Текст «Йога Васиштха» об усмирение ума «Наставления бессмертного Бхусунды»
«Я не хвалю и не порицаю ни себя, ни других и ничего в любое время. Мой разум не ликует по достижению чего-то, считающимся хорошим, и не впадает в депрессию, если получает что-то, считающимся плохим».
Одним из критериев вашей практики является то, что вы всегда счастливы. Это указывает на то, что вы немного-немного усмирили свой ум. Это значит, что вы все делаете правильно, вы работаете со своим умом, и вы умело с ним обращаетесь.
«Отсюда мое состояние счастья и здоровья».
Если ваш ум счастлив, то и ваши праны находятся в гармонии. А если ваши праны в гармонии, то ваше физическое тело крепко. Это логика тонких тел. Если ум несчастен, его раздирают на части внутренние бесы: один говорит: «Давай поспим». Другой говорит: «Давай подумаем о женщинах», а третий напевает еще что-нибудь. Но какая-то часть говорит вам: «Остановись! Ведь это же закон кармы, это все – сансара! Тебе надо Бога достигать, иначе, зачем ты здесь находишься вообще? Какой смысл во всем этом?» Ум раздирается, идет война ангелов с бесами внутри вас. И эфирное тело чувствует себя не очень хорошо, оно не знает, чью же сторону принять, кому отдать энергию. Оно отдаст энергию тем, кто победит – ему все равно, т. к. эфирное тело не имеет разума. Это просто прана, а прана идет туда, куда идет ум. И физическое тело тоже себя не очень хорошо чувствует, если такое происходит.
Но если ум усмирен – все прекрасно, сознание счастливо, все бесы связаны клятвами служить дхарме и находятся на коротком поводке, доминируют внутренние ангелы – прана накапливается, жизненная сила увеличивается, эфирное тело укрепляется, и физическое тело всегда очень мощное, устойчивое, обладает иммунитетом. Тогда продолжительность жизни увеличивается – это все также следствия умелого обращения с умом.
«Я отвергаю даже желание жить, поэтому мой разум не желает ничего, а находится в состоянии умиротворения и гармонии».
Умиротворение и гармония означают, что все ваши внутренние сущности «договорились» – они слились в одно целое. Ангелы усмирили демонов, т. е. мудрости усмирили клеши. Демоны дали клятвы служить дхарме и только дхарме, и без команды ангелов не делать ни шагу. Сами ангелы утвердились в пустотном пространстве осознавания. Все разные части вашего «я» слились воедино, стали чем-то одним, целостным. Вас больше не раздирают противоречия. У вас больше нет сильных, дуальных разграничений: это однозначно плохо, а это однозначно хорошо; это однозначно хороший человек, а это однозначно плохой человек; это однозначно добро, а это однозначно зло; это однозначно правильно, а это однозначно неправильно. Вы уже не пребываете в таком детском восприятии мира.
Все это слилось в один целостный конгломерат, и это все – одно великое добро. Но это добро основано не на понятийных суждениях ума, а на сущности бхавы и осознавания. Все то, что было многообразным, разрозненным в вашей душе, стало гармоничным, целостным, обрело свою структуру и превратилось в красивую «снежинку» – в янтру, в мандалу, во что-то прекрасное. Все части такой янтры равноудалены от центра, т. е. от естественного состояния. Все понятия, мысли и энергии теперь связаны с этим центром и не действуют сами по себе. Словно множество глупых слуг нашли своего хозяина и окружили его, создав вокруг красивую фигуру. Сами эти слуги стали благоприятными, умиротворенными господами. Все это – признак умелой тренировки ума.
Когда вы только приезжаете в монастырь, он представляется некоторым волшебным местом, где вас введут в транс, в нирвикальпа-самадхи, прибегнут к магии, выделят тонкое тело в астрал. Такие детские представления о духовной практике не совсем соответствуют действительности. Это не такое место. Это школа, где вас обучают работать с умом, прежде всего, и его усмирять. Это школа, где вас обучают искусству усмирения ума в первую очередь. Все тонкие магически-мистические вещи даже рядом не стоят перед искусством усмирения ума. Потому что если ваш ум усмирен, все это само собой приходит в нужное время.
Существует много разных таких полусумасшедших экстрасенсов, которые имели много опытов и выходили в тонком теле из тела, но их ум не был усмирен – и в этом нет никакой пользы. Потому что даже голодные духи летают в астральном теле. У них есть астральное тело, и они в нем перемещаются, видят будущее – это тоже можно назвать мистическим опытом. Но это им никак не помогло в Освобождении. Они испытывают алчность, привязанность, себялюбие и прочее.
Но когда мы начинаем усмирять ум, происходит настоящее волшебство, настоящее чудо. Потому что усмирение ума ведет к освобождению от себялюбия, от эго. Именно себялюбие и эго являются корнем связанности и всех остальных проблем.
«Я вижу единую сущность во всем: в куске дерева, в прекрасной женщине, горе, травинке, льду, огне и пространстве. И меня не беспокоят думы, что я должен делать сейчас или что будет завтра утром. Меня не волнуют размышления о старости и смерти, стремление к счастью. Я ничего не считаю своим или не своим».
Когда ум усмирен, то созерцание, естественное состояние наступают как бы произвольно, сами по себе. Потому что как только ум усмиряется, наступает созерцательное присутствие.
Если вы пытаетесь практиковать созерцание с не усмиренным умом, даже если вы такой талантливый человек и кое-что понимаете в тройной санкальпе, в бхаве или в пространстве, то этот не усмиренный ум вас постоянно будет выдергивать. Только погрузились, начали выполнять сложную садхану объединения с чакрами, и, внезапно, какая-то ситуация. Ваш ум тут же выскакивает и говорит: «А как это? А я? А как же я?!» Вы сразу же забываете и созерцание, и санкальпы – все сложные практики не работают, потому что не усмиренный ум все портит.
Если ум усмирен, то вы равностно все воспринимаете, вы всегда находитесь в таком плавающем присутствии, вы никуда от него далеко не уходите.
Прапатти-йога считается одной из малых йог, принадлежащей Праджне-янтре. Анава-йога, Вишварупа-йога, Драшта-йога – все это малые йоги Праджня-янтры, которые призваны усилить нашу практику. Прапатти-йога очень важна с точки зрения Праджня-янтры. Другое ее название – Бхритачара, т.е. одна из десяти ачар, или принципов учения Лайя-йоги. Есть адвайтачара, сахаджачара, самайячара, упайячара, садачара, тапачара, сиддха-свечхачара, дивьячара, даршаначара и бхритачара.
Среди них есть бхритачара, другое ее название: Прапатти-йога, йога отбрасывания себя, йога сострадания, йога любви, йога самоотдачи. Если вы постигните бхридачару, для вас будет очень легко практиковать садхану, выполнять длительные практики, выполнять монашеские обязательства – это совершенно не трудно. На самом деле, никакого труда здесь вообще не будет. Потому что будет искоренено себялюбие. Когда себялюбие искоренено, то корень страдания тоже искореняется.
Если приводить пример из современной жизни, то если сознание – это сложная, виртуальная, информационная реальность, то эго, себялюбие, подобно вирусу или даже неправильной программе. И эта неправильная программу сильно тормозит работу общей системы. Более того, она многие функции просто закрывает. И, пока эту программу не извлечь, вы ничего сделать не сможете с этой системой. Эта система будет постоянно тормозить работу, она не будет выполнять многие функции вообще, она очень ограничена. Когда же мы ее извлекаем, все представляется совершенно иначе.
К чему приводит себялюбие? Оно приводит к страданиям и в этой жизни, и в следующих жизнях. Первый шаг к тому, чтобы искоренить себялюбие – понять, что мы сами являемся творцами своих страданий. Страдания порождает эгоизм и себялюбие. Если мы не проводим тщательного анализа ситуации, то нам кажется, будто бы страдание приходит извне. Но мы заблуждаемся только потому, что не провели тщательного анализа. На самом деле страдание не приходит извне. Страдание приходит изнутри – из себялюбия, из эгоизма. Но когда мы невнимательны, и не проводим анализ ситуации, то кажется, будто страдание приходит извне. Тогда у нас появляется понятие виноватого, внешнего врага какого-то. Мы ищем причину – плохая погода, другой человек, какие-то обстоятельства. Все это – заблуждения, потому что корень страдания кроется в эго, в эгоистичном воззрении, в себялюбии.
Приводится такой пример. Человек по имени Девадатта делает из дерева статую и оставляет эту статую недалеко от дома, в темноте. Потом, когда он идет вечером, она ему кажется живым человеком, он сильно ее пугается и страдает из-за этого. Наши себялюбивые мысли создают такие причины, которые порождают следствия в виде страданий.
Или это подобно тому, как вы рождаете ребенка, и, когда этот ребенок вырастает, он начинает вас избивать или приносить вам другие страдания. Или вы берете стрелу и как-то неосторожно ее пускаете, и она вам ранит ногу, т.е. вы сами порождаете причину своего несчастья. Все страдания, какие есть в этом мире, порождаются нами самими из-за ложного воззрения, основанного на себялюбии.
Когда мы это понимаем, мы делаем первый шаг к тому, чтобы освободиться от такого ложного воззрения.
«Я знаю, что все вокруг всегда и везде – единое космическое осознание. Вот такие секреты моего счастья и здоровья».
Васиштха задавал Бхусунде вопросы о его бессмертии. Он был очень удивлен: как можно прожить многие кальпы, не умирая даже в пралайю. И Бхусунда говорит, что все дело вот в таком неэгоистичном воззрении.
«Надежды и ожидания не затрагивают меня. Даже когда вещь стара и изношена, я смотрю на нее свежим взглядом, будто она новая. С теми, кто счастлив, я счастлив, а с теми, кто горюет, я разделяю их горе, сострадаю им, но сам я ничем не окрашиваюсь. Что бы я ни делал, это не загрязнено желанием или чувством эго. Поэтому я не теряю голову ни тогда, когда могущественен, ни тогда, когда беден и прошу милостыню. Меня не беспокоят ни богатство, ни несчастье, когда они выпадают. Я смотрю на них как на равные».
Таковы секреты. На самом деле – это величайшие упадеши Бхусунды по Прапатти-йоге, по йоге отбрасывания себя.
Когда мы действуем эгоистично, мы постоянно создаем сами себе препятствия в духовной практике. Наши мысли воплощают наши эгоистичные намерения. Эти эгоистичные намерения создают такие тоннели реальности, в которые мы неосознанно сами себя смещаем. Это определенное видение. Поскольку наше сознание обладает способностью генерировать непрерывно определенную реальность и ее поддерживать, то это происходит постоянно.
Сознание можно уподобить океану или озеру, а мысли можно уподобить пузырям, которые поднимаются на поверхность. Зеркало нашего сознания постоянно генерирует определенные мысли. Это происходит на очень тонком уровне визуализации. Допустим, вы о чем-либо подумали, и мгновенно всплывает какая-то тонкая картинка. Может быть, ум ее даже не осознал, но эта картинка уже начала свою работу. Когда мы порождаем эгоистичные мысли, то мы создаем множество таких образов. Эти образы, наслаиваясь, устанавливают между собой сложные ассоциативные связи. Со временем они перерастают в целый тоннель реальности, который образует кармическое видение. Это кармическое видение начинает на нас оказывать влияние.
Это парадокс! Мы сами создали кармическое видение, а теперь оно на нас влияет! Вот это и есть тот ребенок, который избивает родителя. Мы что-то придумали, мы это создали, эти мысли стали сильными, а затем они сами на нас начали влиять и менять наше настроение и воззрение. Все это следствия такого себялюбивого мышления. Когда у нас есть привязанность и себялюбие, то наше эго словно находится на троне в царстве нашего мироощущения. Это не Истина, не Дхарма, а наше ложное «я». Когда на троне находится наше эго, то мы совершаем неправильные действия. Совершая неправильные действия, мы создаем различные виды нежелательных кармических отпечатков. Эти кармические отпечатки обязательно в будущем будут приносить плоды, хотим мы этого или нет. Это также естественно, как если бы вы посадили саженцы роз, и весной на кустах расцвели розы. Наивно ожидать, что расцветет сирень, потому что действует закон причин и следствий.
Задачей практики является изменение ума на такое позитивное, неэгоистичное состояние. Когда мы меняем состояние себялюбия на сострадание, на неэгоистичное состояние, то вся работа негативных частей нашего ума разворачивается и становится позитивной.