Аристотель выделял правильные и неправильные формы государственного правления. Какие из нижеперечисленных форм он считал неправильными?
а) аристократия; б) олигархия; в) демократия: г) тирания.
168. Необходимость установления имущественного и социального равенства людей отстаивал:
а) Т. Гоббс; б) Ж.-Ж. Руссо; в) А. Смит: г) Г. Гегель.
169. Согласно марксистской теории политическая система общества является частью:
(1) способа производства; (2) надстройки; (3) базиса; (4) производственных отношений; (5) производительных сил
170. Укажите положение, которое НЕ входит в состав «философии жизни» Ф.Ницше:
(1) критика христианства как религии, защищаю щей слабость;
(2) критика буржуазной морали с позиций интеллектуального и морального аристократизма;
(3) философский иррационализм, при котором те или иные убеждения не доказываются, а толь ко провозглашаются;
(4) вывод о том, что в XIX веке человечество перешло к научной стадии развития — промышленному (индустриальному) обществу, открывающему безграничный простор прогрессу;
(5) пророчество о пришествии сверхчеловека, носителя новой сильной, волевой морали, презирающей человеческие слабости.
171. Укажите основные идеи, характерные для философских воз зрений Фомы Аквинского:
1. Право обязательно включает несколько типов законов.
2. Выше всех стоит «естественный закон», которому подчиняются все остальные.
3, Суть «естественного закона» выражена словами — делай добро и избегай зла!
4. Наилучшей формой государственного устройства является монархия.
5. Власть светская стоит выше власти церковной, так как опирается на естественный и человеческий закон.
6, Если человеческий закон нарушает закон божественный, такому человеческому закону можно не подчиняться.
(1) 1, 3, 4, 6: (2) 1, 2, 3, 4, 6; (3) 1, 2, 3, 5: (4) 1,6; (5) 2, 4, 5.
172. Какие понятия используются при формационном подходе к исследованию истории общественного развития:
1. Капиталистический способ производства; 6. Постиндустриальное общество;
2. Традиционная экономика; 7. Базис;
3. Надстройка; 8. Производительные силы;
4. Галло-романская цивилизация; 9. Рациональная бюрократия;
5. Производственные отношения; 10. Социальная революция.
(1} 1, 2, 5, 6, 8, 10; (2) 1, 5, 6, 10; (3) 1, 2, 4, 6; (4) 1, 3, 5, 7, 8, 10; (5) 2, 5, 7, 9.
173. Укажите позицию немецкого философа О. Шпенглера в во просе о соотношении культуры и цивилизации:
(1) цивилизация — за кат, вырождение, смерть культуры;
(2) цивилизация — высшая форма развития культуры;
(3) цивилизация — синоним культуры;
(4) цивилизация — аналог городской культуры;
(5) цивилизация — аналог культуры индустриального и постиндустриального общества.
174. Из приведенных ниже укажите ВСЕ положения, адекватно характеризующие философскую школу софистов:
1. Участники школы были наемными учителями красноречия.
2. Софисты разделяли учение об объективной истине, не зависящей от того, что думает о ней тот или иной человек.
3. Лидерами школы софистов были Сократ, Платон, Аристотель.
4. Софисты полагали, что истина, добро и зло всегда относительны.
5. Общественные отношения оценивались софистами по тому, хорошо ли при них человеку или плохо.
6. Философ Протагор был главным противником школы софистов.
(1) 1, 2, 4, 5; (2) 1, 4, 5; (3) 2, 5, 6; (4)1,3, 6; 5) 2, 4, 6.
175. В приведенном перечне выберите идеи и черты, характерные для философских воззрений как Аврелия Августина, так и Фомы Аквинского:
1. Человек есть мера всех вещей.
2. Социальная реальность сотворена и управляется Богом.
3. История является сферой Божественного Провидения.
4. Церковь и духовная власть обладают приоритетом перед властью светской.
5. Близость человека к Богу заключается в человеческом духе, тело же человека должно рассматриваться как земное начало, склоняющее к греху.
6. Цель жизни — удовольствие, которое достигается спокойным созерцанием, общением с друзьями и познанием истины.
(1) 1, 4, 5; (2) 4, 5, 6; (3) 2, 3, 6; (4) 2, 3, 4, 5; (5) 2, 3, 4, 6.
176. Пять основных чувств были впервые описаны более двух тысяч лет назад Аристотелем. Назовите чувство, не известное Аристотелю и не описанное им:
(1) вкус; (2) чувство осязания; (3) чувство равновесия; (4) слух; (5) зрение.
177. Среди перечисленных мыслителей XX века укажите представителей философии экзистенциализма:
1. А. Тойнби; 3. Г. Плеханов; 5. Ж.-П. Сартр; 7. О. Тоффлер; 9. М, Вебер;
2. А. Грамши; 4. Н. Бердяев; 6. Дж. Гэлбрейт; 8. У. Ростоу; 10. Д. Белл.
(1) 2; (2) 2, 5, 6, 7, 10; (3) 1, 3, 4, 8, 9; (4) 4, 5; (5) 1, 2,5, 10.
178. Найдите ОШИБКУ в перечне теоретических новаций, введенных В. И. Лениным в учение марксизма:
(1) положение о том, что прорыв цепи капиталистических государств скорее всего произойдет в стране, где материальные предпосылки являются менее зрелыми по сравнению с другими государствами: особое значение при этом приобретает использование политической власти;
(2) учение об империализме как о высшей стадии капитализма;
(3) вывод о неравномерности экономического и политического развития стран как «безусловном» законе капитализма на империалистической стадии;
(4) вывод о возможности совершить социалистическую революцию и в такой средне развитой стране как Россия, завоевать здесь политическую власть и уже на этой основе подготовить материальные предпосылки социализма, не дожидаясь, пока они полностью созреют внутри капиталистического общества;
(5) тезис о возможности победы социалистической революции во всех главных капиталистических странах одновременно.
179. В приведенном перечне выделите идеи и концепции, характерные для философских взглядов Платона:
1. Высший класс правителей в идеальном государстве составляют воины-стражи, основной добродетелью которых является мудрость.
2. Правители в идеальном государстве лишены семьи и собственности, вся жизнь их посвящена служению истине и государству.
3. Демократия плоха тем, что легко вырождается в тиранию: из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.
4. Не государство существует для человека, а человек — для государства.
5. Нага мир — подобие некоторого занебесного мира идей — совершенных образцов, но которым Демиург создал его.
6. Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и человек по природе своей есть существо политическое.
7. Человек есть мера всех вещей, в том, что они существуют и в том, что они не существуют.
(1) 1, 2, 5, 7; (2} 2, 3, 4, 5; (3) 1, 2, 4, 7; (4) 4, 5, 7; (5) 2, 3, 6.