Тема 11. Формирование новой социоэкономической реальности

Новые соотношения между производством и потреблением. Включение в потребление подавляющего большинства населения. Социальный характер и направленность экономики. Формирование массового общества с массовым производством, массовым потреблением, массовой демократией и массовой культурой.

Становление постиндустриального общества. Глубокие изменения в экономике и производстве. Новое отношение между наукой и производством. Падение роли физического труда - как «живого», так и «мертвого». Усиление роли интеллектуального труда. Изменение характера и содержания труда: усиление смыслового и коммуникативного аспектов наряду с сохранением производственного. Вытеснение индустриальных, машинных технологий информационными, интеллектуальными. Ключевая роль образования, знания и информации в экономике и производстве. Усиление зависимости социального статуса человека, группы или слоя от образования и ценностных ориентаций.

Тема 12. Информационное общество. «Человек информационный» и информационная экономика.

Объективные факторы возрастания динамизма исторического процесса, реального становления всемирной истории (интернационализация хозяйственной и духовной жизни, ИКР, глобальные проблемы и т.п.). Проблемы типологии истории. Формационная концепция К. Маркса, ее системообразующие принципы. Цивилизационное измерение истории (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Формационный и цивилизационный подходы: взаимоисключение или взаимодополнение? Постиндустриальное общество (Д. Белл), технотронное общество (З. Бжезинский), Информационное общество (Й. Масуда), «социоантропотехнологические волны» (А. Тоффлер), информационное измерение истории (Д. Робертсон).

Перспективы общественного прогресса: критерии и направленность. Цена прогресса. Неокапитализм второй половины XX века: конец истории (Ф. Фукуяма). Концепция С. Хантингтона о противостоянии цивилизаций и цивилизационных разломах. Диалог Запада и Востока. Россия в диалоге Запада и Востока. Какая идея нужна России: демократическая, социалистическая, либеральная, национальная, этатистская.

Основные теоретико-методологические подходы к анализу генезиса и сущности всемирно-исторического процесса информатизации общества - технократический и гуманитарный. Предпосылки информатизации общества. Менталитеты традиционных обществ и техногенной цивилизации. Типы обменных процессов в обществе: вещественный, энергетический, информационный. Исторические эпохи информационно-обменных процессов. Устная эпоха (развитие культуры речи, естественного языка). Письменная эпоха (семиотическая революция в знаковых механизмах организации общества, развитие накопления и хранения информации, социальной памяти, преемственности в общественной эволюции). Книжная эпоха (высокая эффективность в накоплении и хранении информации, оперативный, массовый обмен информацией, формирование индустриальной коммуникационной системы). Ограниченность книжной информатики, возникновение информационного кризиса. Компьютерная эпоха (революция в средствах поиска, обработки информации, ее систематизации, хранения и распространения, безбумажная информационная среда, электронная коммуникация, диалог человека и ЭВМ, гипертекст, возможность реализации индивидуальных информационных потребностей).

Сущность всемирно-исторического процесса информатизации общества. Основные параметры новой, информационной Вселенной человека (новый тип ресурсов - информационные ресурсы, банки информационных данных; коммуникационная революция; новая, машинно-информационная среда). Информация как второе «Я» человека. Значение научной рациональности в эволюции техногенной цивилизации. Современная научно-технологическая рациональность. Информация и знание. Знание как национальное богатство. Значение обеспеченности необходимой информацией для эффективного функционирования всех систем жизнедеятельности общества.

Формирование виртуального бытия человека. Новые виды виртуального социального пространства и времени (киберпространство и информационное время). Специфические функции нового социального пространственно-временного контекста как культурного кода и ресурса регуляции социально-экономической деятельности в информационном обществе.

Информационный потенциал и информационные ресурсы общества. Информационная культура: возможность деятельности человека во всех сферах виртуального бытия; новый тип мышления и общения; потребность и готовность к освоению и использованию новейших информационных технологий; информационное образование, компьютерная грамотность информационный образ жизни; информационная безопасность личности. Информационная безопасность государства. Возрастание в информационном обществе роли человеческого фактора, «человеческого капитала». Расширение сферы «производства человека»: переход от экономики «дешевого человека» к экономике «дорогого человека». Специфика социализации и формирования личности в информационном обществе: решающее значение образования, социального обеспечения, науки, здравоохранения. Роль интеллектуального, культурного и творческого начала личности. Социокультурные измерение человека как субъекта производительной деятельности в информационном обществе: профессионализм, общая и информационная культура, ответственность, способность эффективно трудиться, восприятие инноваций. Новый тип работника - постоянно обучающийся и самообучающийся, саморазвивающийся субъект информационно-компьютерной революции.

Информационная экономика - ведущий сектор экономики информационного общества, база всей экономической деятельности. Информационная экономика - конвергенция сфер коммуникации, вычислительной техники и информационного наполнения. Информационная экономика как «быстрая» и сверхсложная система: ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, виртуальная и инновационная природа, динамизм, сегментация рынка, сетевая (мозаичная) структура организации, дифференциация социокультурных потребностей, рост содержания знаний в товарах и услугах. Изменение социальной культуры в информационном обществе. Сферы информации и обслуживания (профессионального, технического, гуманитарного, индивидуального) - сферы приложения деятельности основной массы трудозанятых. Противоречивый характер процесса информатизации общества. Новые социальные противоречия в информационном обществе. «Цифровое расслоение», «цифровая пропасть». Информационная экология. Человек и компьютер. Компьютерная преступность. Концепция компьютерного одиночества. Проблема лидерства в информационном обществе: мужчина или женщина? Россия в контексте всемирно-исторического процесса информатизации. Информационное общество и перспективы выживания человечества.

Наши рекомендации