Тема 12. Социальная философия.
Философский анализ общества: общество как философская проблема; понятие общества: общество как социальный способ бытия человека, как синергетическая саморазвивающаяся система. Генезис и эволюция общества; Теории общественной жизни; Прогресс и регресс в общественном развитии; материальное производство и духовная деятельность; уровни и структура общественного сознания.
Государство и гражданское общество; личность и общество; роль социальной среды в формировании личности; историческая необходимость, свобода и ответственность личности.
Вопросы:
1. Общество как социальный способ бытия человека, как социальная саморазвивающаяся синергетическая система.
2. Общество – человек – природа: проблема соотношения. Человек и социум: роль социальной среды в формировании личности.
3.Общество и его структура. Стратификационная модель (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин).
Ключевые понятия: Общество, личность, синергетическая система, генезис, эволюция общества; рациональная цивилизация, техногенность, прогресс, регресс, материальное, духовное производство; социальная сфера (среда), государство, историческая необходимость, свобода, ответственность, социальные риски.
1. Общество как социальный способ бытия человека, как социальная саморазвивающаяся синергетическая система.
Общество является частью действительного мира, исторически развивающейся формой жизнедеятельности людей.
Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и отношений, различные проблемы социальной жизни и философские воззрения на них, называется социальная философия (от лат. societas – общество). Понятие общества в истории философии претерпело серьезные изменения. Так распространенным представлением об обществе было определение его как совокупности человеческих индивидов.
Такой точки зрения придерживался, например, древнегреческий философ Аристотель, утверждая, что объединение людей в общество происходит для удовлетворения «социальных инстинктов». Данная точка зрения на общество была популярна не только в античности. Значительно позже, в XVIII веке французские просветители Ж.-Ж. Руссо, Гоббс также полагали, что общество – совокупность индивидов. Однако они считали, что люди объединяются с целью взаимного контроля над собственными действиями. Такая позиция являлась выражением бытовавшей довольно длительное время в истории философии (с XVII – до начала XIX), иногда имеющей место и в наши дни теории «общественного договора».
Против теории «общественного договора» выступали философы еще в XIX веке. Это, например, О. Конт, основатель нового направления в научном знании – социологии. Конт утверждал, что истоки общества состоят в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных систем.
К.Маркс также был противником «теории общественного договора». Он противопоставил ей другую теорию – общественно-экономических формаций, согласно которой в основе того или иного типа общества лежит тип производственных отношений. Таких типов выделяется 5: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (социализм – его первая стадия). В основе этой концепции лежит понимание общества как совокупности всех общественных отношений. Системный подход в понимании общества, предложенный Гегелем и Марксом, широко применяется в современной социальной философии и социологии (многофакторная теория общества М.Вебера, теория систем Парсонса, Липсета, Лумана, Дарендорфа и др.). Сегодня общество понимается как социальная саморазвивающаяся система.
2. Общество – человек – природа: проблема соотношения. Человек и социум: роль социальной среды в формировании личности.
Природа и общество – это взаимосвязанные системы. Природа – естественная среда обитания человека, в основе которой объективные закономерности, естественные природные законы. Общество – социальная система, возникшая по причине деятельности человека, в основе которой социальные закономерности,которые носят также объективные характер. Природа и общество с точки зрения системного подхода имеют общие черты: открытость, объективность, саморазвитие, самоорганизация. Отличительными чертами является возникновение социального качества, определившего развитие человека как социальное существо и развитие общество в историческом процессе становления человечества. Социальное качество не передается генетически, а воспитывается и образовывается только в социальных условиях, в отношениях человека с человеком.
Социализация личности образует и воспитывает человека как социальное существо, определяет его социальный статус.
3.Общество и его структура. Стратификационная модель (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин).
Социальная структура общества дает возможность рассмотреть общество не просто как совокупность людей, а как структурированное целое, как систему, в состав которой входят такие элементы: классы, социальные группы или страты, слои общества и т.д. Марксистская концепция в ХIХ в. давала возможность рассматривать общество как классовое (класс буржуа и класс рабочих в капиталистической системе); концепция стратификации М.Вебера, П.Сорокина, Р.Дарендорфа в конце ХIХ-ХХ вв. дает возможность представить общество как социальную систему состоящую из многих стратов, слоев, находящихся в движении, развитии, «социальной мобильности» (понятие П.Сорокина). Общество можно рассматривать не только с точки зрения системы, состоящей из элементов, но и с точки зрения неких устойчивых констант, которыми являются социальные институты (государство, семья, производство, разделение труда, церковь, система образования и т.д.). В социальной философии понятие «гражданскоеобщество», его соотношение с государством, а также понятие «правовое государство» имеют большое значение.
Таким образом, общество как социальная система находится в закономерном постоянном изменении и развитии и в то же время является относительно устойчивым социокультурным образованием.
Проблемные вопросы:
1. Дайте краткую характеристику общества как понятие и феномена.
2.Охарактеризуйте общество как социальный способ бытия человека.
3. Почему общество можно рассматривать в качестве социальной саморазвивающаяся синергетической системы.
4.В чем состоит проблема соотношения «Общество – человек – природа:
5.Поведите параллель между человеком и социум, выявите взаимозависимости этих феноменов.
6. В чем конкретно вы видите роль социальной среды в формировании личности.
7.Какова структура общества, согласно концепции К.Маркса.
8.Охарактеризуйте стратификационную модель общества, исходя из теории М.Вебера и П.Сорокина.
Тренировочные тесты
1. Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, называется…
а. цивилизацией
в. культурно-историческим типом
с. государством
d. формацией
2. Гражданское общество – это…
а. совокупность граждан какого-либо государства
в. совокупность больших и малых социальных групп
с. объединение избирателей по месту жительства
d. совокупность неправительственных институтов и неполитических отношений
3. К производственным отношениям относятся…
а. отношения распределения продуктов производства
в. межнациональные отношения
с. отношения между поколениями
d. межличностные отношения
4. Социальная сфера общества включает в себя…
а. средства производства
в. общности людей
с. транснациональные корпорации
d. государственные структуры
5. Важнейшей производительной силой любого общества является…
а. человек
в. идеология
с. политика
d. каста
6. Генетически первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является…
а. семья
в. народность
с. племя
d. сословие
7. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют…
а. техносферой
в. формацией
с. обществом
d. расой
8. Государство, власть и властные отношения составляют ядро…
а. экономической сферы
в. семейно-бытовых отношений
с. духовной сферы
d. политической сферы
9. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как…
а. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин
в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах
с. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо
d. Сократ, Платон, Аристотель
10. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли…
а. Фалес и Анаксимен
в. Левкипп И Демокрит
с. Платон и Аристотель
d. Парменид и Зенон
11. Традиционное общество – это…
а. массовое общество
в. восточное общество
с. информационное общество
d. доиндустриальное общество
12. Согласно провиденциализму…
а. человек может предвидеть будущие исторические события
в. история имеет начало, но не имеет конца
с. человек может изменить ход исторического процесса
d. историей управляет Божественный промысел
13. Э. Тоффлер предложил футурологическую модель…
а. «третьей волны»
в. «массового общества»
с. «заката Европы»
d. «столкновения цивилизаций»
14. В постиндустриальном обществе на первый план выходит…
а. сфера услуг, образования и науки
в. сельское хозяйство
с. машиностроение и металлургия
d. производство товаров массового спроса
15. Цивилизационный подход к истории предполагает…
а. признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур
в. европоцентризм
с. деление истории на формационные этапы
d. представление об общей закономерности развития культуры
16. Укажите формы общественного сознания:
а. понятие
в. образ
с. религия
d. наука
е. искусство
17. Выберите мыслителей, разработавших теории локальных цивилизаций:
а. Маркс
в. Шпенглер
с. Данилевский
d. Гегель
е. Витгенштейн
18. Укажите религии в порядке их появлении
а. христианство
в. ислам
с. буддизм
d. баптизм
19. … ‑ это философское учение о морали
20. Французский философ Огюст … первым ввел в научный оборот термин «социология».
21. Освальд … написал работу «Закат Европы»
22. … ‑ это сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование высших (сверхъестественных) сил.
23. Карл … разработал теорию общественно-экономических формаций