Формы рефлексивного осмысления научного познания. Проблемное поле философии науки.
Рефлексия --осмысление собственной деятельности.
1-ой формой рефлексии научного познания является общефилософская теория познания(гносеология) используется термин эпистемология (более широкий подход к системе познания)включает предпосылочное (стихийное) познание. Возникающее не осознанно.
В современной философии используют термин эпистемология как современная теория познания рассматривающая познавательный процесс более широко по сравнению с классической гносеологией, именно включая в качестве предпосылок познавательной деятельности человека все явные установки обыденного познания традиции и социокультурные факторы.
Теория познания это раздел философии предметом которого являются предпосылки, формы, пути, возможности познания, отношение знания к реальности и отношение его к истинности. В русле гносеологии развиваются формы собственно-научного познания формирует рефлексия над научным познанием.17-18 век ознаменовался классическими работами «Рассуждение о методе»Декарта, Бэкон «Новый органон».
Органон—упоминается Аристотелем в 5 веке, Ньютон «Математическое начало натуральной философии» (философии природы). Эти работы положили начало развитию второй формы научного познания исформировалась в отдельную философскую дисциплинуметодология научного познания.Методология в узком смысле обозначает совокупность методов, в широком смысле это сложная система рефлексивного отражающая структуру и динамику развития научного знания и рациональное обоснование способов его приращения. В 20 веке формируется форма специализированной науки—логика научного познания. Это не только анализ структуры научного знания (понятий, теорий, гипотез, законов, проблем) но и исследования специфики и возможностей логических выводов, закономерностей. Разработка логических критериев истинности научного знания (принцип непрерывности, полноты процедуры доказательства).
Гносеология, методология и логика научного познания различаются по свому предмету. Теория познания акцентирует свое внимание на отношениях субъекта к объективной реальности. Методология--отношения субъекта к средствам и механизмам приращения знаний. Логика-- отношения субъекта к системе готового знания отношение к научной деятельности.
В современной науке развиваются и другие формы исследования науки история, социология науки, когнитивная психология которые в свой совокупности получили название науковедение. На основе изучения различных аспектов науки и системы знаний , деятельности и социального института формируется целостное представление о социальном бытии науки. рассмотрение науки как социо-культурного явления – это задача философии науки---т.е. формирование проблемного поля.
Философия и методология науки познания как специальной дисциплины в структуре философского знания формировалось в рамках позитивистской философии в 20 веке. Позитивистская философия -- идеей отказа от метафизической проблематики и сосредоточением на проблематике научной. Собственно философия науки начинает развиваться в рамках философии неопозитивизма на основе анализа и совершенствования естественных и искусственных научных языков как важнейших средств человеческого познания в том числе и научного Анализ языков должен вестись с помощью средств формальной логики с целью уточнения и пояснения терминов искусственных языков однозначного соответствия с действительностью. В широком смысле аналитическая философия это стиль философского мышления подразумевающий строгость и точность терминологии и осторожное отношение к широким обобщениям и спекулятивным рассуждениям. На основе аналитических традиций формируется философия логического позитивизма (неопозитивизма).Венский кружок ставит своей задачей исследование современной им науки с помощью средств формальной и математической логики а также обоснованных путей и методов построения идеальной системы научного знания. Средством построения системы должен выступить принцип верификации(истинность)–установление однозначного соответствия между суждениями и терминами научной теории а также установлением истинности теории путём соотнесения её положений с экспериментом.
Вопрос №2 Философия социально - гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта.
Важнейшим понятием в социальной философии, позволяющим выявить как специфику социальной реальности, так и подойти к вопросу о типах социальных структур, является понятие деятельности. Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека. Системообразующим признаком деятельности является субъективная активность человека, направляемая на природный и социальный мир, на мир объектов и субъектов.
Деятельность в обществе предстает как целостная система, имеющая сложноорганизованную структуру с различными элементами (компонентами). В качестве важнейших элементов всякой деятельности выступают следующие: субъект с его целями, мотивами, потребностями, интересами, ценностями, знаниями и навыками, объект, предмет, цель, средство, результат (продукт) деятельности. . Субъект —носитель предметно-практической деятельности и активное начало преобразования действительности и познания с присущим ему самосознанием, усвоенными программами деятельности, созданным человеком миром культуры, форма языка, нормами нравственных и эстетических оценок Объект — то, что противостоит субъекту него предметно-практической и познавательной деятельности, это такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействие субъектом.
№20