Бессознательное, сублимация, либидо – это категории характерные для
а) экзистенциализма
б) фрейдизма
в) постмодернизма
г) постпозитивизма
Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:
а) жизнь,
б) время,
в) сознание,
г) материя.
Способность к эволюции (развитию) отличает:
а) мир неживой природы,
б) мир живой природы,
в) мир социальный,
г) все перечисленные объекты.
Принцип диалектики, указывающий на источник любого развития:
а) принцип единства и борьбы противоположностей;
б) принцип взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений;
в) принцип отрицания отрицания;
г) принцип противоречивого единства необходимости и случайности.
Способность к эволюции (развитию) отличает:
а) мир неживой природы,
б) мир живой природы,
в) мир социальный,
г) все перечисленные объекты.
Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:
а) эстетика
б) метафизика
в) диалектика
г) синергетика
Способ взаимосвязи элементов какой-либо целостности – это:
а) система,
б) структура,
в) самоорганизация,
г) синтез.
Суждение, являющееся философским:
а) материя - это вещество, поле, плазма, вакуум;
б) материя - это совокупность объектов, обладающих массой и энергией;
в) материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях;
г) материя – это слово, означающее в переводе с греческого «строевой лес».
Что такое “системное свойство”?
а) Свойство, присущее каждому элементу системы по отдельности.
б) Свойство, появляющееся в результате объединения элементов в систему, но не присущее им по отдельности.
в) Свойство, определяемое местом объекта в определенной систематике (хими-ческого элемента в таблице Д.И.Менделеева, например).
г) Способность объектов удовлетворять требованиям определенной системати-зации, классификации.
Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:
а) феноменология,
б) онтология,
в) гносеология,
г) аксиология.
Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:
а) жизнь,
б) время,
в) сознание,
г) материя.
Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия:
а) афинская,
б) элейская,
в) стоицизм.
г) эпикуреизм.
Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии:
а) античность,
б) Средневековье,
в) эпоха Возрождения,
г) эпоха Просвещения.
Понятия "движение" и "развитие" соотносятся между собой:
а) развитие является частью движения
б) движение является частью развития
в) движение и развитие частично входят друг в друга
г) движение и развитие исключают друг друга
Четыре философские категории, используемые для выражения диалектического принципа взаимосвязи количественных и качественных характеристик объекта:
а) количество, качество, анализ, синтез;
б) количество, качество, единство, борьба;
в) количество, качество, мера, скачок;
г) количество, качество, тезис, антитезис.
Синергетика - это
а) общая теория систем;
б) теория поведения систем с положительной или отрицательной обратной свя-зью;
в) теория экосистем, экологических единиц биосферы;
г) теория самоорганизации открытых неравновесных систем.
Иллюстрацией действия диалектического принципа отрицания отрицания может служить пример:
а) Семя - растение - семя.
б) Зима - лето - зима.
в) Работа - отдых - работа.
г) Вода - лед - вода.
У античного философа Платона идеи (эйдосы) составляют бытие, а материя объявляется небытием, потому что:
а) это следовало из греческой мифологии;
б) только идеи обладают свойствами единства, неделимости, неизменности, неуничтожимости, т.е. представляют собой некий абсолют;
в) только мир идей дан человеку непосредственно и весь сразу (в его голове);
г) в античном обществе духовные ценности преобладали над материальными.
Субстанциальная концепция бытия преобладала в философии:
а) в Средневековье (Ф.Аквинский, Августин Блаженный);
б) в XVII веке (Декарт, Спиноза);
в) в эпоху Просвещения (XVIII в. - П.Гольбах, Ж.Ламетри);
г) в ХХ в. (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр).
Нелинейность, бифуркация, диссипативная система, аттрактор, хаос – это категории
а) общей теории систем
б) диалектики
в) синергетики
г) экономики
Онтология – это:
а) философское учение о познании,
б) философское учение о бытии,
в) философское учение о ценностях,
г) философское учение о нравственности.