Эмпирический и теоретический уровни научного познания их единство и различия
Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных уровня—эмпирический и теоретический они хотя и связаны. Но отличаются друг от друга и каждый имеет свою специфику.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.
Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (сделанное, свершившееся).
Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие факт имеет следующие основные значения: 1. Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности (факты действительности), либо к сфере сознания и познания (факты Сознания). 2. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины. З. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Вернадский писал Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они если правильно установлены, бесспорны, и общеобязательны наряду с ними могут быть выделены системы определённых научных фактов основной формой являются эмпирические обобщения.формы
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и мыслительных операций. Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчинённым (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций— таких как понятия, умозаключения, законы, категория, принципы и др.
Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка, <идеальный газ и т. п.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от Общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познания идеализации служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей
При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.
Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания Поппер справедливо указывает на недопустимость разрушения единства теории т практики.
№4