Объекты исследования в постнекласическом естествознании Методологический потенциал синергетики
Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах ХХ в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. Основная цель генных технологий — видоизменение ДНК. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии — клонирование Внесение эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию нового научного направления — эволюционной химии. Наметилось еще большее усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактности и сложности. Развитие Вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления.
Прогресс в 80— 90-х гг. ХХ в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие ВОЗМОЖНОСТЬЮ самообучения в ходе решения наиболее сложных задач. Большой шаг вперед сделан в области решения качественных задач. Поскольку объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование.
Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек — так называемые человекоразмерные комплексы; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы *человек—машина, которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т. д. С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем.
Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний — стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т. д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировозэренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.
Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца ХХ в.: 1) теории нестационарной Вселенной; 2) синергетики; З) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферьт и ноосферьи.
Модель расширяющейся Вселенной, существенно изменила представления о мире, включив в научную картину мира идею космической эволюции. Теория расширяющейся Вселенной испытала трудности при попытке объяснить этапы космической эволюции от первовзрыва до мировой секунды после него. Следствием теории раздувающейся Вселенной является положение о существовании множества эволюционно развивающихся вселенных, среди которых, возможно, только наша оказалась способной породить такое многообразие форм организации материи.
Синергетика—совместное корпоративное действие (процессы неустойчивости, динамического хаоса порождают какую-либо организацию или порядок) Синергетика изучает когерентное, согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Для того, чтобы было возможно применение синергетики, изучаемая система должна быть открытой и нелинейной, состоять из множества элементов и подсистем (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, органов, сложных организмов, социальных групп и т. д.), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям, и находиться в состоянии нестабильности, т. е. — в неравновесном состоянии.
Синергетика использует математические модели для описания нелинейных процессов, которые могут быть процессами самоорганизации в изучении лазера или самоподдерживающимися и саморазвивающимися структурами в плазме. Синергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.
Однако применение синергетики в исследовании социальных процессов ограничено в некоторых отношениях: 1. Удовлетворительно поняты, с точки зрения синергетики, могуг быть только массовые процессы. Индивид же, как таковой, синергетикой не изучается.
2. Синергетика не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы, тип постнеклассическая рационалыюсть (конец ХХ в.) —,знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и с социальными целями и ценностями. Вопросы «почему?» и «как?» органично сочетаются. Прочный научный статус приобретают такие категории, как субъект, цель, знание, ценность и пр. Этот тип рациональности характерен для сложных, саморазвивающихся (синергетических) систем, в которые в качестве компонента включен сам человек. Примером таковьих может быть любая политическая система. Поскольку политика носит социально-классовый характер.
№ 15
Развитие общества как цивилизационный процесс. Проблема сомоопределения Беларуси.
Общество - это обособившееся от природы сложное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей.
Специфика общества состоит во включенности людей в общественные отношения, что отличает социальные образования от других систем материального мира. Общество - это прежде всего совокупность общественных отношений, причем в их системе особое место занимают отношения производственные, анализ которых позволяет выявить наиболее существенные аспекты социальной жизни.
Общественные отношения существуют лишь до тех пор, пока есть деятельность, которая образует единственно возможный способ бытия социальной действительности. В качестве человеческой деятельности выступают производство материальных благ, воспроизводство людей как общественных индивидов и воспроизводство соответствующих отношений между ними, в том числе нематериальных.
Существенную сторону жизнедеятельности общества составляют процессы управления, обеспечивающие воспроизводство и развитие общества, его целостность и устойчивость. Элементами процессов управления могут выступать обычаи и традиции, конкурентные механизмы регуляции спроса и предложения, планового воздействия на общественные процессы и т.п. Действие регулятивных механизмов различных типов обеспечивает функционирование общественной системы как целостного социального организма.
При анализе общества необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развитие социальных систем, ибо особенностью общества является способность к расширенному воспроизводству и повышению уровня своей организации. Это предполагает формирование новых общественных потребностей и форм их удовлетворения. Усложнение структуры общества, формирование новых потребностей, надстраивание над старыми регулятивными механизмами новых уровней связано с его развитием.
Функционирование и развитие социальной системы предполагает сменяемость поколений людей и, стало быть, социальное наследование, преемственность в их жизнедеятельности. Если в животном мире жизнедеятельность обусловлена передачей наследственных признаков (а также путем своеобразного научения), то в обществе людей – приоритет за необходимой информацией, накапливаемой и хранящейся, а затем передающейся благодаря деятельности особых.
В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию бёлорусского языка, Культуры, сохранению белорусского государства, гуманистических перспектив развития общества и гражданской ответственности за будущее страны. Массовое сознание белорусов не может породить достаточно богатой исторической мифологии, примером которой является мнение украинцев о том, что Киевская Русь — раннефеодальное восточнославянское государство Х1—Х11 вв. — является украинским государством. В массовом сознании героическими страницами нашей истории оказываются только партизанское движение 1941—1945 гт и послевоенное восстановление, т. е. в массовом сознании присутствуют белорусско-советские историческое мифы, создающие немного предпосылок для национальной идентификации
Однозначно определить место белорусов в тех или иных политических и культурных процессах, имевших место в прошлом, достаточно сложно. В частности, это касается, например, места белорусского народа в истории Великого княжества Литовского, предсТавлявшего собой, по мнению специалистов, многонациональное государство.
Трудности в оформлении национальной идеи связаны с особенностями национальной культуры, которая сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп — литовцев, русских, евреев, татар и др. Постоянный контакт с разными цивилизациями, культурными традициями, обусловленный особым географическим (в центре Европы, на перекрестке торговых путей) я культурно-историческим положением (между п равославно-византийским и римско-католическим мирами), наличием воинственных соседей и мощных военных государств, обусловил такой пограничный характер белорусской культуры. Культурное пространство не имеет целостного строения в том виде, в котором целостность присуща народам не имевших провалов в государственной судьбе.
В статье ((Белорусское возрождение» М. Богданович показывает, что белорусская культура. развившись ((на древнеславянских корнях», в ХIУ—ХУ вв. сближается с завадноеврооейской культурой, пережявая в ХУI столетии свой золотой век». В целом до конца ХУIII в. наша культура развивалась в русле загiвдноевропейской традиции, нов последние сто лет перед вхождением территории Беларуси в состав России происходит отрыв культуры ополяченного высшего сословия от народной культуры. В первые десятилетия после вхождения в состав Российской империи ситуация кардинально не меняется, но с 30-х годов ХIХ в. ощутимо усиливается влияние русской культуры на фоне усилившейся русификацян края.
Идеология органично взаимосвязана с миссией социальной системы по обеспечению целей ее существования. В частности, определение основной миссии белорусского государства на первую четверть ХХI в. — достижение устойчивого социально-экономического развития в условиях суверенитета — позволяет выделить четыре главных аспекта деятельности, направленной на осуществление этой миссии:
1) становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;
2) обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации научных нововведений
и новых, высокоэффективных технологий;
З) повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социально и духовно развитого человека творческого и деятельного, инициативного и предприимчивого;
4) создание эффективного правового социального государства в органичном единении с формированием и развитием гражданского общества.
Рассмотрение идеологии в едином контексте с миссией белорусского государства позволяет дать ответ на вопрос: должна ли Беларусь изобретать особую и претендующую на глобальный универсализм систему думается, в этом нет необходимости. В отношении идеологии не следует сокрушать все до основания, нужно бережно сохранять, развивать, обогащать то ценное, что доказало свою жизненность. В условиях идеологической растерянности многих наших сограждан было бы опрометчиво пойти по пути искусственного конструирования общественного сознания и системы ценностей по возникшей в чьей- го фантазии схеме. Идти следует от реалий жизни.
Социологические исследования убеждают: значительная часть белорусского народа сохраняет приверженность социалистическим ценностям, разумеется, без репрессивных тоталитарных перегибов. Поэтому в нашей идеологической системе должны остаться элементы социал-демократизма, доказавшие свою жизненность в Швеции, Германии, ряде других стран. Вместе с тем в нашем народе очень влиятельны традиционные для белорусов черты <дабразьгчлiвасцi», ((памяркогнасцi)>, <талерантнасцi» и, н конце концов, единое для всех нас понятие «Айчына>, «наша Бацька$шчына». Эти цевi-iости не могут остаться за бортом новой идеологической доктрины.
Вопрос №1
Идеология- это система идей, взглядов и теоретических принципов, которые отражают (правильно или иллюзорно) экономические отношения в обществе с известных позиций и определяют перспективы развития. Идеология и общественная психология имеют одну общую основу, общественное бытие, положение разных социальных групп в системе общественных отношений. Но между ними существуют глубокие различия. Идеология- это систематизированное и теоретически осмысленное отражение общественного бытия с позиций определенных общественных интересов. Она не возникает стихийно (как общественная психология) и не разрабатывается всем классом, а создается идеологами того или иного класса. Вместе с тем общественная психология влияет на идеологию: с одной стороны, идеологи выявляют коренные интересы класса, теоретически их обосновывают, учитывают изменения положения и интересов класса, что ведет к развитию идеологии, например к выработке политических программ, конституций государств. С другой стороны, идеология влияет на повседневное сознание через образование, агитацию, пропаганду и т.д., поднимает сознание класса на теоретический уровень, дает ему самосознание — понимание общественных и своих коренных интересов, основных целей и задач. Сущность идеологии заключается в отражении общественного бытия с точки зрения интересов определенных социальных групп. В сфере общественного сознания идеологии принадлежит ведущая роль. Она оказывает глубокое влияние на всю жизнь общества: направляет деятельность людей, объединяет класс, приводит к образованию разных организаций, политических партий и учреждений, возникновению идеологических отношений, например политики.Идеология (самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет исключительно важную роль в политической жизни общества.
Государственная политика и стратегия реформирования сферы физической культуры и спорта
Физическая культура, спорт и туризм в Республике Беларусь относятся к числу важных факторов оздоровления населения, сохранения генофонда нации. Благодаря целенаправленным и последовательным действиям Главы государства и Правительства страны, физкультурноспортивному движению придан статус одного из главных приоритетов социальной политики государства.
В настоящее время физическая культура, спорт и туризм представляют собой самостоятельную отрасль народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь со сложившейся системой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, системой специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Вопросы развития физической культуры и спорта рассматриваются в прямой связи с решением задач развития экономики, культуры, воспитания подрастающего поколения.
В отрасли практически завершена разработка основных нормативных правовых актов для ее успешного функционирования. Принятые Законы Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» в 1993 г., «О туризме», «Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма на период 1997—2002 гг.», ((Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2003—2006 гг.»
были направлены на использование средств физической культуры и спорта
в интересах личности и общества, в первую очередь детей и учащейся молодежи, на организацию занятий физической культурой и массовым спортом
в государственной системе восгкг тания и образования.
Возрастание роли и ответственности государства в развитии физической культуры, спорта и туризма подтверждают принятые Указ Президента Республики Беларусь <Ю дополнительных мерах государственной поддержки физической культуры и спортал, постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах повышения эффективности физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов», <О совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в городах и городских поселках республики», <Ю первоочередных мерах по строительству и реконструкции спортивных сооружений)> и другие.
Для их реализации в нашей стране принята концепция физического воспитания дов.iкольников, учащихся и студентов, разработаны и внедряются Государственный физкультурнооздоровительнь1й комплекс, Программа молодежного физкультурно-спортявного движения «Олимпийские надежды Беларусю>, прикладной физкультурно-сгIорТивньгй комплекс (<Защитник Отечества»; в городах и районах ведется работа по созданию физкультурно-спортивных клубов и центров физкультурно-ОЗдоровительной работы.
Министерство спорта и туризма (Минспорт) приняло участие в разработке Государственной программы по формированию здорового образа жизни населения на 2002—2006 гг., одобрен ной Советом Министров Республики Беларусь. Причем на Минспорт наряду с Минздравом и Минобразования возложен контроль над выполнением данной Программы.
Реализуя утвержденную Указом Президента Республики Беларусь Программу «Дети Беларуси», Минспортом совместно с заинтересованными организациями проводятся республиканские фестивали «Спорт и искусство», <Юлимпийцы среди нас», слет «Рождественские старты» среди аткол-интернатов и домов для детей-сирот, республиканские спортивные мероприятия для детей-инвалидов и детей из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Все большую популярность у детей и подростков Республики Беларусь приобретают соревнования по футболу «Кожаный мяч», по хоккею «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь, республиканские зимняя и летняя спартакиады по месту жительства.
Вопрос 2