Природа гораздо старше общества.

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа– неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

2)общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру. сферами человеческой жизни·Социальная (классы, социальные группы, нации).

·Духовно – нравственная (религия, наука, искусство). Социальные институты - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.К основным социальным институтам относятся (рис 16):Государство Семья Образование Религия Наука

В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления

Познание общества в форме мифологического сознания

Философские учения древности об обществе и общественном развитии

Социальные учения

Философия нового времени

4) Нужно понимать, что сознание первобытного человека сильно отличалось от сознания современного человека. Он не искал причины тех или иных событий, а старался дать ответ на вопрос – кто. И суть мифологии сводится к объяснению тех или иных явлений происходящих вокруг него. Мифы принято делить на три группы: 1) космогонические – о происхождении мира и человека; 2) мифы о героях; 3) эсхатологические – о «конце света».
Следующим этапом в развитии мировоззрения древнего человека стало возникновение первых философских учений. Древняя Индия – буддизм, джайнизм, санкхья, йога, веданта и другие. Древний Китай – даосизм, конфуцианство, легизм, моизм и т.д. Но по настоящему философия получила развитие в Древней Греции, которая и считается родиной этой науки. Первыми философскими школами стали школы – Гесиода, Анаксимандра и Анаксимена. Новым витком развития стали труды Аристотеля и Платона.

5) Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Назовем те из них, которые подробно изучаются в школьном курсе обществознания.

1. Познание общества в форме мифологического

2. Философские учения древности об обществе и общественном развитии
3. Социальные учения средневековья

4. Философия нового

Обществознание XX века

6)
Природа гораздо старше общества. - student2.ru

7) Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Формационный подход был разработан Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору,

Цивилизационныйподход рассматривает с цивилизационной (культурологической) точки зрения две сферы жизни общества — прежде всего ментальную, а также материальную:

— человека с его поврежденным страстями (грехом) менталитетом (душой), жизнь наиболее грешных (выдающихся) светских людей: политиков, ученых, писателей, артистов и т. д.;

— демократическое устройство общества (правовое государство, гражданское общество, права и свободы человека);

— борьбу людей за власть и собственность, за прибыль любой ценой (индивидуализм, конкуренцию и т. д.);

— человеческие учения (классиков) — ереси, возведенные в догматы;

— историю безбожной, светской культуры (литературы, искусства и науки), ее особенности в сравнении с другими странами;

— образование и воспитание;

— особенности общественного сознания и общественной психологии (менталитет данного общества);

— историю России в сравнении с другими цивилизациями;

Таким образом, цивилизационный подход концентрирует внимание на грешном образе жизни и деятельности человека, его поврежденной страстями душе, особенностях психологии (менталитета) человека и культуры страны, светской (ментально-чувственной) истории общества, потребительском (с точки зрения удовлетворения страстей, грехов) понимании ценностей и смысла жизни как жизни только земной, временной (а смерти вечной).

Недостатками цивилизационного подходаявляется то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.

8) Человечество — активная часть животного мира биосферы, способная не только приспособить её под свои нужды, но и полностью изменить её облик.

Человечество в пространстве предстает как антропологический покров ойкумены (или население), условно устойчивый в течение одного поколения (около 20 лет).

Человечество можно также представить, как всех людей Земного шара (мира), пребывающих на жизненном этапе от рождения из материнской утробы до смерти; как объединение персон, живших в историческую эпоху; как совокупное количество индивидов, личностей, граждан, живущих на Земле в данный момент. Подразделяется на расы, народы (или этносы), социальные и культурные группы. Результат деятельности человечества принято называть культурой.

9) Русская философская мысль на переломе Х1Х~ХХ вв. — вершина развития отечественной философии, время Владимира Соловьева и эпоха религиозно-философского ренессанса. Однако не следует забывать тысячелетнюю историю ее развития. Как немыслимо, скажем, в области литературы все внимание сосредоточивать только на Пушкине, Толстом или Достоевском и их времени, так неправомерно рассматривать наиболее ярких философов серебряного века вне их связи с предшествовавшей традицией. То, что стало хорошей школой в истории отечественной философии, а именно — рассмотрение всего литературного процесса от древнерусских и византийских основ, должно стать нормой в истории философии — изучение философского процесса с самых ранних форм, в максимальной полноте охвата и предельно адекватно подлинному бытованию мысли в разнообразии жанров, интенций, способов выражения, объективизации идейного содержания в разнообразии памятников культуры.

Формы культуры

Доминантная культура— ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения.

Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида.

Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:

—производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;

—изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;

—может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т. п. );

—способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;

—свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Человек — носитель самосознания Вселенной. Он захватил доминирующее положение в природе по праву силы, и отражение этого права, к сожалению, живет в сознании человечества, хотя недостаточно осознается.

Миллионы лет тому назад, на заре формирования человека как разумного существа, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия на окружающую среду других приматов. И только много позднее, фактически лишь за последние несколько тысячелетий, его влияние на жизнь планеты стало качественно другим, все более существенным.

Постепенно человек становится решающим фактором преобразования органических и неорганических форм. Вот почему изучению эволюционного процесса на Земле и роли в нем человека сегодня придается огромное мировоззренческое и практическое значение.

Себя загадкой.

14) В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.

15)

Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности.
Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.
Формы политической деятельности внутри политических партий различны: Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление согласованных действий.

Социальные основы трудовой деятельности связаны с распределением благ, услуг, ценностей и идей; организацией и управлением работниками, занятыми в общественном производстве; обеспечением обмена продуктами деятельности .

17) Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
Духовная деятельность - есть творчество, но не всякое творчество сопряжено с поступком. Поступок - это волевое действие в среде разума, возникающее после внутреннего решения индивида "да будет". Размышления и переживание - еще не поступок. Поступок непременно адресован личности. Буду говорить о добрых поступках, совершаемых в состоянии одухотворенности.

18) Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

истина - это утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.Объективная истина— это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина— это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина— это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Практика.

19) Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

20) ненаучное познание делится на

Обыденное познание — это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности. Жизненная практика, или опыт повседневной жизни, — это знания, умения, навыки, об­разцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни.

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа– неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

2)общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру. сферами человеческой жизни·Социальная (классы, социальные группы, нации).

·Духовно – нравственная (религия, наука, искусство). Социальные институты - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.К основным социальным институтам относятся (рис 16):Государство Семья Образование Религия Наука

Наши рекомендации