Перед наставниками людьми необходимо совершенствоваться или следуя Абсолюту?
Сын, сколько ночей ты не спал, заучивая, читая, лишая себя сна? Не знаю, что толкало тебя на это? Если это - стремление к земным благам, радостям земной жизни, желание достичь высокого положения в ней, похвастаться перед сверстниками и похожими на тебя, то тебя ждет беда, большая беда. Но если этим ты стремишься возродить законы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) воспитать себя, победить свой нафс, который приказывает творить зло, то тебя ждет благо, большое благо. И прав тот, кто произнес эти строки:
Если глаза не спят ради чего-то кроме Тебя, то это потеря,
И если они плачут (ради чего-то) кроме потери Тебя, то это ошибка.
Сын, живи, как хочешь, и, поистине, ты мертвец, люби, что хочешь, и, поистине, ты расстанешься с этим, и делай что хочешь, и, поистине, тебе воздастся за это.
Сын, что останется у тебя от изучения теологии, разногласий, медицины, сборников (стихов), стихосложения, звезд, рифм, синтаксиса, морфологии, кроме траты времени, в отличие от того, у кого есть Величие? Поистине, я видел в Инджиле Исы (Библии), мир ему: "С того часа, когда усопший будет уложен для поминальной молитвы, и до того, как его опустят в могилу, Аллах своим Величием спрашивает у него сорок вопросов. Первый из которых: "Раб Мой, в течение многих лет ты стремился выглядеть лучше перед людьми, но не потратил и часа на то, чтобы выглядеть лучше передо Мной. И каждый день смотрит на твое сердце и говорит: "Ты стараешься для других, будучи окруженным Моими благами. Ты глух и ничего не слышишь".
Необходимо ли знание для деяний и в чем оно состоит?
«Сын, знания без деяний - сумасшествие, но деяния невозможны без знаний. Знай, что знания, которые сегодня не удерживают тебя от (совершения) плохих дел и не побуждают тебя к поклонению, завтра не отдалят тебя от огня Геенны, и если ты не будешь применять свои знания на деле сегодня и не восполнишь прошедшее, то скажешь завтра: "Верни же нас, для того, чтобы мы творили благие дела". И скажут тебе: "Глупец, ведь ты идешь оттуда".
Сын, направь все свои силы на дух, нанеси поражение нафсу»
Следует ли Аль Газали фикх как ритуальной и морально -правовой трактовке Корана? Есть ли в необходимости ритуальной практики Ал Газали суннитское влияние? Необходимы ли ночные бдения, послушание и поклонения?
«Сын, говорят, что Лукман Мудрый в своих заветах сказал: "Сын мой, пусть не будет петух разумнее тебя! Он кричит перед окончанием ночи, а ты в это время спишь!". И как хорошо сказал тот, кто произнес это стихотворение:
Уж стала ворковать в ночи голубка
На ветви глубокой ночью, а я тогда спал.
Солгал, клянусь Каабой: если бы я любил,
То не опередили бы меня голуби в плаче.
Я считаю себя безумно влюбленным, пылающим страстью
К своему Господу, но не плачу, в то время, когда плачут звери.
Сын, истинное знание - это когда ты знаешь, что такое послушание и поклонение .
Знай, что послушание и поклонение - следование шариату в том, что он приказывает, и в том, что он запрещает, словами и делом. Это значит, что все, что ты говоришь, делаешь и не делаешь, должно следовать шариату, например, если ты держишь пост в день ´Ида или в дни ташрика[4], то этим ты преступаешь закон, или если ты совершаешь молитву в отобранном у другого платье, пусть внешне это и поклонение, но ты будешь наказан.
Какими качествами должен обладать совершенный человек, согласно Аль- Газали?
И через следование тому /истинному/ шейху он воспитывал в своем характере такие положительные качества, как терпение, молитва, благодарность, упование, твердая вера и знание, аскетизм, спокойствие духа, доброта, смирение, знание, искренность, скромность, верность, серьезность, немногословность, размеренность и другие, и если он озарен светом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) - тогда можно следовать за ним. Но такой человек - большая редкость, он встречается реже, чем красные спички. И тот, кому улыбнулось счастье, и он нашел такого шейха, как мы сказали, и шейх принял его, тот должен уважать его и снаружи, и внутри. Внешнее уважение - это то, что он не должен спорить с ним по каждому вопросу, даже если он знает, что тот ошибается. Он не должен расстилать перед ним свой коврик, за исключением времени молитвы, а завершив ее, он должен убрать его. И не надо в его присутствии совершать слишком много дополнительного. Он по мере сил и возможностей должен выполнять то, что говорит ему шейх. А внутреннее уважение значит, что все, что он слышит и принимает от него внешне, он не должен отрицать и в душе, ни своими действиями, ни на словах, иначе он будет лицемером. А если он не может /делать это/, то пусть оставит его, пока его внутренний мир не будет соответствовать внешнему виду. Он должен остерегаться общения с плохими людьми, чтобы ослабить власть дьяволов из джиннов и людей над своим сердцем и очиститься от грязи шайтанов, и всегда предпочитать бедность богатству.
правильное отношение с Всевышним Аллахом и стойкость на Его пути (истикама) и спокойные отношения с людьми.
Следует ли Аль Газали аверроистской традиции – постижению разумом и логическими средствами, традиционалистской – вера и послушание или суфийской-постижению сердцем? Или он пытается сочетать традиции? Необходимы ли странствия и отшельничество для постижения божественной истины?
Сын, спрашивай меня о том, чего ты не понимаешь, только языком сердца, ведь Всевышний сказал: "Если бы они потерпели, пока ты выйдешь к ним, это было бы лучше для них" (49:5). И прислушайся к наставлению Аль-Хизра (мир ему), которое гласит: "И не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом" (18:70). И не спеши, пока не придет его время, тогда это откроется тебе, и ты увидишь его: "Я покажу вам Свои знамения, и посему не торопите Меня" (21:37). И не спрашивай меня до того, как наступит его время, и знай, что ты найдешь ответы лишь в том случае, если не будешь сидеть на месте, ведь Всевышний сказал: "Разве они не странствовали по земле и не видели?" (35:44).
Сын, прошу тебя именем Аллаха, странствуй, и ты увидишь много чудес, и жертвуй своей душой, как сказал Зуннун Ал-Мысри (да смилостивится над ним Аллах) одному из своих учеников: "Если ты в состоянии пожертвовать своей душой, то пожалуйста, а если нет, то не занимайся тем, чем занимаются суфии".