Единое / особенное / всеобщее
Эти категории отражают а) относительную самостоятельность вещи, явления, события и б) их многообразие и единство.
Всеобщее – свойство, обусловливающее сходство явлений бытия, например, изменчивость – всеобщее свойство.
Единичное – К., обозначающая свойство, присущее только данному объекту.
Особенное – категория, выражающая единство общего и единичного.
Часть / целое
Эти категории отражают сложность строения любой вещи, которая состоит из более простых вещей, связанных между собой в некоторую неделимую совокупность.
Целое – единство частей, существующее благодаря их взаимосвязи. Предметы, образующие вещь (целое), составляют её части.
Целое состоит из частей, но не сводимо к их совокупности: целое необходимо обладает свойствами, которыми не обладают части.
Различают органическое целое (коллектив оюдей), неорганическое целое (куча камней).
Холизм – философское учение XX в., опирающееся на идею целостности как на центральное понятие в построении системы (Я. Смэтс). Интуиция целостности = увидеть единство в многообразии → к частям.
Гносеологический парадокс: нельзя познать целое, не зная частей, чтобы познать части, надо познать целое.
Простое / сложное
(количественные характеристики вещи)
Сложное – категория, отражающая многообразие (различные типы частей целого) и внутреннюю взаимосвязанность (чем больше типов связей, тем вещь сложнее). Сложность материального и формального образует сложность целого.
Простое – вещь, которая содержит необходимый минимум частей и связей; отсутствие внутреннего и внешнего многообразия. Простое – это целое как таковое, рассматриваемое безотносительно к частям. Простое – предел сложного.
Различают внутреннюю и внешнюю простоту и сложность: вещь может быть внешне простой («Квадрат» В. Малевича). И наоборот: сложной внешне и простой внутренне (например, лабиринт).
Качество / количество
Качество – внутренняя определённостьпредмета, совокупность свойств вещи, «как» и «что» вещи.
Количество – численная определённость вещи.
Мера – предел, при котором количественные изменения не разрушают качественную определённость вещи.
Сущность - явление
Сущность – категория, выражающая совокупность существенных свойств. субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего.
Явление – чувственно воспринимаемое.
Необходимость / случайность
Необходимое – обязательное, неизбежное.
Случайное – то, что есть, но могло бы / может и не быть.
Эти категории относятся не к миру в целом, а к «внутри мировым» характеристикам (к вещам, событиям, явлением).
Случай создаёт новое. Конкретные науки подтверждают наличие «воли случая», возводят случай в ранг основы бытия. Синергетика утверждает: случайность – механизм возникновения порядка.
Философия утверждает онтологическую неразделённость необходимости и случайности и их фундаментальное различие; развивает идею творческой «силы» случая.
Причина / следствие
Причина – то, без чего не было бы другого (следствия).
Следствие – то, что логически необходимо вытекает из другого.
Материя / Форма
Начало систематическому исследованию положил начало Аристотель. Идеи Аристотеля: существует две основные сущности (основы): материя и форма. Самостоятельно материя и форма не существуют. Самостоятельно существует то, что состоит из материи и формы. Материя – пассивная основа, она возможность вещи; форма – активная основа. Единство материи и формы образуют вещь. И. Кант о материи и форме: материя – то, из чего; форма – то как, каким способом.
В современном научном познании всёвозрастающую роль играет диалектико-материалистическая методология, выступающая в виде диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в т. ч. мышления в его целостности. Её задача – разработка всеобщего способа деятельности, развитие таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности.
Однако учёных интересуют не сами по себе категории «развитие», «причинность» и др., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят знать, как последние могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Вот почему учёные призывают к созданию прикладной философии, способной стать посредником (мостом) между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке.
При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, как следствие – возникновение заблуждений (в форме субъективизма, односторонности, некритичности и т.п.).
В социально-гуманитарных науках не потерял своей актуальности принцип материалистического понимания истории. Его основные положения:
· основа жизни общества – общественное бытие (материальное производство);
· общественное сознание вторично, его развитие обусловлено общественным бытием;
· общественное сознание относительно самостоятельно и оказывает обратное воздействие на развитие общественного бытия;
· развитие общества совершается по объективным законам;
· реальная история – результат деятельности людей.