Вопрос №1 Социальная философия и социо гумманитарное познание. Основные стратегии сииледования реальности в философии

Социальная философия — раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, культуре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, его цели, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленность общественных процессов, антиномии объективизма и субъективизма в анализе социальных систем, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике. Исследование общества в различных его измерениях всегда было одним из приоритетных направлений в рамках отдельных разделов философского знания: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др.

Социальная философия — это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являются проблемы Социального (Общественного) бытия, социальной онтологии. Несмотря на то, ЧТО общество, будучи сложной самоорганязованной системой является объектом изучения различных наук,

Социальная философия ставит перед собой следующие вопросы: какова специфика социального бьтия, существуют ли законы общественной жизни, как сочетаются свобода и творческая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение власти и нравственности, импиричееского и теоретического познания в общественной ЖИЗНИ, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальныХмоделоб щества в действительности?

Центральным понятием социальной философии является общество в разлячнйх его измерениях, выступающее В проццесе философской рефлексии как социальное бытие. В шярокОМ смысле слова под обществом понимается обособившаяся ОТ природы часть материального мира, которая представляет собойисторически развивающуюся совокупность отношений между людьми складываюшийся в процессе жизнедеятельности

В социальной философии сформировались две исследовательские модели, ценностно-нормативная социальная философия и научно-рефлексивная социальная философия. В рамках первой модели, начиная от платоновского идеального государства, утопических идей социализма, идеологии коммунизма и до философских концепций Ф. Ницше, П. Сорокина, Н.А. Бердяева и других, предгточтение отдается обоснованию желаемых форм общественного устройства и норм достойного существования в истории, предназначения истории как соответствующей высшей ценности человеческого бытия, В рамках же второй мо дели акцент делается на анализ сущности социальной реальности как подсистемы целостного мира, собственной логики развития общества, истории и человека,

3. Исследование программы в обществах знаний:

Натуралистические; Психологические; Социально-психологические; Социологические;

Культурно-исторические

1-й тезис: Социально-гуманитарное познание /СГП/ представляет собой вид научного знания, которое хар-ся сходством /поскольку яв-ся наукой и различием по предметной области и методом исследования/ с естествознанием или естественными науками. Трактовка : сходство и различие имеют 2 подхода натурализм и гуманитаризм, естественно- натуралистические программы заключаются в трактовке общества, как трактовка познания естествознания;

Гуманитаризм- отрицает эффективность исследования общества в целом методами естествознания /вплоть до отрицания самой возможности социально-гуманитарного научного исследования/

2-й тезис: Признавая СГП в качестве познания научного методология науки ставит вопрос о естествено-научных методах в естествознании; -общество в той мере в которой представляет собой совокупность объектных процессов /как часть природы народонаселения, среда обитания, численность и др./ Подлежит исследованию с помощью применения научных методов;

3-й тезис: Вместе с тем, как объект исследования имеет ряд особенностей по сравнению с другими объектами природы, главными из которых яа-ся:

1-я особенность объекта: Общество –это особенная реальность, которая наряду с с объективными процессами функционируют объекты не сводимые к природным процессам, а именно: -создание человеческого сознания область смысла, значений, цели и ценностей, т.е. общество сложное, саморазвивающее рефлексивная система.

2-я особенность объекта: Вхождение его в структуру субъекта познания наделенного сознанием ценность смысла установки и т.д отсюда проблема истины- заинтересованные личности. Особенности объекта-задают необходимость при исследовании отличительных от методов естествознания

По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества. К ним относятся следующие: — натуралистическая— культурно-историческая — психологическая и социопсихологическаЯ

— исследовательские программы классического и постклассического марксизма; — программа социального действия М. Вебера;

— программа социальной реальности как феномена символической интеракции

— программа структурного функционализма (Т. Парсонс);— программа общественной рациональности и коммуникативного действия, “системы” и “жизненного мира” (Ю. Хабермас) и др.

Наши рекомендации