Оценочные средства для текущей успеваемости и промежуточной аттестации (рубежного контроля)

Формы текущего контроля представлены в виде теоретических вопросов, вопросов для обсуждения и практических заданий к семинарским занятиям (кейсов, деловых игр, тренингов). Основными оценочными средствами при освоении курса являются:

При оценке работы студентов на семинарских занятиях:

1. Ответы на теоретические вопросы (подготовка сообщений, докладов) и вопросы для обсуждения – дают возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения им теоретических и фактических знаний, в дискуссионном режиме осуществить общую и частную рефлексию, систематизировать содержание изученной темы.

2. Работа с понятийным аппаратом – развивает понятийное мышление, аналитические и синтетические способности, речевые навыки, учебно-научные навыки, навыки работы с информационными массивами.

Оценка работы студента на семинарских занятиях выставляется на основании следующих критериев:

«отлично» (1,6-2 балла):

1) свободное владение всеми вопросами темы, научной терминологией, способность самостоятельно формулировать понятия курса на основании интеграции различных источников;

2) высоко развитые умения сравнения, анализа и синтеза, обобщения и систематизации, моделирования, алгоритмизации, аналогии, способность самостоятельного отбора (разработки) и применения необходимых средств и методов исследования;

3) речевая культура, грамотность, содержательность и глубина, логичность и доказательность при построении ответов без опоры на текст, умение обосновывать собственную точку зрения;

4) качественная презентация сообщения, доклада (единообразие оформления, деловой стиль, единый шрифт кегль 20-24 для основного текста и 32-40 для заголовков; схематичность изложения материала, наличие авторской систематизации и моделирования материала в виде таблиц, схем, рисунков; уместное сопровождение изображениями)

5) глубокая проработка основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины и иных информационных источников.

«хорошо» (1-1,5 балла):

1) свободное владение большей частью вопросов темы, научной терминологией, способность точно и адекватно определять базовые понятия курса;

2) сформированные умения сравнения, анализа и синтеза, обобщения и систематизации, моделирования, алгоритмизации, аналогии;

3) сформированная речевая культура, грамотность, логичность и элементы доказательности при построении устных и письменных ответов с незначительной опорой на текст;

4) презентация сообщения, доклада (единообразие оформления, деловой стиль, единый шрифт кегль 20-24 для основного текста и 32-40 для заголовков; схематичность изложения материала, уместное сопровождение изображениями)

5) глубокая проработка основной литературы, выборочное знакомство с содержанием дополнительной литературы по курсу.

«удовлетворительно» (до 1 балла):

1) знание одного из вопросов темы, адекватное использование научной терминологии, содержательно верное понимание базовых понятий курса, способность частичного определения близко к источникам;

2) способность к осуществлению сравнения, анализа и синтеза, обобщения и систематизации, моделирования, алгоритмизации, аналогии без существенных ошибок;

3) способность использовать логику и доказательство при построении устных и письменных ответов, умение делать выводы с опорой на текст;

4) некачественная презентация сообщения, доклада

5) достаточный объем знаний, усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины.

3. Практические задания - метод кейсов, деловые игры и тренинги: метод кейсов предполагает описание реальных социальных ситуаций, а обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них; одной из разновидностей кейсов являются деловые и ролевые игры. Тренинги представляют собой групповые и индивидуально-групповые формы упражнений направленных на развитие или формирование навыков (преимущественно коммуникативных, интерактивных, релаксационных, рекреативных, оценочных, самоактуализационных и пр.) Оценка работы при выполнении практических заданий:

«отлично» (1,6-2 балла): активность, творчество при решении практических задач, высокая степень самостоятельности, высокое качество выполнения задания, рациональность, способность работы в команде в качестве организатора, лидера, обучаемость, адаптивность.

«хорошо» (1,1-1,5 балла): активность, элементы творчества при решении практических задач, частичная самостоятельность, удовлетворительное качество выполнения задания, способность работы в команде.

«удовлетворительно» (0,1-1 балла): активность, выполнение работы по образцу, алгоритму, удовлетворительное качество выполнения задания, способность работы в команде.

4. Предполагается написание реферата (контрольной работы для студентов заочной формы обучения). Выполнение реферата, контрольной работы позволяет оценивать приобретенные студентами теоретические знания и практические умения на репродуктивном и продуктивном уровне. (максимальный балл - 10 баллов)

Рубежный контроль осуществляется в форме тестирования по модулям. Рубежное тестирование – позволяет формализовано и объективно, в сжатые сроки оценить знания студентов по модулю. Методика оценки рубежного контроля и перевода баллов в числовые оценки осуществляется в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Южного федерального университета», разработанным на основании приказа Южного федерального университета № 32-ОД от 13.03.2012 г.:

«отлично» (8,5-10 баллов);

«хорошо» (7 -8,4 баллов);

«удовлетворительно» (6-7 баллов);

«неудовлетворительно» (менее 6 баллов).

Формой итогового контроля является экзамен. Формами допуска к итоговому контролю являются выполнение заданий текущего и рубежного контроля.

Методика формирования результирующей оценки знаний по дисциплине (детально представлена в учебной карте дисциплины):

Виды контрольных мероприятий
  Текущий контроль / 50
1. Посещение лекций (1/9/9)
2. Работа на практических занятиях / теоретические вопросы, понятия (3/9/27)
3. Работа на практических занятиях / практические задания (кейсы, деловые игры, тренинги) (2/7/14)
  Рубежный контроль /30
  Тестирование /10/3/30
  Реферат /контрольная работа /20
  Промежуточная аттестация / зачет

Методика построения итогового рейтинга и перевода баллов в числовые и буквенные оценки осуществляется в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Южного федерального университета», разработанным на основании приказа Южного федерального университета № 32-ОД от 13.03.2012 г.:

Сумма баллов Оценки Обозначение оценки в ECTS
95-100 5 (отлично) А (отлично)
85-94 5 (отлично) B (очень хорошо)
71-84 4 (хорошо) C (хорошо)
65-70 3 (удовлетворительно) D (удовлетворительно)
60-64 3 (удовлетворительно) E (посредственно)
31-59 2 (неудовлетворительно с возможной пересдачей) FX (неудовлетворительно с возможной пересдачей)
Менее 31 2 (неудовлетворительно с повторным изучением дисциплины) F (неудовлетворительно с повторным изучением дисциплины)

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

(ЭКЗАМЕН)

1. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология.

2. Место и роль ценностей в социальной работе.

3. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России.

4. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы за рубежом.

5. Профессиональная этика: понятие и содержание.

6. Цели и задачи, объект и предмет изучения этики социальной работы.

7. Моральные нормы этики социальной работы. Моральная норма, моральные правила, моральные принципы.

8. Основные категории этики социальной работы: этические отношения, этическое сознание, этические действия.

9. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы.

10. Соотношение интересов клиента, социального работника, социальной службы и общества.

11. Нравственные знания, нравственные убеждения, нравственные потребности.

12. Личностные качества, необходимые социальному работнику.

13. Требования к качеству, содержанию, результатам профессиональной деятельности социальных работников.

14. Правовое регулирование деятельности социальных работников.

15. Причины необходимости введения, источники и содержание этического кодекса социальных работников в РФ.

16. Особенности этического кодекса социальной работы.

17. Международная Декларация Этических Принципов Социальной Работы.

18. Международные этические стандарты социальных работников.

19. Профессионально-этический кодекс социальных работников РФ.

20. Этические проблемы работы социальных служб и исследований, проводимых социальной службой. Проявления благодарности клиента, выраженные в материальной форме.

21. Деонтологические вопросы социальной работы.

22. Типология деонтологических отношений.

23. Профессиональные обязанности социальных работников.

24. Понятие и история этикета в социальной работе.

25. Виды и показатели профессионализма социального работника.

26. Типология ролей социального работника.

27. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

28. Профессиональное общение социального работника.

29. Профессиональные риски, деформация личности социального работника. Психогигиена в социальной работе.

30. Самообразование и самосовершенствование социального работника.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная:

1. Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы учебник. / Г.П. Медведева. – Москва: Академия, 2007.

2. Медведева Г.П. Этика социальной работы. / Г.П. Медведева. - М.: ВЛАДОС, 2002.

Дополнительная:

1. Зеленкова И.Л. Этика: учеб. пособие. / И.Л.Зеленкова. – Минск: Тетра-Систем, 2009.

2. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки социальной работы. / Т.Ф.Золотарева. – М.: «Дашков и к», 2004.

3. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений. / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Козлов А.А. Практикум социального работника. / А.А.Козлов, Т.Б.Иванова – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

5. Коныгина М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы. / М.Н.Коныгина. – М.: Академический Проект, 2009.

6. Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России. / К.В.Кузьмин, Б.А.Сутырин. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

7. Кукушин В.С. Деловой этикет (3-е изд., испр. и доп.): учеб. пособие. / А.С.Кукушин. – М.- Ростов/н/Д: МарТ, 2008.

8. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. / Ф.Ницше. – М. М,: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

9. Основы социальной работы / П.Д.Павленок – М.: ИНФРА-М, 2003.

10. Работник социальной службы. - 2003. - №3. - с. 86 - 90.

11. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты. / А.Н.Савинов, Т.Ф.Зарембо. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001.

12. Социальная работа: Материалы для практических занятий / Под ред. В.Д. Альперовича – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004.

13. Социальная работа за рубежом / под ред. П.Я.Циткилова. - Ростов-на-Дону: Пегас, 1999.

14. Социальная работа: теория и практика. / под. ред. Е.И.Холостовой, А.С. Сорвиной.-М.: ИНФРА, 2002.

15. Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой – М.: Юристъ, 2001.

16. Теория и практика социальной работы. / под. ред. С.Г.Фурдея.- Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 2003.

17. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. / С.В.Тетерский. – М.: Академический проект, 2001.

18. Технологии социальной работы. / под ред. проф. Е.И.Холостовой.-М.: ИНФРА,2002.

19. Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева – М.: ВЛАДОС, 2002.

20. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. / Л.Н.Толстой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

21. Фирсов М.В. История социальной работы в России. / М.В.Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

22. Фирсов М.В. Теория социальной работы. / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова - М.: ВЛАДОС, 2001.

23. Фирсов М.В. Психология социальной работы. / М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро – М.: «Академия», 2002.

24. Фромм Э. Душа человека. / Э.Фромм. – М. ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004.

25. Хрестоматия по истории философии. / сост. П.В.Алексеев. – М.: Проспект, 2007.

26. Этика / Под ред. А.А.Гусейнова – М.: Гардарика, 2000.

Список авторских научно-методических разработок:

1. Киенко Т.С. Институциональный анализ мотивации труда в социальной работе в России. - LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG. / Dudweiler Landstr.99, 66123 Saarbrucken, Germany – 2011. – 185 с.

2. Киенко Т.С. Профессионально-этические основы социальной работы: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов. / Т.С.Киенко. – Новошахтинск, 2006.

3. Киенко Т.С. Специалист по социальной работе: «компетентный профессионал» или «ответственный альтруист»? // Проблемы образования, экономики, формирования личности: Межвузовский сборник науч.трудов. Вып. 5. / под ред. к.филос.н. проф. Л.И.Пилипенко - Новошахтинск: Ростиздат, 2012. – с. 61 - 66.

4. Киенко Т.С. Институциональный анализ мотивации труда в социальной работе. // Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - № 1. - С.20-29.

5. Мотивирующие функции профессиональной этики социальной работы: социологический анализ. // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8. – Ч. 4. - с. 1013 – 1017. – URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=articles&month=8&year=2013&part=4&lng=ru

Интернет-ресурсы:

· Кодекс этики социального работника и социального педагога (принят общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников», Москва, 2003 г.). - http://c-psy.ru/index.php/specialists/socialnomu-pedagogu/dokumentysocpedagog/8886-2011-03-14-14-33-55

· Лапина С.В. Социальная работа. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2008. – 96 с. - URL: http://www.biblioclub.ru/78103_Sotsialnaya_rabota_Otvety_na_ekzamenatsionnye_voprosy.html

· Профессионально-этический кодекс социального работника России. (принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб, Москва, 22 мая 1994 г.) - http://belsoc.narod.ru/socrab.html

· Якушев А.В. Социальная защита и социальная работа. Конспект лекций. Учебное пособие. - М.: А-Приор, 2010. – 144 с. - URL: http://www.biblioclub.ru/56374_Sotsialnaya_zaschita_i_sotsialnaya_rabota_Konspekt_lektsii_Uchebnoe_posobie.html

· The Ethics of Social Work Principles and Standards / Adopted by the IFSW General Meeting, Colombo, Sri Lanka, July 6 -8, 1994. (was replaced by Ethics in Social Work; Statement of Principles in October 2004). - http://ethics.iit.edu/ecodes/node/3935

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация целей и задач курса предполагает использование мультимедийного оборудования (компьютер, видеопроектор, экран или электронная доска) для проведения интерактивных занятий (лекций), представления презентаций студентов во время практических (семинарских) занятий, проведения ролевых игр, коллоквиумов.

Для подготовки студентов к семинарским занятиям, коллоквиумам, зачету, написания студентами контрольной работы требуются ресурсы университетской библиотеки (в том числе электронных ресурсов системы e-library), авторские методические разработки (учебное пособие).

Для организации учебного процесса необходимы материально-технические и организационные ресурсы кафедры СР и ГД и университета (учебные аудитории).

УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Этические основы социальной работы»

Преподаватель Киенко Т.С. Кафедра СР и ГД

Курс 3 Семестр 5 Группа СР-35

Направление подготовки «социальная работа»

Виды контрольных мероприятий Количество баллов за 1 контрольное мероприятие Модуль 1 Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом Модуль 2Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология Модуль 3Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы
Текущий контроль
1. Посещение лекций (18/18)
2. Работа на практических занятиях / теоретические вопросы, понятия (9/18)
3. Практические задания (кейсы, деловые игры, тренинги) (2)
Рубежный контроль
1. Тестирование
  Реферат/Контрольная работа
Промежуточная аттестация / зачет  

Преподаватель

к.соц.н, доц. ____________________ Т.С.Киенко

Согласовано: зав.кафедрой

к.соц.н., доц. ____________________Н.В.Карасева

Наши рекомендации