Фундаментальная социально-философская проблема: найти основу общественного согласия.
Основные исследовательские (научные) программы(различаются прежде всего методологией):
- натуралистическаяпрограмма: эталон – естествознание, общество рассматривается по аналогии с природой, уподобляется чему-то механическому, химическому или биологическому. Здесь общество формируют географические, природно-национальные, природно-космические и биологические факторы;
- социологическая программа: подчеркивает качественную специфику общества как надындивидуальной реальности. Здесь доминируют экономика, обмен-взаимодействие, социальные связи и коммуникации;
- культурно-историческаяпрограмма: основана на принципиальном различии наук о природе и наук о духе (в том числе социальной философии) – дескать, социальное уникально и индивидуально всегда, а природное – имеет общие законы;
- психологическая и социопсихологическаяпрограмма: приоритет психологическим факторам (индивидуальной и групповой психике).
Духовная жизнь человека и общества. Диалектика духовной жизни человека и общества. Общественное сознание и его структура.
Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.
Общественная жизнь, конечно, не сводится к производству материальных благ, она намного богачи и шире. Но при этом все основные формы общества — социальна, политическая, духовная — оказываются связанными между собой, не просто взаимовлияниями, но и тем, что они имею общую единую основу, определяющую их развитие. Общественное сознание представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Это, в свою очередь, открывает возможность последовательного научного анализа духовной жизни общества, объяснение явлений сознания из особенности общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в форме его активности. Иначе говоря, оно способно взаимодействовать с другими общественными явлениями, обратно влиять на повадившее его общественное бытие. И так, вторичность общественного сознания и его относительная самостоятельность — таковы две наиболее фундаментальные закономерности развития общественного сознания. Термин «общественное сознание» характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание, выражение состоянием у которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающею его проблемы, противоречия, интересы, столкновения идей. В структуре общественного сознания выделяются уровни: 1) обыденное и теоретическое сознание 2) общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосудие, мораль, религия, искусство, наука и философия..
Общественное сознаниепредставляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.
Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.
Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознанияэто диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.