Формы культуры: элитарная народная массовая.
Три формы: элитарная, народная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.
1) Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу, она придумана для восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Критики, литераторы, художники, театралы, писатели, музыканты. Формула элитной культуры – «искусство ради искусства».
2) Народная культура создается анонимными творцами не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народные культуры по происхождению называют любительскими или коллективными. Они включают: мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор - народное творчество создается различными слоями населения.
З) Массовая культура или общедоступная - время появления середина ХХ века, когда СМI4 стали доступны всем слоям населения. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования. У нее широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро выходят из моды. Поп культура сменовое название массовой культуры, а китч ее разновидность.
Особенности современной молодежной культуры.
Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества. Поскольку общество распадается на множество групп:
национальных, социальных, профессиональных - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения.
Малые культурные миры называются субкультурами - это часть общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе. У каждого поколения, у каждой социальной группы свой культурный мир. У большей части современной молодежи, отдых и досуг - ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд, как важнейшую потребность. От удовлетворенности досуга теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм
Молодежная субкультура обладает своим языком, модой, искусства, стилем поведении. Все больше она становится неформальной культурой, носителем которой выступает неформальные подростковые группы.
Контркультура - это субкультура, которая находится в конфликте с доминирующей культурой. Концепция всеобщего отрицания была подхвачена молодежью Запада.
(Р.S. борьба за свободу человеческого существования должна начинаться со всеобщего отрицания всего и вся.) На этой концепции основывалось движение «Новых левых» в 70-е годы - это молодежное движение заставило правительство ряда Западных стран, создать специальные министерства по делам молодежи. Молодежную культуру в 70-х годах на Западе называли культурой протеста. Молодежь выступала против системы ценностей отцов, заявив, что она не хочет преуспевать в будущее, что надо делать любовь, а не деньги. В качестве альтернативы, Западного образа жизни, молодежь создала движение панков, хиппи. Занялась изучением восточных религий, встало в ряды территориальных «красных бригад», стремилась к разрушению рационалистической культуры Запада.
Несмотря на вызывающие «карнавальное» поведение, молодежь ставило на обсуждение важнейшие вопросы бытия: как жить правильно, возможна ли чистая любовь, где все в мире продается, есть ли честность и порядочность, уважение к жизни. Молодежь не редко становилась и становится игрушкой в чужих руках. Ее безжалостно эксплуатирует шоу-бизнес и коммерческий спорт, из нее выкачивают деньги, индустрия досуга и модные магазины, она подвержена СМИ.
Но в целом процесс адаптации молодежи к существующей в обществе культуре, происходит достаточно эффективно и подрастающее поколение пока не нашло путей развития человечества оригинальней тех, по которым прошли и идут их родители.