Глава 4. Философские проблемы технических наук
4.1.Познание и практика. Предмет, содержание и задачи философии техники
Понятие «техника (от греч. techne — умение, мастерство, искусство) означает, во-первых, совокупность специально выработанных способов деятельности; во-вторых, совокупность искусственных материально-вещевых средств деятельности; в-третьих, знание о способах и средствах деятельности; в-четвертых, специфический, культурно обусловленный процесс волеизъявления.
Философия техники — это формирующийся раздел философской науки, основное содержание которого составляет философская рефлексия по поводу феномена техники. Таким образом, философия техники в основном сводится к вопросу о применении философии к технике, т.е. к вопросу о том, как теоретические модели, закономерности всеобщею характера, методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на особый предмет исследования.
Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце XIX — начале XX в. Термин «философия техники» в научный обиход ввел немецкий ученый Эрнест Капп, в 1877 г. выпустивши книгу «Основные линии философии техники».
Э. Капп и К. Маркс разрабатывали сущностные характеристики технических средств в русле идеи опредмечивания. В России основы философского осмысления техники были заложены Н.А. Бердяевым и П.К. Энгельмейером.
А.А. Богданов (Малиновский) (1873—1928) в книге «Всеобщая организационная наука» (в 2 т.; 1913—1917) впервые в России и в Европе рассматривал проблему равновесия и хаоса. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на западе. В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в 1950—1960-е гг. Эта работа велась по следующим основным направлениям:
- онтология техники, связанная с развитием идей К. Маркса (А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин, Ю.С. Мелещенко и др.);
- философия истории техники. В рамках этого направления были разработаны две основные версии. Одна из них (А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин и др.) основывалась на приложении основных идей марксистской философии к истории и технике. Вторая (Г.Н. Волков) развивала марксову идею опредмечивания трудовых функций применительно к основным этапам технической эволюции;
- социология техники, в русле которой обсуждалась специфика развития техники в различных социальных условиях;
- техническая футурология, ориентированная на прогнозирование технического прогресса (Г.Н. Волков, А.И. Черепнев и др.);
- гносеология техники в работах В.В. Чешева, В.М. Фигуровского и др. рассматривалась как специфика технического знания (объект, методология, особенности теории, типы идеальных объектов, ценностные установки).
Аналогичные направления развивались в западной философии техники (Ф. Рапп, X. Бек и др.), социологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Р. Айрис и др.) и футурологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Г. Канн, Дж.П. Грант, Дж. Мартино и др.).
В трудах Аристотеля понятие «технэ» включается в общую классификацию типов познания. Для классической философской традиции достаточно типично осмысление общефилософских проблем с технических позиций. Философия всегда стремилась к выводам общего характера, но построение предельных абстракций основывалось на разнообразном материале, поставляемом различными областями знания и деятельности. В работах Маркса речь идет не только о машинах и машинном производстве как таковых, но и о тех изменениях, которые вызываются ими в жизни общества. Н.А. Бердяев рассматривает техногенные элементы жизни, в том числе и духовной. Впоследствии ключевые положения его работ, посвященные технике, были подтверждены применительно к современной ситуации трудами Ж. Эллюля. В самостоятельное направление философия техники оформилась под влиянием работ М. Хайдеггера, стремившегося обнаружить суть техники вне ее — в инструментальное как таковой, атрибутивно присущей человеку в его деятельности. Техника в значительной мере определяет идеалообразование, а значит, и культуру; как специфическое мироотношение она включена в отношение человека к миру в целом.
Применительно к классической философии техника является:
а) средством полагания (исследования, познания) субъектом объекта, а следовательно, и средством полагания субъектом себя самого;
б) границей субъекта и объекта в гегелевском смысле «иного обоих», определяющей в известной степени взаимодействие сущности. Техника детерминирует исторически конкретные варианты решения вечных философских вопросов.