РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес.
1 | | |
| «Путешествия по квартире»: важно, чтобы малыш со временем научился находить предмет или игрушку в квартире, ориентируясь только на вашу речевую инструкцию. Для этого надо сначала проверить, какие названия помещений в квартире и предметов мебели ребенок уже знает, затем кратко сформулировать ваше задание («Мяч на диване. Дай мне мяч»). Важно, чтобы ребенку не пришлось долго искать игрушку и много ходить при этом по квартире: в этом возрасте и зрительное внимание ребенка, и его двигательные возможности еще очень несовершенны. Малыш может упасть, споткнувшись о незамеченный край ковра по дороге к нужной игрушке, заплакать и забыть, о чем вы его просили. |
2 | | |
| Постепенно можно учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками, которую малыш будет держать в руках, а вы будете показывать и называть ему отдельные картинки. Попросите его показать пальчиком изображения игрушек или животных. Хвалите его, вместе с ним повторяйте, как «говорят» собачка, кошка, изображенные на картинке. |
3 | | |
| Будьте очень внимательны к своему малышу. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов. Не расстраивайтесь, если ребенок не повторяет за вами новое слово. Малыш еще не готов к этому. Обычно слова лучше запоминаются ребенком, когда они просты в произношении, понятны и предъявляются ему в эмоционально окрашенной обстановке. Поэтому чаще играйте с мячом («Ой! Мяч! Смотри! Вот мяч!»), катайте машину («Машина едет: би-би! Где би-би?»), укачивайте куклу («Ляля, баю-бай!»). |
4 | | |
| Целенаправленно развивайте у вашего малыша умение повторять за вами слоги и понимать обиходные слова. Используйте для этого приятные для него игровые или бытовые ситуации. Например, во время купания, намыливая малыша, ласково произносите: «Вот ножка!», «Где животик? Вот животик!». При вытирании и одевании просите его вам помогать: «Дай ручку», «Дай ножку», «А где наш животик?», «Вот животик!». Ваш ласковый голос и приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции малыша. Хвалите и поощряйте каждое звукосочетание и слово, которое произносит ваш ребенок. |
5 | | |
| Чаще употребляйте слова-действия, прося ребенка выполнить действия со знакомыми предметами. Если ребенок умеет выполнять это действие по образцу, но не реагирует на просьбу, то, может быть, он просто не знает значения этого слова. Тогда попросите ребенка выполнить это действие, сопровождая вашу просьбу («Покатай». «Надень». «Подними») поясняющим жестом или помогите ему осуществить это действие. |
Анкетные данные ребенка
Ф. И. О. ребенка _________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________
Телефон ________________________________________________________
Ребенок родился на _________ неделе беременности (в N=40)
Из двойни, тройни (родился I, II, III)
Масса тела при рождении _____________ Рост при рождении __________
Возраст матери на момент рождения ребенка _________
Возраст отца на момент рождения ребенка _________
Перечислите, кто проживает вместе с ребенком (даже если это не родственники ребенка):
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Какой по счету этот ребенок в семье: 1, 2, 3, 4
Укажите возраст других детей: сестры _____________, братья ___________
Есть ли в семье и среди ближайших родственников левши: да, нет
Укажите кто ____________________________________________________
От какой беременности ребенок _________
Предыдущие беременности закончились:
мед. аборт
выкидыш
роды
Протекание беременности:
несовместимость по резус-фактору
психотравмирующие ситуации
токсикоз: 1-я половина, 2-я половина
угроза выкидыша: 1-я половина, 2-я половина
травмы, падения
прием лекарств во время беременности
плохая экология в районе
инфекции (грипп, ОРВИ)
физические перегрузки
гипертония/гипотония во время беременности
хронические заболевания у матери
Протекание родов:
роды продолжались _________ часов
стимуляция родов
стремительные роды (= 3 ч)
воды отошли дома
кесарево сечение
обвитие пуповиной
ягодичное предлежание
Ребенок закричал:
сразу
после шлепка
после реанимационных мероприятий
Характер первого крика новорожденного:
громкий
пронзительный
хриплый
слабый
не кричал
Ребенок находился:
в отделении патологии новорожденных
на аппарате искусственной вентиляции легких
в кювезе
под капельницей
Перенесенные заболевания:
частые ОРВИ бронхит травмы аллергия отит | судороги при повышенной температуре коклюш паротит грипп корь |
другие (какие?) _______________________________________
Прививки:
медицинский отвод
привит по возрасту
отказ от прививок
Дополнительные обследования головного мозга:
М-Эхо РЭГ | ЭЭГ нейросонография | томография УЗИ |
Кормление ребенка грудью:
ребенка принесли кормить на __________ день
сосал активно кормили сцеженным молоком не хватало молока быстро уставал и засыпал отсасывал молоко у соска | сосал очень лениво покусывал грудь только через молокоотсос отказывался брать грудь требовал бутылочку с соской |
При кормлении наблюдались:
частые срыгивания поперхивания захлебывания | вытекание молока через нос привычные рвоты |
Грудное вскармливание до _________ , смешанное с _________ , искусственное вскармливание с _________.
Причины раннего искусственного вскармливания:
стафилококк в материнском молоке болезнь матери болезнь ребенка слабость сосательного рефлекса | разлука с матерью небольшое количество молока у матери |
другие _______________________________________________________
Особенности развития навыков глотания и жевания
Отметьте, если ваш ребенок:
выталкивает твердую пищу изо рта
вяло жует твердую пищу
пьет только из бутылочки
тянет в рот несъедобные предметы
пьет из чашки только густые жидкости
плохо пьет из чашки, захлебывается
Ребенок жует печенье с __________, ест отварное непротертое мясо с _________, непротертые овощи в супе с _______________.
Характер сна:
днем не спит плохо засыпает поздно засыпает пробуждается с трудом сон глубокий вздрагивает во сне ворочается всю ночь во сне «говорит» | сон поверхностный спит днем засыпает с включенной лампой часто просыпается иногда отказывается от сна во сне скрипит зубами всегда спит в машине |
Ребенок спит ночью с _________ до _________, днем с до _________. Любимая поза во сне _______________________________.
Раннее двигательное развитие ребенка:
Ребенок стал держать головку с __________, сидеть самостоятельно с __________, ползать с __________, начал стоять в кроватке с __________, стал ходить без поддержки с __________. Делали массаж в возрасте ___________.
Отметьте, если ваш ребенок:
неловок при ходьбе плохо идет по лестнице медлителен не умеет подпрыгивать на двух ногах плохо выполняет действия пальчиками рук (держит ложку, карандаш, собирает бусинки) | не ловит мяч не футболит мяч плохо бегает расторможен |
Ребенок спускается по лестнице
приставным
чередующимся шагом; поднимается
приставным
чередующимся шагом.
Особенности развития неречевых форм коммуникации
Отметьте, если ваш ребенок:
просит только жестами и плачем
не смотрит в глаза своему собеседнику
не кивает головой (да, нет)
не машет ручкой (до свидания)
Особенности формирования понимания обращенной речи
Знает свое имя (реакция на имя) с _________.
Различает имена близких людей (поворачивает голову в их сторону, реагируя на вопросы: «Где мама?», «Где папа?») __________.
Понимает некоторые простые вопросы («Где ляля?») с ____________.
Следует словесным запретам (нет, нельзя) с ____________.
Выполняет простую инструкцию («Дай это маме») с ____________.
Пытается выполнить словесную инструкцию в два хорошо знакомых действия («Накорми куклу и уложи спать») с _________.
Приведите пример такой инструкции, выполняемой вашим ребенком без затруднения
__________________________________________________.
Появление первых слов с ____________.
Наращивал словарный запас: хорошо очень медленно накопление словаря прерывалось количество слов практически неизменно | Сейчас говорит: отдельные слова короткие фразы стал меньше говорить сильно искажает даже простые слова |
Особенности игровой деятельности
Проявляет ли ваш ребенок интерес к игрушкам? _________
Перечислите любимые игрушки и занятия с ними:
до 1 года — _________________________________________________
в 1,5 года — ________________________________________________
в 2 года — __________________________________________________
в настоящее время — _________________________________________
Сколько времени ребенок самостоятельно играет с игрушками? _______________
Что он произносит во время игры?
редкие возгласы
активно лепечет
молчит
Как играет в игрушки ваш малыш?
удерживает в руках, затем бросает катает машинку свистит в свисток строит башню баюкает куклу | кукла едет в гости к зайке лепечет, играя играет молча не играет, как другие дети |
Вы часто играете в игрушки вместе с ребенком? _____________________
В какие игры? __________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Читаете ли вы ему книжки? __________________
Как часто? ________________________________________________
Любит ли ваш ребенок слушать сказки, рассматривать картинки? _______
Часто ли ребенок повторяет за вами слова, фразы? ___________________
Любит ли он копировать ваши действия, движения? _________________
Как ребенок реагирует на ваш смех, слезы? __________________________
Пытаетесь ли вы активизировать речь малыша? Как? _________________
Согласны ли вы дать разрешение на проведение логопедического обследования вашего ребенка? Да ______________________ (подпись)
Возраст ребенка на момент заполнения анкеты _________________
Дата: _________________________________
1 Таблицы разработаны совместно с канд. псих. наук, ст. науч. сотр. ИКП РАО М. Э. Бернадской.
Стихи для самых-самых маленьких Задумывались ли вы когда-нибудь раньше, почему одни стихи сразу нравятся маленьким детям и становятся настоящими «хитами» для многих и многих поколений, а другие, наоборот, не привлекают внимания ребенка даже при самом выразительном чтении? Стихи для детей раннего возраста совершенно особенная область поэзии. В исследованиях по лингвистике детской речи определены некоторые ключевые моменты, играющие важнейшую роль в успешном овладении ребенком родным языком. Однако эти сведения доступны только узкому кругу специалистов. Изучая особенности формирования начального детского лексикона, мы пришли к выводу о целесообразности использования в семейной педагогике такого эффективного методического приема, как чтение стихов детям раннего возраста. «Что же здесь нового?» — спросите вы. И на память сразу придут хрестоматийные строки из поэзи А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова. Легко вспоминаются и яркие примеры из народного творчества: «Гуси-гуси! Га-га-га...» Но дальше подбор «репертуара» для чтения маленьким детям будет весьма затруднен. Дело в том, что поэтическое творчество отражает прежде всего особенности стилистического оформления мысли взрослого человека, и отнюдь не всегда эти высказывания, при всей их несомненной художественной ценности, понятны маленькому ребенку, который только начинает усваивать премудрости родного языка. Русский язык с лингвистических и дидактических позиций является достаточно сложным для усвоения. Для русского языка характерны: — подвижный тип ударения; — свободный порядок слов в предложении; — многосложная структура слов; — весьма непростая система склонений, падежей, спряжений. В полной мере все эти трудности относятся к поэтической речи, понимание которой маленьким ребенком часто бывает затруднено, а иногда и просто невозможно, как это бывает, например, при чтении больших стихотворных отрывков. Эпитеты, аллегории, метафорические обороты, являясь неотъемлемой частью художественной речи, также усугубляют проблемы восприятия стихотворного текста малышами. Далее представлена специально разработанная подборка стихов известной детской писательницы Татьяны Андреевны Шорыгиной для самых-самых маленьких слушателей. Тематическое содержание стихотворений отвечает основным программным требованиям к развитию речи детей раннего возраста. В работе над стихами автором особо учитывалось то, что на ранних стадиях развития детской речи порядок слов является весьма значимым для понимания речи фактором, иногда более значимым, чем другие грамматические показатели, например падежные окончания. Наиболее естественной для ребенка дошкольного возраста является такая конструкция, при которой слово, обозначающее лицо, стоит на первом месте, выражено существительным в именительном падеже, за ним идет глагол в личной форме, а действие разворачивается по схеме: кто что сделал — с чем сделал. При работе над содержательной стороной каждого стихотворения использовались максимально простые предложения. Простота предложений для ребенка связана с последовательностью называния элементов ситуации и сложностью употребленных в высказываниях структур, поэтому именно этот принцип стал основополагающим при подборе используемых в тексте лексических средств. Стихотворения разбиты на четыре самостоятельных блока: звукоподражания, игрушечные животные, домашние животные, лесные животные. Именно в этой последовательности дети знакомятся с лексическим материалом. Методические рекомендации к каждому разделу содержат наиболее важные советы по ознакомлению малышей с материалом стихотворений. | ГОЛОСА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ | (стихи для детей от 1 г. до 1 г. 6 мес.) | | | Выделенные слова произносите вместе с ребенком, потом ребенок научится произносить их сам. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-133.jpg) Молока налили мало! Замяукал котик: «Мяу!» | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-134.jpg) «Гав-гав-гав!» — собака лает И чужих в дом не пускает. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-135.jpg) «Где теленок? Не пойму? — Замычит корова: «Му-у-у». | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-136.jpg) Цыпленок запищал: «Пи-пи! Где же братики мои?» | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-137.jpg) Утка крякает: «Кря-кря! Много деток у меня». | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-138.jpg) На заборе, наверху, Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!» | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-139.jpg) Квохчет курица: «Ко-ко! Кормить цыпляток нелегко!» | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-140.jpg) Козочка кричит: «Ме-ме! Дайте свежей травки мне». | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-141.jpg) Ржет лошадка: «И-го-го! Ехать очень далеко». | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-142.jpg) Дятел сел на толстый сук И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!» | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-143.jpg) Лягушка квакает: «Ква-ква! Здесь очень вкусная трава». | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-144.jpg) Сидит кукушка на суку. Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» | | ИГРУШКИ | (стихи для детей от 1 г. 6 мес. до 2 лет) | | | Произнося слова, выделенные в тексте, надо: 1. Показывать игрушечных животных, знакомить с частями их тела. 2. Выполнять соответствующие действия с игрушкой. 3. Демонстрировать качественные признаки игрушки (пушистый, бархатистый). 4. Показывать изображения этих игрушек на картинке. 5. Стимулировать ребенка сначала повторять знакомые и простые для повторения слова в конце рифмованной строчки вместе со взрослым, а затем — произносить их самостоятельно. Для этого можно использовать прием договаривания, когда взрослый замолкает, произнеся первый звук слова, и ждет помощи от ребенка. 6. Если малыш уже хорошо подражает словам, допустимо «облегченное» произнесение слов из одного-двух слогов (например, сидит — «идит»). | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-145.jpg) Дали зайке барабан. Барабанит заяц сам. Зайка лисицы совсем не боится, Потому что он — игрушка: Мягкий хвостик, лапы, ушки. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-146.jpg) Для игрушечного мишки Сшили теплые штанишки. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-147.jpg) У меня игрушка — котик: Ушки есть, глаза и ротик. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-148.jpg) На лошадке я скакал, Чуть с лошадки не упал. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-149.jpg) У меня игрушка — песик. Глазки есть и черный носик. Очень песика люблю, Вместе с ним в кроватке сплю. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-150.jpg) Хрюшку-игрушку Рассмотрим мы с тобой: Вот пятачок, вот ушки, Вот хвостик небольшой. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-151.jpg) У меня игрушка — слон, Добрый и хороший он. У слона есть хобот, уши, Я зову слона Петрушей. | | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ | (стихи для детей от 2 лет до 2 лет 6 мес.) | | | Произнося текст стихотворения, надо: 1. Показывать ребенку реальных животных, знакомить с их повадками. 2. Обращать внимание ребенка на любимые занятия домашних питомцев. 3. Демонстрировать их отличительные внешние признаки. 4. Показывать изображения этих животных на картинках или фотографиях. 5. Стимулировать ребенка повторять некоторые слова вместе со взрослым, показывая соответствующие картинки (эти слова выделены в тексте). 6. Особое внимание обратить на разборчивое произнесение окончаний существительных в косвенных падежах (киску, миску). Для хорошего развития речи ребенку важнее правильно произнести конечную гласную, чем правильно аркулировать согласные звуки в основе слова. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-152.jpg) Подарили нам щенка, Песик маленький пока. Мы с сестренкой с ним играли, Его Тузиком назвали. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-153.jpg) Котик с мячиком играет, Его по полу катает. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-154.jpg) У нашей кошки Много котят. Все котята есть хотят. Мама-кошечка одна, Но накормит всех она. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-155.jpg) Чтобы были мы здоровы, Молока нам даст корова. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-156.jpg) Любит Хрюшка Полежать в луже. Ест из кормушки Свеклу на ужин. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-157.jpg) Козочка смелая — Острые рожки. Козочка белая — Быстрые ножки. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-158.jpg) Красная бородка, Красный гребешок, Важная походка. Это — петушок. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-159.jpg) У курицы — цыплята, У утки — утята, У гусыни — гусята. Все малыши очень хороши! | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-160.jpg) Живет в клетке попугай, Клетку ты не открывай. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-161.jpg) У мышки-норушки Есть хвостик и ушки, Лапки есть, глаза и рот. Мышка в норке живет. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-162.jpg) Вот рыбка моя, Золотая чешуя. Хвост у рыбки гибкий. Лапок нет у рыбки. Рыбка вперед Весело плывет. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-163.jpg) Испекла курочка пирожок. «Приходи, Петечка-петушок, Пирожок мы поклюем Да цыпляток позовем!» | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-164.jpg) Выйдет петушок Утром на лужок, Если червяка найдет, К себе курочек зовет. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-165.jpg) Утром искупаться в пруд Уточки утят ведут. | | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | (стихи для детей от 2 лет 6 мес. до 3 лет) | | | Произнося текст стихотворения, надо: 1. Познакомить ребенка с изображением реального животного, прочитать короткий рассказ о его повадках, по возможности показать это животное в телевизионной передаче или в зоопарке. 2. Обращать внимание ребенка на любимые лакомства животного, особенности его жизни в живой природе (живет в лесу, в жаркой Африке, на Севере). 3. Демонстрировать во время прогулки в зоопарк или просмотра телевизионной передачи отличительные внешние признаки животного. 4. Показывать изображения этого животного на фотографиях. 5. Стимулировать повторение целых фраз вместе со взрослым, показывая соответствующие картинки (эти слова выделены в тексте). 6. Особое внимание обратить на разборчивое произнесение предлогов и окончаний существительных в косвенных падежах. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-166.jpg) Мишка любит сладкий мед.Мишка мед в дупле найдет. Мишка мед в лесу нашел,Но боится злющих пчел, Ведь они жужжат и жалят И медведя прогоняют. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-167.jpg) Малину мишка рвет, В рот он ягодки кладет. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-168.jpg) Еж колючий, словно елка, Носит на спине иголки. По тропинке еж бежал, Коготочками стучал И пыхтел: «Пых-пых, пых-пых». В норку влез и там затих. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-169.jpg) Всех зверей лиса хитрей, Шубка теплая на ней. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-170.jpg) Орехи с веток белка рвет, Она их зубками грызет. Есть у белочки дупло, Ей зимой в дупле тепло. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-171.jpg) Зайчик по лесу прыг-скок,Спрятался он за кусток. Сидит зайка под кустом,Куст для зайца — это дом. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-172.jpg) Волка громкий вой Слышится зимой. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-173.jpg) «Ши-ши-ши, — шипит змея, — Вы не трогайте меня». | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-174.jpg) У жирафа длинная шея, С дерева ветку достать он сумеет. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-175.jpg) Над поляной жук кружит И жужжит, жужжит, жужжит. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-176.jpg) Громко лев рычит, Очень он сердит. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-177.jpg) Хоботом воду слон набирает, Словно из лейки себя поливает. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-178.jpg) Тигра знают все ребята — Тигр большой и полосатый. | ![РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес. - student2.ru](/images/filosofiya/razvivaem-rech-ot-1-g-do-1-g-3-mes-1717979-179.jpg) Скачет лошадь: скок-скок,Стучит копытами: цок-цок. | |
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес.
1 | | |
| «Путешествия по квартире»: важно, чтобы малыш со временем научился находить предмет или игрушку в квартире, ориентируясь только на вашу речевую инструкцию. Для этого надо сначала проверить, какие названия помещений в квартире и предметов мебели ребенок уже знает, затем кратко сформулировать ваше задание («Мяч на диване. Дай мне мяч»). Важно, чтобы ребенку не пришлось долго искать игрушку и много ходить при этом по квартире: в этом возрасте и зрительное внимание ребенка, и его двигательные возможности еще очень несовершенны. Малыш может упасть, споткнувшись о незамеченный край ковра по дороге к нужной игрушке, заплакать и забыть, о чем вы его просили. |
2 | | |
| Постепенно можно учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками, которую малыш будет держать в руках, а вы будете показывать и называть ему отдельные картинки. Попросите его показать пальчиком изображения игрушек или животных. Хвалите его, вместе с ним повторяйте, как «говорят» собачка, кошка, изображенные на картинке. |
3 | | |
| Будьте очень внимательны к своему малышу. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов. Не расстраивайтесь, если ребенок не повторяет за вами новое слово. Малыш еще не готов к этому. Обычно слова лучше запоминаются ребенком, когда они просты в произношении, понятны и предъявляются ему в эмоционально окрашенной обстановке. Поэтому чаще играйте с мячом («Ой! Мяч! Смотри! Вот мяч!»), катайте машину («Машина едет: би-би! Где би-би?»), укачивайте куклу («Ляля, баю-бай!»). |
4 | | |
| Целенаправленно развивайте у вашего малыша умение повторять за вами слоги и понимать обиходные слова. Используйте для этого приятные для него игровые или бытовые ситуации. Например, во время купания, намыливая малыша, ласково произносите: «Вот ножка!», «Где животик? Вот животик!». При вытирании и одевании просите его вам помогать: «Дай ручку», «Дай ножку», «А где наш животик?», «Вот животик!». Ваш ласковый голос и приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции малыша. Хвалите и поощряйте каждое звукосочетание и слово, которое произносит ваш ребенок. |
5 | | |
| Чаще употребляйте слова-действия, прося ребенка выполнить действия со знакомыми предметами. Если ребенок умеет выполнять это действие по образцу, но не реагирует на просьбу, то, может быть, он просто не знает значения этого слова. Тогда попросите ребенка выполнить это действие, сопровождая вашу просьбу («Покатай». «Надень». «Подними») поясняющим жестом или помогите ему осуществить это действие. |