и конкретными умениями происходит постепенно. Начиная с младшего дошкольного возраста должна соблюдаться последовательность отработки отдельных умений. Вопросы диагностики речевого развития важны потому, что своевременное и правильное определение уровня связности речи (или другой стороны) позволит воспитателю правильно определить задачи и содержание работы,
В предложенных материалах раскрывается методика диагностики связной речи детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее овладение умениями строить повествовательный (сюжетный) рассказ на предложенную тему, по картинкам, самостоятельно определять тему и строить рассказ, придумывать сказку.
Умения создавать собственное высказывание тесным образом переплетаются с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. Способность к анализу литературного текста появляется довольно рано, в младшем дошкольном возрасте, под руководством взрослого. В старшем дошкольном возрасте углубляется восприятие литературного текста, появляются элементы осознания формы, содержания, языка. Это дает возможность переноса полученных умений в собственную речевую деятельность. Поэтому методика диагностики связной речи старших дошкольников включает в себя:
1) задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры);
2) задания на придумывание рассказа;
3) задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание 1.
Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста.
Методика выполнения.
Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Рассказ подбирается небольшой по объему, с четко выраженной композицией (например, отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Еж» или рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»). Название рассказа при чтении не дается.
После чтения перед детьми ставятся вопросы:
1. О чем говорится в рассказе?
2. О чем говорится в начале рассказа?
3. О чем говорится в середине рассказа?
4. Чем закончился рассказ?
5. Как можно назвать этот рассказ?
Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей на 1-й вопрос необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщенность.
1. Ребенок говорит, что рассказ «Первая рыбка» Е. Пермяка «о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку». Этот ответ свидетельствует о высоком уровне понимания темы литературного текста и четком ее выражении.
2. Если дети фактически начинают пересказывать текст, то это уже другой, средний уровень.
3. Если дети не отвечают на вопрос или отвечают не по существу темы, то такие ответы следует отнести к низкому уровню. Данные ответов можно представить в таблице 1.
Таблица 1
Группа | Время проведения | Кол-во детей | Характер определения темы | ||
1. | обобщенно | распространенно | Не определяет | ||
2. | |||||
В таблицу 2 заносятся данные первого обследования детей и данные обследования после обучения этому умению.
При анализе ответов детей на 2, 3, 4-й вопросы необходимо обращать внимание на умение обобщенно представлять структурные части текста, умение выделить тему, микротемы той или иной части и увидеть, насколько дети видят границы структурных частей текста.
Таблица 2
Кол-во детей | Начало | Середина | Конец | ||||||
обоб- | не | пере- | не | обоб- | не | не выде- | обоб- | пере- | |
щенно | расчл. | сказ | опре- | щенно | расчл. | ляет | щенно | сказ | |
нач. и | дел. | нач. и | серед. | ||||||
серед. | начало | серед. |
Последний вопрос позволяет определить, насколько точно дети дают название рассказу. Название, данное ребенком, будет свидетельствовать о прямой зависимости между умением определять тему литературного произведения и умением озаглавливать его (табл. 3).
Таблица 3
Время проведения | Кол-во детей | Соотносят тему и название (правильно озаглавливают) | Не озаглавливают |
Задание 2.
Цель: выяснить последовательность передачи структуры текста, полноту содержания всего текста и отдельных его частей, выяснить, как дети используют связи, данные в тексте.
Методика выполнения.
Читается литературный текст. После чтения предлагается ответить на вопрос «О чем этот рассказ?» и затем следует предложение пересказать текст. Пересказы детей фиксируются дословно.
Критерии для анализа пересказов детей:
1. Понимание темы рассказа.
2. Объем пересказа (через подсчет предложений и слов).
3. Структурная соотнесенность.
4. Полнота раскрытия каждой структурной части.
Задание 3.
Цель: выявить понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала и умение придумывать содержание начала.
Методика выполнения.
Каждому ребенку читается рассказ, например «Про снежный колобок» Н. Калининой, в котором опускается начало. (Можно дать любой другой рассказ, в котором очень отчетливо представлена взаимосвязь начала с другими структурными частями, от понимания начала зависит понимание развертывания события, факта.) После чтения детям задают вопросы: «Все ли было понятно в рассказе? Какой части в рассказе не хватает? О чем может говориться в начале рассказа?»
Характеристика ответов.
1. Ребенок замечает отсутствие начала и предлагает свой вариант. Это будет свидетельствовать об осознанном понимании структуры текста, так как ребенок на основе анализа содержания текста не только определяет недостающую часть, но и наполняет ее содержанием. Это свидетельствует о высоком уровне.
2. Ответы детей, которые справляются с заданием после дополнительных вопросов, относятся к среднему уровню.
3. К низкому уровню относятся ответы детей, которые не справились с заданием.
Таблица 4
Кол-во детей | I | II | III |
Задание 4.
Цель: выяснить особенности понимания и осознания детьми значения середины рассказа (главной его части, где развертывается основная мысль).
Методика выполнения.
Читается рассказ, в котором опускается основная часть (читаются только начало и конец). После чтения задаются вопросы, аналогичные предыдущему заданию: «Все ли понятно в рассказе? Какая часть в рассказе выпущена? О чем можно рассказать в середине рассказа?»
Характеристика ответов.
1. Ребенок сразу замечает отсутствие недостающей части и предлагает содержание середины. Это высокий уровень понимания литературного текста, осознание его смысловых связей.
2. К среднему уровню отнесены ответы детей на вопросы 2иЗ.
3. Дети, не справившиеся с заданием, относятся к низкому уровню.
Таблица 5
Кол-во детей | I | II | III |
Задание 5.
Цель: выявить особенности понимания завершенности текста (концовки). При подборе текста необходимо учитывать, что завершенность текста проявляется в соотнесенности содержания, в частности концовки с заголовком. Примером того, как все элементы текста связаны, может служить рассказ В. Осеевой «Кто хозяин?», Е. Пермяка «Самое страшное», где концовка и само название находятся в тесной взаимосвязи.
Методика выполнения.
Читается рассказ, концовка опускается. После чтения предлагается ответить на вопросы: «Все ли в рассказе понятно? Какой части в рассказе недостает? Как можно закончить рассказ?»
Характеристика ответов.
1. Дети сразу замечают отсутствие структурной части рассказа и логически его завершают. Это высокий уровень.
2. Отвечают после дополнительных вопросов — средний уровень;
3. Не справляются с заданием — низкий уровень.
В старшем дошкольном возрасте, на основе накопленного опыта восприятия литературы разных жанров (рассказ, сказка, стихотворение), развития воображения, сформированных первоначальных умений в рассказывании, появляется способность к овладению новым видом речевой деятельности — сочинением сказок.
Выявить сложившиеся умения новой для ребенка речевой деятельности можно по следующей методике.
Задание 1.
Цель: выявить понимание детьми жанровых отличий произведений.
Методика выполнения.
Детям предлагается (индивидуально) прослушать три произведения — сказку, рассказ, стихотворение. После прослушивания каждого жанра задаются вопросы:
1. Что тебе прочитали? (Выявляется узнавание жанра. Если ребенок не отвечает, воспитатель сам называет жанр.)
2. Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? (Проверяется понимание специфических особенностей каждого жанра.)
3. О чем говорится в произведении, которое тебе прочитали? (Выявляется понимание содержания.)
4. Чему нас учит это произведение? (Понимание идеи.)
5. Какие слова и выражения тебе больше всего запомнились и понравились?
6. Как автор описывает ... (явление, персонаж)?
7. С чем сравнивает?
Вопросы на вычленение средств художественной выразительности задаются в зависимости от особенностей произведения.
Правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов — 21. В зависимости от набранных баллов можно выделить уровни восприятия.
Задание 2.
Цель: выявить умения сочинять сказку. Методика выполнения.
Детям предлагается придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается. Выполнение задания оценивается по следующим показателям:
1) выраженность сказочного содержания;
2) соответствие названия содержанию;
3) логичность, законченность построения;
4) грамматическая правильность речи;
5) использование языковых выразительных средств. Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям,
оценивается по 3 балла, общая сумма — 15 баллов. Количество набранных баллов свидетельствует об уровне сложившихся умений сочинять сказку.
Полученные данные позволят определить содержание работы воспитателя в дальнейшем: или работать над обогащением словаря ребенка, или формировать умения строить сказочный сюжет, или формировать элементарные знания о жанровых отличиях.
Для выявления возможностей детей самостоятельно строить высказывание на тему, предложенную воспитателем, предлагаем следующие задания.
Задание 3.
Цель: выяснить, как дети по названию раскрывают основную мысль высказывания, строят повествовательный рассказ, какие связи используют при построении высказывания.
Методика выполнения.
Каждому ребенку предлагается составить рассказ на тему, определенную воспитателем, при этом следует помнить, что тема должна быть конкретна, реалистична. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: «Мы придумывали разные рассказы и на занятиях, и на прогулках на разные темы. Сейчас ты подумай и придумай рассказ на тему "Как Сережа нашел котенка"» (тема может быть любой). Рассказы детей фиксируются дословно, с указанием имеющихся пауз, повторов и т. д. В протоколах отмечается и поведение детей: как принял задание, как приступил к его реализации, обращался ли за помощью к воспитателю, характер обращений.
Для определения связности рассказа необходимо ориентироваться на следующие показатели.
1. Раскрытие темы. Рассказы детей анализируются с позиций соответствия темы, заданной в названии, и содержания.
2. Объем рассказа. Объем высказывания ребенка определяется через подсчет слов, предложений. Важным является не только количественный подсчет, но и качественный анализ, так как объем рассказа будет зависеть от наличия осведомленности о сообщаемом предмете, тематике, интереса к ней со стороны ребенка, стремления к полноте передачи информации, от уровня развития мыслительной деятельности.
3. Соблюдение структуры повествования. При анализе рассказов детей следует обратить внимание не только на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца, но и на соотнесенность концовки с названием.
4. Средства связи. Структурная организация текста рассказа обусловлена наличием логической схемы построения и выражения в специальных знаках начала и конца рассказа, в синтаксисе отдельных предложений, в строении и сочетании соединений предложений.
При анализе важно обратить внимание на то, как ребенок начинает свое высказывание, каким словом определяет место или время начала события, как связывает предложения между собой, обусловливает ли предыдущее предложение структуру последующего.
Так как у дошкольников мысль в основном развивается линейно, то связь чаще всего осуществляется помощью повтора какого-либо из членов предложения. Например: 1. Однажды мальчики собрались в лес. 2. Они взяли с собой корзинки. 3. Они нашли хорошую полянку. 4. На полянке росло много грибов. 5. Они стали набирать грибы. 6. Грибов было много, и все набрали полные корзинки.
В данном рассказе используется временной зачин, выраженный обстоятельством времени однажды. В другом рассказе он может быть выражен другим словом — как то раз или летом, в летний день и т. д. При анализе рассказов детей необходимо обращать внимание на разнообразие зачинов, на начальное слово (однажды). Далее в примере следует прямой порядок слов, начинающийся с подлежащего мальчики. 2-е предложение связано с первым синонимической связью — они, Связь между 2-м и 3-м предложениями они — они и носит название местоименной. 3-е и 4-е предложения связаны лексическим повтором, выраженным дополнением полянку — на полянке. 5-е предложение по смыслу связано с 3-м местоименной связью они — они. 6-е предложение с 5-м снова связывается лексическим повтором, выраженным подлежащим — дополнением грибы — грибов. В этом же рассказе представлен и другой вид связи — глагольный. Последовательность события передается временной соотнесенностью глаголов:... собрались... взяли ... нашли... росло ... стали набирать ... набрали.
Часто в рассказах детей можно встретить наречие (обстоятельство времени) потом. Это средство помогает ребенку передать последовательность событий. Если ребенок многократно прибегает к употреблению наречия потом, это будет свидетельствовать о нарушении связности и плавности изложения, так как он при этом делает частые паузы: потом... а потом... потом... Причиной этого может выступать ограниченность словарного запаса, отсутствие умения раскрывать тему, неумение использовать разнообразные средства связей между предложениями и частями рассказа. Поэтому при анализе детских высказываний надо тщательно определять характер связей, которыми пользуются дети.
Полученные данные позволят в дальнейшем воспитателю определить конкретные задачи по расширению словарного запаса или по расширению и углублению представлений детей.
5. Плавность изложения. При анализе плавности изложения как показателя связности речи надо в первую очередь подсчитать, сколько пауз делает ребенок. Далее определить причину пауз, их длительность. Причинами пауз могут быть неравномерность обогащения словаря, темп отбора слов, синонимическая бедность словаря, слабые умения построения сюжетной линии. Паузы такого рода следует отличать от логических пауз. В речи дошкольников часто встречаются повторы. Наличие повторов будет свидетельствовать об отсутствии должного внимания к слову, об ограниченности словарного запаса, стилистических возможностей детей, об отсутствии способности к внутреннему рассуждению. Необходимо обратить внимание на то, какие части речи чаще всего повторяются (имена существительные, глаголы, союзы), какие словосочетания (или предложения) повторяются. Выявленные особенности позволят в дальнейшем определить направления в работе.
6. Выразительность речи. При анализе высказываний следует обратить внимание на языковые и интонационные средства выразительности, насколько ребенок образно и эмоционально передает содержание, употребляет ли эпитеты, сравнения, слова с уменьшительными или ласкательными суффиксами.
Проанализировав детские высказывания с позиций данных критериев, можно сделать выводы об уровне связности речи. Данные анализа можно представить наглядно в таблице 6.
Таблица 6
Уровень | Кол-во слов | Раскрытие темы | Объем | Структура | Средства связи | Плавность | Выразительность | ||||||||||
слов | пр. | н | с | к | л п | м с | г л | с 0 ю 3 | повтор | пауза | э | с р | д р | э м | |||
В (высокий) | + | + | + | + | + | + | + | + | 2-3 | + | + | + | + | ||||
С (средний) | + | + | + | + | + | + | + | 4-5 | + | ||||||||
Н (низкий) ... | + | + | + | .... | + | 7-8 |
Объем рассказа ребенка, в котором раскрыта тема, составляет не менее 9—10 предложений, 50—60 слов (может быть больше). Характер предложений разнообразный, соблюдается структура не только основных частей, но и внутри каждой части, используются разнообразные средства связи, речь плавная, повторы и паузы единичны. В рассказе используются сравнения, речь образная, эмоциональная. Его можно отнести к высокому уровню.
Если же в рассказе при раскрытии темы, соблюдении структуры наблюдается меньший объем, ограниченное употребление средств связи, например только местоименная (они — они), большее количество пауз и повторов, отсутствие языковых средств выразительности, то такой рассказ будет отнесен к среднему уровню.
При отсутствии большого числа показателей в высказывании детей уровень еще ниже, чаще всего это рассказ-схема либо незаконченный рассказ при наличии длительных пауз и многочисленных повторов.
Может быть выделен и самый низкий уровень: 1—3 предложения, повторы, отсутствие структурной соотнесенности.
Полученные данные предоставляют воспитателю возможность не только четко определить общие направления в работе, например, над выразительностью речи у всех детей, так как отсутствие языковой выразительности наблюдалось у всех, но и определить конкретные задачи в работе с подгруппами, отдельными детьми. Данные анализа будут служить дифференцированному подходу в обучении навыкам связной речи.
Серии сюжетных картинок используются в старшем дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют свое внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картинок способствует овладению структурой рассказа (дается не менее трех картинок), развитию правильного понимания соотношения формы и содержания.
Серия сюжетных картинок выступает как наглядная модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств. Для выявления уровня связной речи по серии сюжетных картинок при их подборе необходимо учитывать особенности восприятия. Следует подобрать серии из трех картинок, где четко выражены начало действия, его развертывание и концовка; из четырех картинок, где 1-я — начало, 2—3-я — середина, 4-я — конец; из пяти картинок.
Обследование проводится индивидуально.
Порядок предъявления картинок различный, в зависимости от цели. Перед рассказыванием дается время для рассматривания всей серии.
Задание 1.
Цель: выявить особенности понимания логики изображенного на картинках и построения связного рассказа, при произвольном предъявлении картинок.
Методика выполнения.
Детям предлагается серия из трех сюжетных картинок, разложенных произвольно, не в заданном порядке. Воспитатель обращается к ребенку: «Внимательно посмотри на эти картинки, разложи их в нужном порядке и составь рассказ, дай ему название». В протоколах фиксируется то, как ребенок принял задание, как приступил к его реализации, все его действия и речь.
При анализе рассказов воспитатель ориентируется на показатели связности речи, понимания темы, на развитие сюжетной линии, структурную организацию текста, на разнообразие средств связи, плавность, выразительность.
Задание 2.
Цель: выявить умение предвосхищать изображенное на картинках, составлять рассказ по всем картинкам. Методика выполнения.
Предъявляются три картинки, из них 1-я закрыта, 2 и 3-я открыты. Предлагается рассмотреть 2-ю картинку, придумать начало, затем целиком весь рассказ, дать ему название. При анализе обращается внимание на адекватность словесного «рисования» (придумывание начала), далее идет оценка по всем параметрам, изложенным выше.
Задание 3.
Цель: выявить умение связного построения рассказа при заданном начале (1-я картинка) и конце (4-я картинка). Методика выполнения.
Детям предлагаются четыре картинки. 1-я и 4-я картинки открыты, 2-я и 3-я закрыты. Ребенок должен представить, что может быть изображено на закрытых картинках. Рассказ записывается, затем открываются все картинки, снова составляется рассказ и дается ему название.
Задание 4.
Цель: определить умение завершить рассказ по серии сюжетных картинок.
Методика выполнения.
Детям предлагается серия из пяти картинок, 1—4-я картинки открыты, 5-я закрыта. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, «нарисовать» недостающую часть, затем картинка открывается, составляется полностью весь рассказ, дается название. Анализ проводится по тем же параметрам.
Можно предложить также рассказывание с использованием серий собственных рисунков, которое выявляет умение построения связного повествовательного высказывания. Задание дается всем детям сразу на занятии со следующей установкой: «Дети, сегодня вы будете художниками, а затем писателями. У вас на столах четыре небольших листочка, на которых нужно нарисовать рассказ, а затем рассказать его так, чтобы было понятно и интересно».
Рисунки выполняются на занятии, а рассказывают дети индивидуально в отдельной комнате. При анализе результатов отмечается, как дети приняли задание и придумали связное высказывание, представив его в рисунках (кадрах), самостоятельность содержания, умение дать рассказу название.
Необходимо использовать следующие критерии оценки рассказа: законченность, краткость, выразительность, самостоятельность придумывания сюжета, определение названия; фиксируется умение придумывать рассказ, представить его в виде рисунков и затем по нарисованному рассказать, не нарушая последовательность изложения.
При анализе результатов можно выделить три уровня.
1. Высокий: богатство содержания, соответствие названия содержанию, композиция (четко выраженные структурные части), выразительность речи, наличие типов связи между предложениями и внутри их, грамматическая правильность речи, разнообразие лексических средств.
2. Хороший: интересное содержание, соответствие названия содержанию, наличие нескольких способов связи предложений, грамматическая правильность, разнообразие лексических средств, использование средств выразительности.
3. Средний: банальное содержание, неточное название рассказа, однообразные средства связей между предложениями, превалирование формально-сочинительных средств через союзы и, а, наречия потом, грамматическая правильность речи, словарь.
Полученные данные помогут педагогу спланировать работу по связной речи с группой в целом и с каждым ребенком.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(СНОСКА: Исследование Л.Е Шадриной.)
Связная речь младших дошкольников имеет свои особенности. Она ситуативна, высказывание предварительно не планируется, а строится по ходу речи. Характер высказываний, их полнота, связность и грамотность зависят от условий общения. К таким условиям авторы относят характер общения, содержание речи, индивидуальные особенности ребенка.
Для выявления уровня развития связной речи в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать эти условия, а именно — обследование должно проводиться человеком, который хорошо знаком ребенку, в непринужденной обстановке. Для обследования следует использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка), высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности.
Связная речь характеризуется наличием смысловых связей между структурными элементами, которые выражаются синтаксически и лексически, поэтому именно этот критерий является основным при оценке детских высказываний. При этом важно учитывать приоритетные линии развития разных сторон речи младших дошкольников.
Не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевого развития, необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления связной речи. Работа над интонационной выразительностью речи поможет избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность й выразительность высказывания.
В решении задач формирования словаря на первое место выдвигается работа над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Не умаляя значения работы над расширением словарного запаса, которая происходит в основном при ознакомлении ребенка с окружающим миром, подчеркнем важность качественной работы над словом при создании самостоятельного высказывания. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умений свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел говорящего.
Работа над грамматической формой слова и предложения, т. е. формирование грамматического строя речи, рассматривается в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся согласовывать имена существительными имена прилагательные в роде, числе, падеже. В дальнейшем это должно привести к правильному употреблению этих форм в связном высказывании.
Для создания самостоятельного высказывания особое значение приобретает работа над синтаксисом. Здесь на первый план выступает задача обучения правильному построению разных типов предложений, а также способам создания разных типов текстов (описательных и повествовательных), в которых соблюдается общая структура, используются разнообразные средства связей между отдельными предложениями и между частями высказывания.
Для выявления умений создавать высказывания разных видов детям предлагается: игрушка (задание 1), набор игрушек, связанных одним сюжетом, или одна сюжетная игрушка — мишка с букетом цветов, зайка с барабаном и пр. (задание 2), предметная картинка (задание 3), сюжетная картинка (задание 4), тема для рассказывания из опыта (задание 5).
Не обязательно все задания предлагать вместе. Обследование должно проводиться в течение нескольких совместных игр взрослого с ребенком. Задание рассказать обязательно мотивируется, например: «Кукла Таня огорчена, кто-то назвал ее некрасивей, но ведь это не так. Давай ее успокоим, расскажем, какая она замечательная»; «Мишутка собирался в гости, но зеркала у него нет, он очень переживает, хорошо ли он выглядит.
249Давай ему расскажем». Такая мотивация побуждает к описанию объекта, поэтому используется при предъявлении единичных объектов, в заданиях 1 и 2.
При предъявлении сюжетных игрушек и сюжетных картинок (задания 3 и 4) взрослый просит ребенка рассказать о том, что случилось с героем, маме-зайчихе или доктору Айболиту (в зависимости от характера сюжета). Умение рассказывать о себе (задание 5) фиксируется в совместных беседах взрослого с ребенком, причем не обязательно задавать вопросы о том, где был ребенок, что он делал, кого видел, что у него дома есть. Лучше взрослому рассказать о себе — о своей собаке, попугае, приключении в выходной день, о своем путешествии за город. Это вызовет у ребенка желание говорить о себе, причем инициатива рассказывания будет принадлежать самому ребенку.
В силу преимущественного развития диалогической речи у детей этого возраста построить целостное высказывание самостоятельно трехлеткам еще трудно. Поэтому взрослый должен помогать ребенку. При этом лучше использовать не вопросы, а подсказ слова-связки между частями высказывания.
Задание 1. Ребенку показывают игрушку (котенка) и предлагают рассказать о ней. Задание дается в игровой ситуации. Котенок спрятался, его нужно найти, а затем рассказать про него. Взрослый предлагает: «Давай расскажем вместе», — и начинает фразу: «Это... Он... У котенка... Котенок умеет ... Он любит...». Ребенок ее заканчивает. Методика совместного рассказывания позволяет выявить, ориентируется ли ребенок на средства выражения логических связей между предложениями.
Характеристика ответов:
1) ребенок заканчивает все предложения, интонационно завершая высказывание;
2) заканчивает лишь два предложения;
3) говорит, не обращая внимания на связи.
Вначале при характеристике ответов даются высказывания высокого уровня, затем Среднего уровня и ниже среднего.
Аналогично проводится задание 2. Здесь даются две игрушки (котенок и щенок) и выявляется умение строить сюжетный рассказ (повествование). Схема, предложенная ^взрослым, уже другая: «Встретились..., стали ... Вдруг... И тогда». Такая помощь позволяет определить, понимают ли дети смысловые связи в тексте, правильно ли отбирают языковые средства для их выражения. Высказывания детей позволяют сделать вывод об особенностях их звукопроизношения, лексики и грамматического строя.
Остановимся на критериях, характеризующих связность речи:
§ соответствие высказывания теме;
§ структура высказывания (наличие начала, середины, конца);
§ раскрытие микротем (в описаниях);
§ последовательность изложения (в повествованиях). Оценивается также степень самостоятельности ребенка при рассказывании (самостоятельно, с помощью взрослого, невыполнение).
В соответствии с данными критериями выделяются уровни развития связной речи детей.
I уровень — высокий. Детские тексты структурно оформлены. Описания достаточно подробны, выделенные признаки объекта характеризуются, используются элементарные средства выразительности (сравнения, определения). Предложения между собой связываются при помощи разнообразных средств (местоимений, лексического повтора, синонимической замены). Повествования имеют четкую логику и последовательность, содержат элементы описания, прямую речь.
II уровень — достаточный. Описания состоят из двух частей (возможно отсутствие начала или конца). В основной части микротемы раскрываются частично. Между предложениями преобладает цепная связь, выраженная с помощью элементарных средств (местоимения, лексический повтор). В повествованиях также допускается пропуск одной структурной части при обязательном наличии основной. В основной части действия развиваются в целом последовательно, текстовая связность присутствует.
III уровень — средний. Описания характеризуются композиционной незавершенностью. Микротемы. выделяются, но лишь некоторые из них частично раскрываются. Используются цепная и формально-сочинительная связи, при доминировании формальной. Повествования не имеют четкой структуры. Нарушается последовательность действий в основной части. Наряду с цепной местоименной связью используется и формально-присоединительная связь.
IV уровень — низкий. Описания и повествования состоят из перечисления отдельных частей объекта или предметов, изображенных на картинках, нескольких действий. Связи преимущественно формальные.
Данное обследование ярко выявляет индивидуальные различия в развитии связной речи младших дошкольников.
Таким образом, эти данные свидетельствуют о преобладании к началу четвертого года жизни ситуативной речи. Это выражается в том, что высказывания детей композиционно не завершены, в текстах выделяются в среднем три микротемы, которые, как правило, не раскрываются или раскрываются частично, в большинстве случаев они даже не связаны друг с другом. Это приводит к тому, что последовательность их постоянно нарушается. Между предложениями преобладает, как отмечалось выше, формально-сочинительная связь. В качестве связок дети часто используют союзы, местоимения, наречия. Это позволяет сделать вывод о необходимости использования механизмов развития диалогической речи для формирования разных видов монологической речи.