Послесловие. Точка сборки реальности
У Кастанеды фигурирует понятие точки сборки. Это была такая пространственная точка, расположенная в светящемся коконе живых существ, который можно было видеть вторым видением. Смещение этой точки изменяло мир вокруг человека. Не знаю, что имел ввиду Кастанеда, или дон Хуан, но можно это понимать как символическое выражение категории субстанции, являющейся одной из двенадцати категорий Канта, благодаря которым строится, как из кирпичиков, наше знание.
Субстанция – это нечто неизменное. Но у субстанции имеются её модификации, называемые акциденциями. Субстанция – постоянное, акциденция – временное.
Вряд ли категории, в том числе субстанция, существуют в реальном мире вне нас, вне нашего видения, в мире самом по себе. По крайней мере, знать этого мы не можем. Категории – это инструменты познания, и использовать мы можем их различными способами.
При описании реальности можно использовать что-либо за основное (за субстанцию, или точку сборки), и все явления описывать как модификации этого (акциденции, или то, что собирается вокруг точки сборки).
За точку сборки можно, например, принять абстрактную живую систему, функционирующую идеальным образом. Далее, многое из того, что мы видим вокруг, можно интерпретировать как результат нарушения деятельности системы и ответной её реакции на нарушение. Такой взгляд с такой точкой сборки будет влиять на нашу жизнь. Мы постулируем, что любые наши побуждения есть попытка возврата к естеству. И мы будем меняться под этим воззрением, мы будем стремиться к естеству. Если мы увидим другого человека, то его поведение мы будем интерпретировать как отклонение от естества, и будем помогать ему вернуться к естеству. Интересно, кстати, как это происходит, как мы начинаем понимать человека? Мы становимся в его положение. Что значит становимся в его положение? Это означает, что мы берём на себя его проблемы, искажаем деятельность своего организма, чтобы пробудить у себя ответную реакцию. Когда мы увидим, как бы мы ответили на раздражение, мучающее собеседника, мы передаём ему знание нашей реакции, так что, сделав так, как мы советуем, человек начнёт переходить в состояние естества. Естества нашей точки сборки, конечно.
Другой вариант точки сборки – это принятие окружающей реальности за абсолют. У нас могут быть проблемы, если мы заблуждаемся, не знаем, как всё на самом деле. От этого возникает неприятная форма когнитивного диссонанса, когда реальность оказывается не такой, как мы думали (оказывается хуже). Человек, попадающий в плохую обстановку, может уходить в себя, в иллюзии, в свой созданный мир. Кто владеет информацией, тот владеет миром, а подчинённым и детям, так сказать, сказки в зубы. Если мы увидели, что человек как-то себя странно ведёт, то это означает, что такое поведение свойственно его природе (природа – абсолют, субстанция). Для сравнения, напомню, что в предыдущем примере поведение человека может интерпретироваться как отклонение от естества.
Для второй точки сборки первая является уходом к иллюзии абстрактного идеала. Для первой точки сборки вторая является результатом, например, блокировки когнитивных способностей, которые породили поиск "реальности".
Третий пример точки сборки – ценностное поле. Нашу жизнь определяют ценности. Они же определяют реальность, в которой мы живём. Мы обращаем внимание лишь на то, что является для нас ценностью. Оно только и существует. То, что не обладает ценностью, выпадает из реальности. Разные народы, разные люди обладают различным набором ценностей. Ценности можно менять, так что они не являются субстанцией, а являются акциденциями (состояниями, модификациями) поля ценностей, на котором произрастают эти ценности. Здесь, конечно, субстанцию почувствовать мы не можем.
Для этой точки сборки первая точка сборки есть результат принятия страдания как негативной ценности, а положительной ценностью является естественное состояние без желаний, страданий, этакая нирвана. Вторая точка сборки есть результат высокой оценки непосредственных переживаний и низкой оценки интеллектуальных построений, воображения и т.п. Для перовой точки сборки третью можно понимать как результат искусственной замены одних процессов другими. Таким образом, у человека возникает стремление расставить всё по местам, установить, что действительно важно, а что – нет. С точки зрения второй точки сборки третья является очередной интеллектуальной выдумкой, свойственной человеку. Видимо, природе человека свойственно разделять на существенное и несущественное.
Четвёртый пример точки сборки – это реальность точек сборки. Реальностей бывает много, и они собираются вокруг субстанций. Субстанцией здесь является категории субстанции и её акциденций. Эта реальность изложена в данной заметке. С её точки зрения охарактеризованы четыре (включая эту) реальности со своими точками сборки. С точки зрения первой реальности, человека, меняющего точки сборки можно характеризовать как человека, лишённого возможности передвижения, так что он стремится путешествовать, перемещаться в лучшие миры, хотя бы в ментальных пространствах. Для второй точки сборки четвёртая будет солипсизмом – уход от реальности человека, который ужаснулся от неё. Для третьей точки сборки четвёртая держится на ценности процесса познания, формирования субъективной реальности.
Приложение. Техники убеждения