Прапатти Упадеша. Учение об усмирении ума

Садгуру Свами Вишну Дэв

Усмирение ума

(Прапатти-йога)

Введение. 1

Прапатти Упадеша. Учение об усмирении ума. 5

Благоприятные и неблагоприятные качества ума. 7

Самйога. 9

Мотивация. 10

Четыре признака укрощения ума. 12

Методы усмирения ума. 16

Двенадцать методов усмирения ума. 17

«Указующие наставления старушки». 22

«Семеричный метод» логического анализа. 26

Текст «Йога Васиштха» об усмирение ума «Наставления бессмертного Бхусунды». 28

Усмиренный ум – зрелый ум. Как усмирить ум: воля, состояние служителя, осознание. 31

Следующие жизни. Быть бдительным в практике. 38

Введение

Существует раздел Учения, касающийся Прапатти-йоги, или усмирения ума, усмирения эго. Вся задача духовной практики сводится к усмирению эго, отдаче эго, растворению эго, усмирению ума. Есть множество искусных методов, например, девять санкальп, шамбхави-мудра, божественная гордость. Однако, такие методы являются довольно тонкими инструментами для усмирения ума, и часто выходит так, что по своей неопытности, мы как следует даже не можем ими воспользоваться в первые годы практики. Потому что энергия нашего ума еще очень груба. Это подобно тому, как если бы мы взяли пинцет и попытались с помощью него в какой-то скале проделать пещеру. Мы царапаем что-то, а скала стоит, как стояла, и стоять еще будет очень долго. В этом случае человек говорит: «Я все понимаю, но самоосвободить не могу». Это значит, что ему не надо пинцет пытаться проделывать пещеру в скале, ему нужно воспользоваться чем-то посерьезнее: киркой, ломом, отбойным молотком, большой дробильной машиной. Учение об усмирении эго (Прапатти-йога) является таким мощным инструментом. И хотя, на первый взгляд, оно может показаться каким-то внешним учением, оно является очень действенным.

Духовный рост связан именно с усмирением ума. Многие считают, что он связан, например, с тем, сколько времени Вы можете просидеть в падмасане или с тем, сколько у вас длится кумбхака: «Если я сижу полтора часа, а ты тридцать минут, то я лучшей йогин, чем ты. Если у меня кумбхака длится три с половиной минуты, а у тебя две с половиной, то я также являюсь лучшим йогином из нас двоих». Другие считают, что иметь осознанные сновидения – показатель продвижения в йоге. Или считают дхьяну показателем. Это, конечно, кое о чем говорит, но все эти показатели частные, локальные. А фундаментальными показателями является именно усмирение ума, усмирение эго, поскольку именно эго – это базовая структура нашего «я», это то, на чем стоит весь мир вообще. Именно эго является причиной нашего неведения, страданий в сансаре, круговорота рождений и смертей. А кумбхака здесь – дело третье, ведь и с кумбхакой в пять минут можно иметь совершенно не усмиренный ум.

Что означает усмирение ума? Это означает, что, как минимум, Вы всегда безмятежны и счастливы; как минимум, Вы поняли принцип отсечения надежд и страхов, и поняли принцип недеяния. Усмирение ума всегда связано с Сахаджьей, созерцательным присутствием: с одной стороны – созерцание, а с другой – усмирение ума. Они всегда идут рядом. Усмирение ума – непростая практика. Не следует думать, будто это что-то легкое: ничего подобного. Иногда медитации, технические практики даются легче, а усмирение ума – сложнее. Это настоящая практика, и в ней нельзя отвлекаться. Очень важно понимать, что духовный прогресс связан именно с усмирением ума и эго.

Если Вы хотите оценить свой прогресс, Вы не думаете о том, открыли ли вы меньше света или больше, перешли ли от первой дхьяны ко второй. Это локальные показатели. Но если вы начнете анализировать усмирение своего ума и спрашивать себя: «Усмиряю я свой ум, сумел я усмирить его или нет?» – вот это настоящий показатель. Вы оглядываетесь назад (на четыре года, на пять лет) и спрашиваете себя: «По-прежнему меня также охватывает гнев, вожделение, нечистое видение, оценочные суждения? По-прежнему я испытываю привязанности, надежды и страхи? По-прежнему я эгоистичен, себялюбив и горд или все-таки что-то во мне меняется?» И вот когда у нас что-то меняется внутри – это, по-настоящему, означает духовный рост. Все техники и методы именно и предназначены для того, чтобы изменилась базовая структура вашего эго.

Одну христианскую монахиню после девяти лет послушания в монастыре спросили: «Есть какие-то результаты? Вы выросли духовно, что-то изменилось? Получили ли вы какие-то опыты?» Она сказала: «Никаких особых опытов я пока не получила, но изменения небольшие есть. По крайней мере, я научилась не осуждать других». Я считаю это большим достижением, и это действительно так. Потому что если вы не осуждаете других, значит, произошла радикальная перестройка тонких уровней вашего сознания. Значит, вы близки к чистому видению.

Часто бывает так, что мы увлекаемся магической, эзотерической, технической стороной садханы или даже тонкой созерцательной стороной. Но, увлекаясь этими методами, мы куда-то забираемся в дебри, нас интересуют такие вещи, может, до которых еще и некоторые мастера не добрались. Например, мы пытаемся раскрыть четвертый уровень видений в Джьоти-йоге. Но это далекое-далекое будущее. Когда вы его раскроете, вы уже станете Буддой к этому времени. Но когда рядом нам товарищ наступает на ногу, у нас вспыхивает гнев и прочее, мы почему-то не думаем о том, как освободиться от этого дурного состояния. Нет смысла увлекаться высокими техниками вместо того, чтобы работать здесь и сейчас с тем, что есть сейчас: с нашими недостатками. Вот это гораздо важнее, потому что если вы усмирите ум, вы до этой стадии дойдете естественно, когда нужно, когда положено.

Но если вы не усмирите эго, ваш ум начнет метаться уже в полугодовом ритрите, и вы не пройдете полугодовой ритрит, годовой и сорок девять дней темный. У вас в уме начнутся большие проблемы, вы не совладаете с видениями, с мыслями, со всем прочим. Это все не сработает. Тонкие кармы внутри обнажатся, и бесы искусят обязательно, введут в обольщение. Потому что практика у нас настоящая, взрослая. Во взрослой практике с детским умом нельзя практиковать. Три года ритрит, год ритрит, сорок девять дней темный ритрит – это взрослая практика очень высокого уровня.

Если во взрослую практику (ежедневную садхану) вы вступаете с детским умом, вы получите эффект подобный тому, как если бы заставили практиковать ребенка. Нельзя во взрослую практику идти с детским умом. Детскому уму нужна детская практика. Взрослому уму нужна взрослая. Такова логика вещей. Тогда надо задуматься: «А какой у меня ум? Взрослый или детский?» – это нужно проанализировать. Если ты критикуешь других – у тебя детский ум. Если у тебя нечистое видение – у тебя детский ум. Если ты себялюбив, эгоцентричен, ну, конечно, у тебя детский ум. Если ты обижаешься – у тебя детский ум. Если ты меньше отдаешь, а больше требуешь себе – у тебя детский ум. Если ты подвержен привязанности – у тебя детский ум. Если ты не понимаешь непостоянства, увязаешь в деталях, в каких-то мелочах, ввязываешься во все сложности, не умея самоосвобождать – это тоже детский ум. Очень важно понять, как из этого детского ума войти во взрослый ум подлинного практика, т.е. в состояние усмиренного ума.

Иногда, приступая к практике с детским умом, мы искренне удивляемся: «Как это у меня не получается?» А ничего удивительного. Если ребенок сядет за штурвал самолета «СТЭЛС» или супернового разведчика «Аврора», или хотя бы самолета «МИГ-31», он, конечно, никакие трюки, сложные элементы: «бочки», петли Нестерова, проделать не сможет, да что уж там говорить, не сможет даже завести машину, потому что у него нет никакой подготовки, а есть детский ум. Учение похоже на такой сложный самолет, и с детским умом невозможно подойти к такому самолету. Нужно воспитывать нужные качества, чтобы научиться для начала этот самолет поднимать в воздух, и тогда уже понемногу набирать высоту.

Иногда люди слишком большое значение придают окружению, другим, смотрят за другими и могут говорить: «Я за этим монахом наблюдал». Тогда возникает вопрос, чем этот человек занимается вообще? Ну, кто давал такое служение – наблюдать за этим монахом? Лучше бы он за своим умом наблюдал. Выходит, он за другим монахом наблюдал, а за своим умом не наблюдал. Ну и что из этого вышло? Разве для этого вы здесь находитесь? Есть кому приглядывать за монахами: управляющий, страж Дхармы, Гуру. Это их служение. Но если ты за кем-то наблюдаешь – это что-то ненормальное, ты просто не тем занимаешься здесь. Об этом тоже надо подумать. Потому что наша первая обязанность – это за своим собственным умом наблюдать.

Усмиренный ум – это тот, который, умело наблюдая за собой, освободил себя от самого себя. Ум надо освобождать. От кого освобождать? От самого себя надо освобождать, потому что ум сам себя держит в клетке.

В одном из священных текстов, который называется «Элам Одре», об усмирении ума говорится следующее:

«Эй, эго! Все зло, произрастающее в этом мире, происходит от тебя. Множество царей и мудрецов создали множество законов и философских учений, чтобы уничтожить тебя. Сколько уже времени стараются они это сделать. Но – увы! Ты, оставаясь невредимым, лишь прячешься, чтобы появляться вновь и вновь. Разве не настало время твоей гибели? Да, конечно настало! Другой субъект взялся убить тебя – это вселенское «Я», именуемое переживанием «Я есмь Брахман».

О эго! Злу, причиняемому тобой, нет предела. Нет для тебя удовольствия больше, чем возвысить себя над другими. Нет для тебя удовольствия больше, чем унизить других. Нет счета твоим вожделениям: чтобы из всех имен тебя называли самым великим, чтобы в твоем облике видели лишь красоту. Чтобы все тебя почитали, чтобы никто тебе не перечил, чтобы все думали, что выше тебя нет ничего. Ох, как ничтожна твоя жизнь! Что за мысли у тебя! Сколько ты творишь зла! При этом ты все же не удовлетворено своими мыслями, тем, что так отделяешь себя от других. Почему?

Да потому, что все это присуще каждому. Какова же твоя доля в том, чем обладают миллионы людей? Раз так, то нечего тебе и думать о подчинении себе всего. Этим только навредишь и себе, и другим. Прислушайся к моему дружескому совету. По правде говоря, тот, кого ты считаешь своим врагом, на самом деле – твой настоящий друг. Ему известно, как привести тебя к подлинному благу и величию. Отдай себя Ему. Он будет милостив к тебе. Он не будет смотреть на тебя как на своего врага. Он – это вселенское «Я». Я есмь Брахман».

Цель пребывания в монастыре, цель ученичества, если вы ученик-мирянин – это достижение святости, т. е. наша задача заключается в том, чтобы достичь определенного состояния святости. Монастырь – это такой «перевалочный пункт» или «аэропорт», с которого можно пойти на небеса, к состоянию святости, а можно снова оказаться в мире людей. Если делать большие ошибки, то можно и в нижний мир скатиться. Духовная практика подобна бизнесу: вы вкладываете капитал, и вам надо хорошо вести свое дело и управлять им, чтобы получать прибыль. А если вы плохо ведете дело, плохо управляете, то вы разоритесь и станете банкротом, несостоятельным. Поэтому нужно так вести свой бизнес, чтобы не стать банкротом, а стать духовным богачом.

Монах не копит материальные богатства, но духовное богатство ему абсолютно необходимо. Стать духовным богачом – это и означает обрести истинную святость, а святость обретается через усмирение эго и через усмирение ума. Если же мы практикуем, но управляем своим делом неумело, то рано или поздно мы обанкротимся, разоримся и принесем мало пользы, как себе, так и окружающим. Если бизнесмены неумело ведут дело, берут большой кредит, большой заем у государства или у частных фирм, а потом у них что-то не получается, то они остаются в долгах. Они не могут отдать даже то, что взяли. И затем они вынуждены скрываться, потому что кредиторы требуют от них: «Верните наши деньги! Куда дели деньги?» Это очень серьезная ситуация, в которую глупый, неопытный, неудачливый бизнесмен попадает. Он не только может обанкротиться, но он создает себе большие проблемы.

В духовной жизни, если мы не усмиряем наше эго, не усмиряем наш ум, то мы, рано или поздно, можем прийти к банкротству, даже если мы изучаем какие-то возвышенные учения. Напротив, если мы усмиряем эго и ум, мы всегда будем иметь «прибыль», и мы будем состоятельными духовными людьми. В конце концов, мы обязательно станем духовно богатыми, духовными олигархами, духовными миллиардерами. Это очень важно понять. Станете вы тем или другим – зависит от усмирения ума и от усмирения эго.

Для начала, когда вы слушаете Учение, очень важно иметь правильную мотивацию. Всегда надо понимать драгоценность получаемого Учения. Существует разница между простой человеческой жизнью и драгоценной. Потому что, именно в драгоценной жизни, мы имеем возможность практиковать Дхарму. Люди, которые не практикуют Дхарму, не обучаются у Учителя, не изучают тексты – их жизнь не драгоценна. Наверно, в этом не надо никого убеждать. Это обыкновенная человеческая жизнь. В ней есть свои радости и страдания, но она обыкновенная, а у вас – драгоценная. Почему? Потому что только тогда, когда мы становимся на путь Дхармы, жизнь становится драгоценной. Драгоценная жизнь не означает предоставление каких-то льгот, вовсе нет. Драгоценная – означает потенциал, возможность, шанс. Как этой возможностью вы воспользуетесь: упустите ее или получите большие духовные дивиденды – от этого зависит по-настоящему, будет она драгоценной или нет.

Драгоценной, по-настоящему, жизнь становится, когда мы обретаем усмирение эго и ума. Каковы признаки усмирения ума? Начальные признаки таковы, что, находясь в любом месте, вы счастливы. Когда вы едите любую еду, вы счастливы. Когда вы носите любую одежду, вы счастливы. В любой ситуации, должности, служении, взаимоотношениях – вы тоже счастливы. Это нельзя назвать полным укрощением ума, но это его начальные признаки. Вы можете проверить себя, насколько ваш ум укрощен и усмирен по мере того, как будите читать эту книгу.

Надо понять, что себялюбивый, эгоистичный ум – это источник страданий, это тот самый большой злой дух, который обкрадывает вас постоянно. Но человек часто этого не понимает. Допустим, если пальто у человека сзади испачкано мелом или краской, и вы ему скажете об этом, то он сразу повернется и, испуганно озираясь, начнет чистить пальто. А если вы скажете, что его ум «испачкан», то человек может даже разъяриться. Он скажет: «Да кто ты такой, чтобы мне указывать! Мой ум вовсе не испачкан, мой ум, как у всех Будд – чист и лучезарен». Человек может серьезно обидеться, потому что все понимают: пальто – это не я. Но когда речь идет об уме, то человек думает: «Я – это и есть мой ум». Этот ум хорошо вводит человека в заблуждение, в иллюзию. Например, ум гневается, а человек думает: «Это я гневаюсь». Или ум привязывается, а человек думает: «Это я привязываюсь». Ум жаждет что-то или ненавидит, а человек думает: «Это я испытываю жажду...» Человек привыкает отождествлять себя с умом.

Подобного рода отождествления приносят большие проблемы. Когда ум приносит проблемы, это значит, что ум – эгоистичный, не усмиренный. Человек, часто не понимая того, что проблема находится в уме, думает, что проблема находится снаружи, что она возникает из-за какого-то места, человека, ситуации. Он начинает думать, как бы эти проблемы решить.

Он мечтает, как он поедет в Индию, святую страну, и достигнет там Просветления. Он приезжает в Индию, но игры его эго по-прежнему продолжаются, потому что его проблемный, двойственный ум также приехал в Индию. И что дальше? Там таких проблемных людей тоже хватает. Некоторые, наоборот, думают приехать в Россию из Индии, чтобы здесь решить свои проблемы. Но все это заблуждения, потому что дело заключается в уме, а не в географии.

Примеры усмирения ума демонстрировали святые, и они говорили, что все есть результат твоей кармы. Карма подобна эху в горах, которое возвращается. Бесполезно считать, что проблемы находятся вовне, и их решение находится вовне – оно находится внутри и заключается в усмирении ума.

Однажды один святой ночевал около монастыря. Подошел пьяный и помочился на него, его не заметив. Святой встал и сказал: «Смотри эго, чего ты заслуживаешь». Тот святой точно усмирил свой ум. Но если бы с нами такое произошло, то мы отреагировали бы совершенно по-другому, потому что наш ум еще не достаточно усмирен.

Задача состоит в том, что надо усмирить этот ум, научиться его усмирять. Более того, надо стать профессионалом усмирения ума, поскольку вы практикуете Учение, которое вокруг этого и вращается. Вы не имеете права делать ошибки в усмирении ума. Допустим, если кто-то всю жизнь занимается фигурным катанием, он должен много знать о фигурном катании. Если кто-то всю жизнь изучает химию, то он может не знать биологию, математику, историю или политику, но уж химию он должен знать наверняка, потому что это его предмет. Если его спрашивают по химии, например, о значении элементов периодической системы Менделеева, а он не в состоянии ответить, то это показывает его полную профессиональную непригодность, несостоятельность.

Таким же образом и мы должны знать свой предмет. А предмет учения Лайя-йоги – это именно предмет усмирения ума. Мы можем не знать какие-то другие вещи, например, плохо танцевать, плохо играть в шахматы или не уметь обращаться с персональным компьютером, не разбираться в каких-то малых дисциплинах, но усмирять ум – это наше обязательное служение, практика.

Почему же так важно усмирять ум? Потому что, если мы имеем усмиренный ум, то мы приобретаем различные, благоприятные качества. Несмотря на то, что мы стараемся отсечь эгоизм, это, в первую очередь, необходимо нам, а не другим. Такие благоприятные качества важны для Освобождения. Если же наш ум не усмирен, то это источник будущих страданий. Это хорошо следует понять.

Самйога

Самйога – это йога равновесия, когда осознавание соединяется с праной, и созерцание не теряется. Каждый из вас знает, что при каких-то обстоятельствах ваш ум может быть безмятежным. Но если ситуация более сильная, сильна сбивающая прана, ум может выйти из-под контроля и перестать быть безмятежным. Все зависит только от ее энергетической силы. Каждое живое существо, каждая ситуация обладает как бы магическим удельным весом, и у каждого существует свой предел, до которого его Самйога может длиться.

Например, у одного человека самйога может продолжаться при ста единицах сбивающей праны, а при ста пятидесяти его самйога разрушится. У другого самйога будет держаться даже тогда, когда сбивающая прана равна двумстам единицам, но если она зашкалит за двести – его самйога даст осечку. Третий, очень опытный практик, может даже во время трехсот чувствовать себя очень хорошо. Но когда речь зайдет о пятистах, его самйога разрушится. Представьте святого, достигшего очень высокого уровня погруженности в единый «вкус». Даже если сбивающая прана или удельный магический вес ситуации окажется три тысячи, пять тысяч единиц – он будет только улыбаться, как ни в чем не бывало. Его самйога не разрушится. Представьте божество, просветленное, как Индра, Сурья, Сома, Брихаспати. Их самйога может прекрасно себя чувствовать при двадцати-тридцати тысячах.

Если подниматься так дальше по иерархии, то для Брахмы это может быть миллионы единиц сбивающей праны, самйога Брахмы неразрушима.

Состояние самйоги сравнивают еще с состоянием змеи, когда во рту у нее пляшет лягушка. Змея олицетворяет принцип осознавания, а лягушка олицетворяет принцип внешней энергии. Когда змея загипнотизировала лягушку и начала ее пожирать, она остановилась и замерла на некоторое время. В это время у нее на языке пляшет лягушка. Змея не пожирает лягушку, но и лягушка не убегает – они находятся в единстве. Но чтобы лягушка не сбежала, а плясала у нее на языке, змея должна замереть и быть очень внимательной.

Самйога – это такое состояние, когда вы находитесь как бы в замершем состоянии созерцания. Энергия «пляшет» у вас на языке и самоосвобождается. Пляшет – означает самоосвобождается. Змея не заглатывает лягушку, потому что заглотить лягушку – означает впустить в себя энергию и отождествиться с ней. Но она ее и не выплевывает, потому что это означает не интегрировать энергию. Они находятся в таком динамическом равновесии, самйоге.

По-настоящему иметь безмятежный ум – означает умение пребывать в самйоге, благодаря искусству созерцательной интеграции. Если вы культивируете искусственную безмятежность – это не самйога. Это псевдо-безмятежность. Может быть, вы вовне будете выглядеть, как голливудский актер, но внутри вас будут «раздирать на части» внутренние противоречия.

Настоящая безмятежность святого основана на умении выполнять самйогу. Если есть какая-то ситуация, то вы находитесь в созерцании, и вы открываетесь этой ситуации или объединяетесь с этой энергией. Вы сразу ее оцениваете с точки зрения самйоги: оцениваете, сможете удержать самйогу в этой ситуации или нет. И если в этой ситуации вы теряете самйогу – от такой ситуации вам следует держаться подальше. Нужно просто беречь свое осознавание. Но в любом случае безмятежный ум остается.

Другое благоприятное качество ума – это сила, сильный ум. Например, если у человека сильный ум, он всегда может добиваться своей цели. Любые обстоятельства он рассматривает как средство тренировки своего ума. Он не рассматривает их как проблему. Скорее, он думает, что сложная ситуация – это способ потренировать свой ум. Он из всего может извлекать пользу. Слабый ум быстро тушуется, он быстро впадает в неправильное состояние.

Откуда появляется это благоприятное качество – сила ума? Кроме навыков тренировки, оно появляется благодаря внутренней безмятежности. Потому что когда безмятежность и созерцательность накапливаются, сила ума открывается сама собой.

«Внешне они совершают самые разнообразные действия, но внутренне – спокойны и расслаблены. Они любят исследовать смысл писаний. Знают, кто есть кто, кто чего стоит, и кто чего достиг. Они знают, что принять и от чего отказаться. Их действия соответствуют ситуации. Они избегают запрещенных действий. Наслаждаются хорошим обществом. Поклоняются цветами мудрости всем тем, кто ищет их общества и их учения. Они забирают у людей их печали и страдания, они добры и мягки. Но когда правители страны становятся неправедными и жестокими, они стряхивают их, как землетрясение трясет гору».

Благоприятные качества ума: безмятежный, сильный, чистый, ясный и преданный ум. Если нет самйоги, то ум будет нечистым, вместо ясности – будет неясность трех видов: тупой, запутанный и имеющий ложное воззрение ум. Вместо преданного ума – ум будет эгоистичным, себялюбивым. Пять благоприятных качеств и пять неблагоприятных – это два полюса: плюс и минус. Перейдем мы в состояние благоприятных качеств или неблагоприятных, зависит от самйоги. Когда равновесие, баланс энергии и осознавания сохраняется, мы всегда переходим в благоприятные качества ума. Когда самйога разрушается, то в нас нарастают неблагоприятные качества.

Самйога соединяет белую и красную каплю, в центральном канале они смешиваются. Самйога соединяет внутреннее и внешнее пространство. Если у вас есть минимум самйоги, то объекты будут для вас сестрой или матерью, а в лучшем случае – лестницей. Если же самйога теряется, вы движетесь в сторону восприятия объектов как мирской супруги. Показатель самйоги – это ртутный столбик градусника, который показывает норму вашей осознанности, ее наличие или отсутствие.

Когда вы практикуете шамбхави-мудру, у вас устанавливается некий баланс, равновесие между внутренним и внешним пространством. Ваша задача, чтобы этот баланс увеличивался, не терялся, а, наоборот, накапливался. Тогда благоприятные качества ума будут развиваться естественно.

Например, вы разговариваете. Если вы хорошо объединяетесь, и с разговором проявляется самйога – разговор будет благоприятен для вас, вы извлечете вспышку ясности из самого разговора, или позволите собеседнику пережить вспышку ясности. Если же самйога во время разговора теряется – вы почувствуете опустошение.

Если у вас есть самйога во время служения, то служение будет давать радость, будет углубляться ваша самоотдача и присутствие. Вы будете чувствовать наполнение праной. Если есть самйога, когда вы рассматриваете какую-либо картину, янтру, закат – то в процессе рассматривания картины, вы будете получать даршан. Это как излияние Ануграхи. Если вы слушаете музыку, и самйога выполняется правильно – вы будете чувствовать, как музыка вибрирует в ваших каналах, отзывается в анахата-чакре, ветры втягиваются в сушумна-нади. Это будет давать прозрение. Если во время коллективной практики у вас есть самйога – вы будете тоже чувствовать тонкое наполнение праной и распахнутость ума.

Если самйоги нет, это означает, что все действия выполняются умственно, как формальная практика. Истинный йогин живет осторожно, ходит крадучись, говорит аккуратно. Он как охотник, как тигр, который очень тщательно избирает свой маршрут, так, чтобы не сбить свою самйогу, чтобы нигде ее не потерять. Поэтому так важно быть внимательными, осторожными. Конечно, если вы мастер самйоги, вы можете как угодно смеяться, и самйога не разрушится. Вы можете просто объединяться, как в садхане «смех гневных божеств». Но если вы говорите возбужденно, размахивая руками, смеетесь, полностью потеряв осознанность – самйоги нет, и вы просто опустошаете себя.

Мастерство самйоги должно проникнуть в каждый жизненный аспект. Тогда все аспекты вашей жизни становятся искусством, ритуалом, плавным созерцанием. Все, чтобы вы ни делали, становится похожим на чайную церемонию. Чайная церемония выполняется в глубоком сосредоточении, плавно, без спешки, в безмятежности, отпускании себя. Это уже искусство, как игра. Плавность и безмятежность в результате самйоги проникает куда угодно – на кухню: в мытье тарелок, в приготовление прасада, в уборку. Ваше созерцание длиться непрерывно, постепенно наращиваясь и углубляясь.

Мотивация

Очень правильно в начале практики породить правильную мотивацию. Без правильной мотивации бесполезно сидеть на лекции. Мотивация очень важна. Если у вас правильная, глубокая мотивация, вы по-настоящему будете получать прозрение, микровспышки просветления. Напротив, если мотивация не выработана, то для вас это становится рутиной, привычным ритуалом – пойти послушать лекцию. Такая мотивация вам пользы не принесет.

Потому что когда мы соприкасаемся с Дхармой – это всегда вопрос нашей жизни и смерти, нашего будущего. Мы можем или извлечь за это время что-то для себя полезное, или просто пропустить суть мимо ушей.

Представьте некоего бедняка, который живет впроголодь, а затем он куда-то приходит, и ему дают некоторую драгоценность. У бедняка есть сильная мотивация получить эту драгоценность. Если мы будем воспринимать Дхарму всегда с правильной мотивацией, она будет глубоко проникать в нас и будет правильно работать.

Часто учителя сознательно ограничивают свое проявление, стараясь давать Дхарму дозировано, наполовину убирая свою шакти. Это делается потому, что ученики сами должны выработать мотивацию, выработать собственное понимание. Такое собственное понимание – и есть мотивация. Даже если Гуру не демонстрирует чудеса, не дает вам неконцептуальные передачи (шактипаты), а дает просто обычные лекции по философии на приглушенном тоне в своем стиле, то, обладая верной мотивацией, вы будете очень много получать. Каждый день станет какой-то вспышкой сознания.

Рама спросил: «Этот мир подобен лиане на дереве Высшего существа. Как найти в ней тех, кто видит окончательную истину, исследовав прошлое и будущее?» Васиштха ответил: «В каждом обществе есть мудрые, чье милосердие – свет в этом мире. Все люди скитаются, несомые как сухая трава, в океане сансары. Забыв о своей сущности, обитатели рая горят в огне удовольствий. Заблуждающиеся демоны побеждаются своими врагами – богами, и падают в ад. Небесные музыканты не вдыхают даже запаха мудрости, потерявшись в наслаждении собственной музыки. Небожители не уважают мудрых. Поддерживая ученость, они полны гордости. Полубоги считают себя бессмертными и демонстрируют свою ловкость и силу перед старыми и больными людьми. Демоны, ракшасы живут в невежестве. Приведения интересуются только тем, чтобы не давать покоя людям. Жители преисподней инертны и несознательны. Демоны, асуры – больше подобны червям, обитающим в земляных норах. Как они могут обрести мудрость? Даже люди ограничены и мелочны. Они интересуются только мелочами жизни. Проводят свое время в стремлении к дурным желаниям. Они не соприкасаются с тем, что хорошо и мудро для всех, соблазняются своими желаниями, тщеславием и сбиваются с пути порядка и мудрости. Класс людей, называемых йогами, которые практикуют черную магию, попадают в ловушку пагубных страстей: пристрастию к вину и развлечениям, подобно невежественным людям.

Среди богов есть освобожденные существа: Вишну, Брахма, Рудра и другие. Есть они и среди правителей: Кашьяпа, Нарада, Санаткумара; среди демонов: Хираньякша, Бали, Прахлада; среди ракшасов: Випхишана, Прохастха, Индраджет; среди нагов: Такшака и другие. Освобожденные есть и в других пространствах. Даже среди людей они тоже есть, но исключительно редки. Существует миллионы существ, но освобожденных очень мало».

Васиштха здесь дает наставления о двух классах людей: освобожденных и связанных (мукти и бандхи). Бандхи, или бандхика, дживабандхика, еще называют дуратма или дурбуддхи. Дурбуддхи – это извращенная воля. Дуратма – заблуждающаяся душа. Это такая душа, которая, забыв свою сущность, мыслит категориями «я есть тело», сиюминутными делами, которая не понимает закона кармы и того, что за причинами идут следствия. Не понимает временного положения вещей. Это та душа, которая поглощена сиюминутным состоянием и стремится к сиюминутным удовольствиям. Это происходит из-за сильного отождествления с телом, из-за неясности, запутанности ума.

Все непрактикующие пребывают в таком состоянии дурбуддхи, извращенной воли. Почему воля извращена? Буддхи сам по себе – это чистый кристалл, отсвечивающий светом Атмана. Но из-за того, что он связался с понятийным умом (манасом), эго (ахамкарой), телом, энергиями (пранами), внешним миром – он заблудился, запутался. Эта воля не знает, куда ей направлять себя, куда идти. Она подобна такому паруснику, который под действием переменного ветра носит туда-сюда.

Васиштха говорит, что освобожденных душ, на самом деле, мало, сансара состоит из большого количества не освобожденных душ. Каждая из них, в меру своего развития, имеет дурбуддхи, такую извращенную волю. Эта извращенная воля основана на ахамкаре – на эго, на себялюбии, на чувстве самости. Поэтому самая главная задача духовной практики – это усмирение ума, усмирение эго и отсечение отождествления с ним. Не усмиренный ум, не усмиренное эго – источник страданий в этой жизни и в будущих. Когда ум усмиряется, наступает счастье Освобождения.

Был один духовный учитель, к которому многие люди приходили за благословениями. Однажды к нему пришел пожилой йог за благословениями. Этот учитель насмотрелся на многих людей и подумал с сарказмом: «Это, наверно, из тех йогов-саньяси, которые провели всю жизнь в каких-то отвлечениях, не практиковали серьезно, а когда пришло время уже оставлять тело, они начинают дрожать и пугаться. Молят потом, чтобы какой-нибудь учитель благословил их, чтобы они получили высшее рождение, чтобы унять свои страхи. Это, наверное, один из таких неудачливых саньясинов». Когда пожилой йог пришел к этому Гуру, учитель спросил: «Какое ты хочешь получить благословение?» Йог ответил: «Я прошу у тебя благословения родиться в самом нижнем аду. Я уже побывал во всех адах: и в холодных, и в горячих, во время медитации, а вот в самом нижнем – еще не был. Я подумал, что моей силы не хватает туда опуститься. Только твое благословение и твоя милость мне помогут в этом». Учитель очень сильно удивился и подумал, что перед ним действительно настоящий практик, подлинный практик, который развил чувство единого «вкуса». Он действительно тот йог, который усмирил свой ум, для которого и самый нижний ад покажется гневной мандалой, и он сам станет играющим божеством в ней.

Васиштха продолжил:

«Враги божественного: жадность, невежество и другие, сильно ослаблены в мудрых людях, которые полны бесстрастия и находятся в высшем состоянии. Они не поддаются пустым восторгам и раздражениям, не вовлечены ни во что и не берут ничего. Они не раздражают людей и не раздражаются ими. Не атеисты, но и не слепые поклонники традиционной веры. Они не занимаются ужасными практиками, даже если это указывается в писаниях. Их действие и поведение полны здравого смысла и благожелательности, мягки и исполнены любви. Они смягчают сердца окружающих, указывают мудрый путь. Мгновенно и спонтанно видят, что является лучшим в данной ситуации».

Такие живые существа, которые смогли усмирить ум и освободиться от эгоизма и себялюбия, обладают благоприятными качествами. Их умы безмятежны, сильны, чисты, ясны и преданы. Безмятежный ум означает, что какое бы событие не произошло, такой человек не покинет равновесия. Он воспринимает все равностно, продолжая оставаться в созерцании. Его самйога не прерывается, созерцание течет непрерывно.

Методы усмирения ума

Для чего следует применять методы? Одна практикующая как-то спросила: «А что дает усмирение ума?» И для нас очень важно понять, что дает усмирение ума. Это дает то, что наши неблагоприятные качества понемногу исчезают, и появляются пять благоприятных качеств. Это нужно, в первую очередь, нам, а не другим: изменить ум, мотивацию, обрести веру, открыть сердце всем живым существам.

Cлужение

Очень важно понять служение как принцип. Часто этот принцип не понимается, и оно воспринимается как какие-то действия, как работа. Служение означает – проводить не свою волю, а волю силы, которая тебя превосходит. Если проведение этой воли существует, то ты действуешь правильно, и это можно назвать служением.

Например, вам дается служение в какой-нибудь мандале, и в этой мандале есть тот, кто является ее руководителем, т.е. ее мандалешваром. Принцип служения заключается в том, что вы стараетесь делать так, чтобы мандалешвар был вами доволен. Если вы не берете в расчет мандалешвара и начинаете делать что-то сами, даже если вы это очень хорошо делаете, но мандалешвар не доволен вами – это нельзя назвать принципом служения, потому что существует принцип эго, действия происходят от эго и ахамкары.

Следует хорошенько усвоить, что если вы действуете так, что мандалешвар доволен вашими качествами, то это можно назвать служением. Если вы что-то делаете, но это не нравится мандалешвару, то это не служение, а кармическая деятельность, исходящая от эго. Очень важно это понять. Поскольку принцип служения означает проведение определенной духовной силы через себя, принцип служения не означает действия от себя. Когда вы так действуете – это можно назвать служением.

Смирение и послушание

Другой принцип, позволяющий усмирить ум – это смирение, послушание. Смирение, послушание – это один из лучших способов, который вот это непослушное, себялюбивое, эгоцентричное эго может быстро поставить на место. Великие святые придавали большое значение этому. Например, христианский святой Франциск Ассизский был настолько смиренен, что он, будучи главой ордена, поставил над собой какого-то молодого монаха, чтобы тот давал ему служение, говорил, что делать, хотя сам он являлся его Гуру. Он отчитывался перед этим монахом во всех мелочах. Он дал служение молодому монаху быть для него мандалешваром, чтобы эго Франциска Ассизского могло быть отброшено.

Есть такая притча. К учителю пришли несколько учеников. Три месяца он не общался с ними, не разговаривал и не передавал никаких учений. Спустя три месяца он их позвал и сказал: «Сейчас я дам вам испытательное задание. Задание таково: вот верблюд, надо подойти к этому ве<

Наши рекомендации