Формирование реальности через воздействие на жизнь
Организм – целостная система, в которой протекают процессы. Если воздействовать на организм, на его процессы, то он начнёт меняться. Человек обладает сознанием. Изменение в организме будет затрагивать изменение в сознании. Большая часть сознания – это субъективная реальность, а значит, изменение в организме будет изменять субъективную реальность. Итог: воздействие на жизнь изменяет, или даже формирует реальность.
Да, изменение и формирование – это разные вещи. Говоря об изменении реальности, можно подумать, что имеется ввиду её искажение. Но если говорить формирование – то это уже совсем другое дело. Формирование – это не изменение, а создание. Воздействие на жизнь создаёт реальность! И реальность будет зависеть от того, каким воздействием мы её формировали.
Пример формирования реальности. Мы идём по городу, и нам захотелось писать. Писать негде. Мы начинаем смотреть на город с точки зрения мест, которые можно использовать в качестве туалета, появляются различные критерии оценки: наличие обзора, количество людей вокруг, серьёзность последствий опорожнения (насколько будет заметно) и т.д. Это может стать темой для разговора, а разговор может начать формировать культурную обстановку, совокупность норм поведения. Если ещё и хочется денег, то могут возникнуть идеи по построению платных туалетов. Причём хорошим бизнесменом будет тот, кто сам частенько испытывает потребность писать, так что сможет прекрасно понять своих клиентов, и создать превосходную систему обслуживания, найдёт самые удачные места, где можно разместить туалеты. И тут же возникает мысль о благотворительности. Могут появиться волонтёры, которые за бесплатно, из самых добрых побуждений, будут строить систему туалетов. Так что потребность писать может создать повод для добрых дел.
Что в данном примере явилось стартом для формирования реальности? Потребность писать? Нет! Запрет на опорожнение! Запретом воздействовали на естественный процесс, тем самым вызвав раздражение жизни в организмах. И в итоге жизнь (сознание – часть жизни) стала формировать реальность. Формирование реальности – это ответная реакция на раздражение.
В качестве второго примера можно привести подавление спонтанности, спонтанной деятельности и формирование в ответ авторитарной реальности. Люди начинают делиться на принимающих решения и исполнителей. Возникает сложная иерархия. А в этой иерархии формируется сложное взаимодействие, определяются пути поднятия наверх иерархической пирамиды. Определяется, что для этого нужно делать и т.д. Человек, стремясь наверх, стремится на самом деле восстановить спонтанность.
Блокирование информационного обмена между людьми может создать специфическую философию, психологию, систему терапевтических школ, особые формы взаимоотношений, связанных с борьбой за истину, против лицемерия, срывание масок, а, в ответ на агрессию, может совершенствоваться защитная система. Это я так, приблизительно говорю, что может получиться. Серьёзно это не обдумывал.
Таким образом, воздействие на жизнь, нарушение её процессов, вызывает формирование реальности и создания определённых мотивов, потребностей. Эта мысль важна в контексте того, что создаются теории инстинктов, мотиваций, потребностей. Исследователи пытаются найти полный перечень потребностей, выводить одни потребности через другие и т.д. Я полагаю, что нет запрограммированных потребностей. Существую сложные процессы, а потребности возникают тогда, когда процессы нарушаются, так что живая система, в силу своей устойчивости, оказывает специфическое противодействие. Сколько возможно способов нарушать функционирование организма, столько у него и может возникнуть потребностей. Но, в этой заметке я писал о формировании реальности, а наши потребности – это часть нашей реальности. Таким образом, даже наши потребности формируются каким-то раздражающим жизнь воздействием. Но сами потребности не являются абсолютными, и те, кто говорит про инстинктивную природу – это люди, увязшие в своём болоте, не понимающие, что болот много, и их болото не единственное.
Ум как ограничение
Что такое ум? Разделим наше существование, введём границы, и в итоге получим секторы. Разумеется, разделение условно. Введение границы означает, что запрещён переход из одного сектора в другой. Конечно, из одного сектора в другой можно перейти, но по правилам. Что такое правило? Правило говорит, что если мы находимся в одном секторе, то должны перейти в другой. Таким образом, правило связывает сектора. Вот мы и получили модель ума!
Чтобы было яснее, скажу, что секторами могут быть сектора пространства, различные наши состояния, различные действия. Если Вам ещё не совсем ясна идея, зачем всё это вводится, я рекомендую помедитировать над следующим примером. Очень трудно различить состояние экстатической ярости и экстатической любви. Наверное, при экстазе отсутствует ум, и мы не видим никаких отличий, разделений, секторов. Ярость и любовь здесь неразличимы – это одно и то же. Но мы можем внести различение, разбить единое на два сектора: ярость и любовь. Введём далее запрет такой, что если мы проявляем ярость, то не можем проявлять любовь, а если проявляем любовь, то не проявляем ярость. Можем тут же вводить правила, например, если мы любим, то... Если ненавидим, то... Таким образом, у нас появляется ум!!!
Наличие ума сходно с наличием дрессировки.
Вы имеете право сказать, что модель перехода по правилам из одних секторов в другие плохо описывает жизнь. Да, здесь не хватает процесса творения этих секторов. Если бы сектора не творились, то мы были бы роботами-автоматами, поведение которых в высшей степени предсказуемо. Но, на самом деле, мы постоянно создаём рассудочную реальность, разбивая существование на сектора и вводя правила. То, как мы разобьём на сектора – предсказать невозможно.
В чём отличие состояния с умом и без ума в контексте жизненных сил? Жизнь без ума подчиняется закону устойчивости своего существования, она стремится к сохранению жизни. Любое отклонение в сторону смерти ведёт к реакции противоположного стремления жизненной силы. При наличии ограничений жизненные силы могут оказаться закупоренными в границах. После этого жизненным силам можно придать направление. И мы получаем мотивацию, желания, силу.
Ум способен уничтожить жизнь, так как у него есть возможность направить жизненную силу против жизни. Ум разрастается, создавая клетку из секторов, образуя реальность ума. Видимо, разрастание ума непосредственно подчиняется жизненной силе. Поэтому ум как целостная система, скорее всего, способствует жизни, подчиняясь закону устойчивости.
Но внутри клетки, состоящей из секторов, могут происходить сложные процессы, в том числе деструктивные. Деструктивные процессы могут появиться из-за нарпяжённого движения жизненных сил. Это напряжённое движение вызывается двумя причинами: угроза жизни (в общем смысле) + слишком несвободное движение жизненных сил, вызванных тревогой. Эти деструктивные процессы есть психические заболевания.
О доброте и предательстве
Что такое доброта? Организм в норме изменяется под внешним воздействием, приходя в более жизнеспособное состояние. Таким образом, он стремится к улучшению собственного состояния. У организма есть жизненные силы для улучшения своего состояния. Организм может направлять свои жизненные силы на улучшение состояния другого организма – это и есть доброта. Таким образом, один организм подклчючается к другому, сообщая тому свою жизненную способность.
Здоровый организм не может быть здоровым без возможности отдыха. Для построения устойчивого общества имеет смысл поддерживать часть особей в благоприятных условиях, чтобы те могли периодически сообщать свои жизненные силы тем, кто в этом нуждается.
Но подключение к чужим жизненным силам может вызывать зависимость. Мазохист (инфантильный человек) – это человек, ищущий подключения к чужим жизненным силам. Отказ от подключения он считает предательством. Точнее, предательство – это немножко другое. Мазохист ощущает себя подключённым к кому-то. И если появляются какие-то признаки того, что подключение было иллюзией, то разрушение этой иллюзии вызывает ощущение предательства.
Ух ты, так можно же дать определение и садизму! Психологический садизм – это использование чужих жизненных сил. Хотя и мазохист тоже использует жизненные силы другого. Но садист находится как бы сверху, а мазохист снизу. Для садиста не может быть предательства, для него может быть непослушание.
Примером садомазохистов могут быть дети в неблагоприятной культурной обстановке. Дети не могут существовать независимо, поэтому, если они не могут подключаться достаточно к родителям, они будут подключаться друг к другу. В России 90-х было достаточно (и даже сверх того) примеров такого. Дети считают, что подчинять кого-то, заниматься вымогательством, надувательством помогает им жить. А кто-то уходит в крайности подчинения, что делает его презираемым всеми. То есть, презрение к мазохисту – это то, чего тот добивается, так как кругом него оказывается множество более сильных людей, которые могут заменить ему могущественных родителей.
Какой вывод я хочу сделать. Этот вывод очень важный. ИДЕЯ ТОГО, ЧТО НУЖНО ИМЕТЬ ДРУГИХ, ЧТОБЫ НЕ ПОИМЕЛИ ТЕБЯ – ЭТО ИЛЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫХ ЗАБРОСИЛИ РОДИТЕЛИ. Кстати, а почему это иллюзия? Это иллюзия потому, что, невозможно всем жить за счёт других. А те люди, которые способны выживать не являются слабаками, и использовать их не так уж и легко. Жизнеспособные люди не мазохисты, и не подчиняются, как те ботаники в школе, слушающиеся всех указаний учителей, имеющих хорошие оценки, а поэтому считающиеся успешными.