Мотивирование через благодарность
Потребности можно использовать для мотивирования на какую-либо деятельность. Голод, секс, желание положительной оценки – эти потребности используются. Если вы испытываете потребность, то удовлетворение её можно связать с нужным вам достижением. Можно вообразить случай, когда вы, или сторонний человек выполнил работу, которую нужно выполнить и в благодарность ему удовлетворили потребность. Накормили, трахнули, поставили памятник – на ваш вкус.
Конечно, на самом деле ничего не выполнено и потребность была удовлетворена совсем не из-за этого. Но такую ситуацию можно реально смоделировать. То есть, потребность можно реально удовлетворить, а в момент удовлетворения нужно поверить, что это удовлетворение – результат благодарности. Для убеждения себя можно представить воображаемый мир, где действительно такое произошло. Если поверить в это трудно, то можно привести такой, весьма неплохой аргумент: всё это произошло в воображаемом мире. И в воображаемом мире это произошло НА САМОМ ДЕЛЕ. На эмоциональном уровне это хорошо срабатывает, я проверил. В результате ощущается состояние блаженства. Желательно это состояние пережить, не обрывать его. Надо наслаждаться этим.
Что будет после? После блаженство пройдёт. Возникнет осознание, что дело не сделано и это вызовет негативную реакцию, депрессию. Единственное, что будет выводить из депрессии – это действие. При этом обязательно нужно верить, что-то, что вы делаете, достижимо, но надо что-то делать.
Таким образом происходит мотивирование.
Чтобы активно и эффективно производить действия, нужно, чтобы было негативное представление о нынешней ситуации и положительный образ будущего, где выполнено дело. Если такое просто так не удаётся сделать, то можно этого добиться через мотивирование с помощью благодарности, которое я описал в данной заметке. Такой способ мотивирования производит раскачку эмоций. Вначале возникают очень положительные эмоции, но за ними следуют отрицательные, которые очень благоприятны для деятельности. При этом отрицательные эмоции не портят жизнь, потому что, если заниматься нужным делом, то дело приносит удовольствие. А депрессия возникает лишь от бездействия.
P.S. Дальнейший опыт показал, что этот способ не вызывает эмоционально насыщенной мотивации, но неплохо прибивает внимание к делу, на которое вы себя мотивировали. После таких опытов мне удавалось заниматься деятельностью, которую я обычно не мог осилить (символьные вычисления в своей области). И, честно говоря, всё происходит так естественно, что даже не понятно, отчего такое происходит. Не понятно, сделала что-нибудь процедура мотивирования, или я стал лучше работать ещё по каким-то причинам? Логически, анализируя прошлое, я видел, что данная реакция на деятельность мне не свойственна. Но когда занимаешься самой деятельностью, кажется, что я всегда был к ней расположен.
P.P.S. А в дальнейшем я начинал замечать, что процесс работы, на которую я был хоть как-то мотивирован, обрывался. Эффективность резко падала. Благодаря этому падению я стал обнаруживать некоторые страхи, которые заряжали деятельность отрицательно. Эффективность опять возрастала, когда я эти страхи прорабатывал. Но о страхах чуть позже…
Мозговой штурм
Мозговой штурм – это самостоятельный ментальный процесс, направленный на быстрое создание совершенно новых знаний для достижения какой-либо цели. Здесь производится описание процесса мозгового штурма и способы его искусственного вызывания.
При мозговом штурме существует воображаемая цель, заряженная высокой ценностью, но не известно, как к этой цели прийти. То есть, не известно, какие действия и объекты могут привести к этой цели. Поэтому любое действие и любой объект, которые можно произвести при движении к цели, приобретают ценность. Эти действия и объекты приобретают ценность из-за того, что считаются причинами достижения цели. И не важно, что эти действия и объекты всего лишь возможные причины. Чтобы достичь цели, нужно что-то делать. Если ничего не делается, то цель точно не будет достигнута. Поэтому здесь любое действие спасительно, так как происходит хоть что-то.
Такая быстрая подзарядка объектов и действий создаёт обширный массив знаний и умений, которым в итоге можно воспользоваться для достижения цели. То есть, цель может и не достигаться случайным перебором действий, но этот перебор вместе с подзарядкой ценностью создаёт знание, на которое можно впоследствии опираться.
А теперь кратко и просто. Что делать – не известно. Если сделаешь хоть что-то – будет очень хорошо.
Для возникновения эффекта мозгового штурма необходима потребность, которая создаст заряженную ценностью цель, от которой можно заряжать новые действия и объекты. Такими потребностями могут быть физиологические, в том числе сексуальные, страх смерти, страх отрицательной оценки и стремление к положительной.
Примеры мозгового штурма.
1) Страшно хочется есть, но еду надо как-то добыть.
2) Человек тонет и ему нечем дышать.
3) Человек находится в плену и чувствует, что можно сбежать.
4) Человек страстно хочет секса, видит, что ничего не намечается, но, быть может, что-то и получится...
5) Студент перед экзаменом. Знаний, нужных для сдачи нет, но всё-таки что-то можно успеть выучить.
Для создания мозгового штурма необходима разность потенциалов: плохая (с точки зрения потребности) ситуация сейчас и хорошая в возможности. Точнее, должны присутствовать положительный и отрицательный варианты будущего. Причём при бездействии должен реализовываться отрицательный вариант.
Что может помешать мозговому штурму? Очень вредная для мозгового штурма установка "эти произвольные действия к положительному результату не приведут". Когда в нас сидит потребность, то любая вещь, отвлекающая внимание от цели, окрашивается негативно. Если человек подумает, что данные действия и объекты не приводят к цели, то они станут для него отвлекающими, окрасятся негативно и внимание начнёт избегать их. Если человек подумает, что произвольность в действиях недопустима, то на мозговом штурме можно ставить крест.
В итоге, для мозгового штурма необходимы следующие компоненты.
1) Потребность,
2) негативный и позитивный (с точки зрения потребности) варианты будущего,
3) бездействие как причина негативного варианта,
4) разрешение на произвольность действий.
Отсюда становится ясным, как его создавать. 1) Нужно создать потребность. Имеется выбор – физиологические, сексуальные, страх смерти и потребность в положительной оценке. Пользоваться оценкой часто оказывается удобнее всего (она наиболее легальна). То есть, вместо того, чтобы человек боролся за жизнь, еду, или секс, можно, чтобы он боролся за доброе имя. А впендюрить человеку порочность его положения не так уж и сложно, при желании. 2) Создать негативный и позитивный варианты будущего. Создать их можно всегда, используя оценивание ситуации. Оценочные суждения достаточно произвольны, из них можно создать чего угодно. Да даже причинно-следственными связями можно пользоваться весьма свободно. 3) Показать, что отрицательный вариант развивается сам по себе, без нашего вмешательства, а для положительного нужно что-то сделать, причём разрешается всё.
Мозговой штурм оставляет за собой интересные последствия. Он не только может привести к достижению желаемой цели, но и формирует за собой систему ценностей (или заряженных знаний). Человек впоследствии будет обращать внимание на объекты и действия, которые ему пришлось проделать во время мозгового штурма – эти объекты и действия стали для него заряженными положительной ценностью. Мозговой штурм – это очень эффективный способ обучения. Он случается у многих студентов перед экзаменом и позволяет усвоить огромный массив информации. Если человек однажды преодолел какую-либо трудную проблему, то он становится специалистом в этой области.