Тема 4.3. Глобальные проблемы человечества

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определите понятие «глобальные проблемы человечества» и отличите его от понятия «общечеловеческие проблемы».

2. Опираясь на рекомендованную литературу, выявите основания классификации глобальных проблем человечества.

3. Рассмотрите возможные пути решения глобальных проблем человечества.

4*. Определите роль философии в решении глобальных проблем.

5*. Выявите сущность определения «цивилизационный тупик».

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Современное общество как цивилизация и проблемы ее развития.

2. Футурология и типы социальных прогнозов.

3. Философские концепции будущего.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

практическому занятию

Уяснение данной темы начинается с определения понятия «современное общество как цивилизация», что предполагает различение глобальных и общечеловеческих проблем, выявление причин возникновения глобальных проблем во второй половине ХХ в., определение роли философии в решении глобальных проблем, подходов к их пониманию, и определению способов их классификации.

Важно понять, что общество как цивилизация – это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в систем норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной и духовной. При этом следует рассмотреть критерии цивилизационного развития общества.

Все это позволяет составить представление о возможных путях решения глобальных проблем человечества, что потребует изучения дополнительной литературы в области футурологии, поиска вариантов выхода из цивилизационного тупика, в котором оказалось человечество.

Специального анализа требуют основные философские концепции будущего: экопессимистические и технооптимистические.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2007.

Дополнительная литература

1. Журналы: «Вопросы философии». «Вестник МГУ». Серия: философия. «Социально-гуманитарные знания». «Социологические исследования».

2. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. – М.: Инфра-М, 2009. – 743 с.

3. Философия : учеб. пособие / отв. ред. В. П. Кохановский. - 12-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 576 с.

4. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с.

5. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

7. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоят основные особенности глобальных проблем?

2. В чем причина появления глобальных проблем во второй половине ХХ века?

3. Какова роль философии в понимании и решении глобальных проблем?

4. Какие Вы знаете подходы к пониманию глобальных проблем?

5. Какие способы классификации глобальных проблем Вы знаете?

6. Какие Вы знаете пути решения глобальных проблем?

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ (ЭССЕ)

1. Религия и философия. Особенности религиозной философии.

2. Моральное сознание и нравственность.

3. Моральные ценности: преходящее и вечное; групповое и общечеловеческое.

4. Функции морали в жизни общества и личности.

5. Мораль и право.

6. Мораль и религия

7. Мораль и философия. Этика - философское учение о морали.

8. Мораль и наука. Этические нормы и ценности науки.

9. Объективное и субъективное в историческом творчестве людей.

10. «Формационный» и «цивилизационный» подходы к изучению все­мирно-исторического процесса.

11. Роль личностей и народных масс в истории.

12. Революционные и эволюционные изменения в обществе, их соотношение.

13. Общественное развитие: диалектика прогрессивного и регрессивного.

14. Философия истории в поисках смысла истории.

15. Социальное прогнозирование, его задачи, методы и трудности.

16. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.

2. Социально-исторические условия возникновения философии.

3. Состав и структура философского знания.

4. Методы философского познания.

5. Социальные функции философии.

6. Философия и мифология.

7. Философия Демокрита.

8. Софисты и Сократ.

9. Онтология Платона.

10. Гносеология Платона.

11. Учение Платона об идеальном государстве.

12. Онтология Аристотеля.

13. Гносеология и логика Аристотеля.

14. Социально-политические взгляды Аристотеля.

15. Теоцентризм средневековой философии.

16. Духовная эволюция А. Августина.

17. П. Абеляр о нравственности христианина.

18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.

19. Ф. Аквинский - классик схоластической философии.

20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.

21. Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении.

22. Рационализм Р. Декарта.

23. Гносеология Дж. Локка.

24. Социально-политические взгляды Т. Гоббса.

25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ.

26. Пантеизм Б. Спинозы.

27. Этика Б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости.

28. Философия Французского Просвещения XVIII века.

29. Гносеология И. Канта

30. Этическое учение И Канта.

31. Логическое учение Г. Гегеля.

32. Философия истории Г. Гегеля.

33. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

34. Л Фейербах как критик христианства.

35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз?

36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории.

37. Вклад В. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии.

38. Основные идеи позитивизма.

39. Основные идеи прагматизма.

40. Философия А. Шопенгауэра.

41. Философия Ф. Ницше.

42. Феноменология Э. Гуссерля.

43. Ж.-П. Сартр и проблема свободы.

44. Проблема смысла жизни в философии А. Камю.

45. Э. Фромм: «иметь или быть?».

46. Теория цивилизаций А. Шпенглера.

47. К. Ясперс о смысле истории.

48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель.

49. Философские взгляды Н. Чернышевского.

50. Философия истории Л. Н. Толстого.

51. Метафизика «всеединства» В. Соловьева.

52. Персонализм Н. Бердяева.

53. Н. Бердяев об истоках и смысле русского коммунизма.

54. 3. Фрейд о структуре человеческой психики.

55. Религиозная картина мира.

56. Натуральная философия как составная часть философского мировоззрения.

57. Современная научная картина мира.

58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании.

59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания.

60. Общество как сверхбиологическая реальность.

61. Гражданское общество и государство.

62. Культура и общество.

63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы.

64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли.

65. Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли.

66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода.

67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы.

68. Социально-экономическая структура общества.

69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.

70. Соотношение биологического и социального в человеке.

71. Личность и общество в историческом развитии.

72. Диалектика прав и обязанностей человека.

73. Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей.

74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении.

75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения.

76. Проблема сознания в философии.

77. Сознание и язык.

78. Проблема идеального.

79. Сознание и самосознание.

80.Сознание и бессознательное.

81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема.

82. Творческая активность сознания.

83. Загадочные явления человеческой психики и сознания.

84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению.

85. Идеология и ее социальные функции.

86. Специфика обыденного сознания.

87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании.

88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании.

89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли.

90. Интуиция и ее роль в познании.

91. Познание и понимание; основные проблемы герменевтики.

92. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Знание и ценности.

93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли.

94. Проблема природы категорий в истории философии.

95. Диалектико-материалистический метод мышления.

96. Диалектика качества и количества в бытии и в познании.

97. Диалектика содержания и формы в бытии и в познании.

98. Диалектика возможности и действительности в бытии и в познании.

99. Диалектика причины и следствия в бытии и в познании.

100. Диалектика необходимости и случайности в бытии и в познании.

101. Диалектика единичного и общего в бытии и в познании.

102. Диалектика абстрактного и конкретного в бытии и в познании.

103. Проблема противоречия в истории философской мысли.

104. Диалектическая и формальная логики.

105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм.

106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.

107. Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности.

108. Формы и методы научного познания.

109. Проблема, гипотеза и теория - формы бытия научного знания.

110. Методы эмпирического познания.

111. Методы теоретического познания.

112. Общенаучные методы познания.

113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь.

114. Наука и паранаука.

115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира.

116. Художественный образ и научное понятие.

117. Роль искусства в жизни общества и личности.

118. Искусство и философия.

119. Основные элементы религиозного системного комплекса.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Функции науки в жизни общества.

2. Наука и техника; основные этапы развития их взаимоотношения.

3. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция.

4. Сциентизм и антисциентизм.

5. Техницизм и технофобия.

6. Наука и философия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Философия древней и средневековой Индии.

2. Философия древнего и средневекового Китая.

3. Ионийская философия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).

4. Пифагор и пифагорейская школа.

5. Элеаты (Парменид, Зенон).

6. Эмпедокл и Анаксагор.

7. Софисты и Сократ.

8. Левкипп и Демокрит.

9. Философское учение Платона.

10. Философское учение Аристотеля.

11. Философия эллинизма (стоики и скептики).

12. Философия эллинизма (Эпикур и его последователи).

13. Неоплатоники (Плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих).

14. Теоцентризм средневековой философии.

15. Апологетика и патристика.

16. Учение Августина Аврелия.

17. Схоластика, логика и этапы ее развития.

18. Воззрения Фомы Аквинского.

19. Философия средневекового Востока (Аль-Фараби, Ибн - Рушд,

Ибн-Сина).

20. Натурфилософские идеи возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно).

21. Леонардо да Винчи, Телезио - предвестники научной революции.

22. Реформация и ее деятели.

23. Научная революция 17 века (Галилей, Ньютон, Кеплер, Гарвей и др.).

24. Философия Нового Времени (Ф. Бекон и Р. Декарт. Эмпиризм и ра­ционализм).

25. Социальная философия Т. Гоббса.

26. Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии).

27. Французский материализм (П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро).

28. Эмпиризм Д. Локка и субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.

29. Монадология Г. Лейбница и монизм Б. Спинозы.

30. И. Кант и кантианство.

31. Г. Фихте, Ф.М. Шеллинг.

32. Г. В. Ф.Гегель и гегельянство.

33. Л. Фейербах, младогегельянцы, К. Маркс.

34. Философия марксизма и современности.

35. Исторические формы позитивизма.

36. Иррационализм и его формы.

37. Экзистенциализм.

38. Неокантианство, гуссерлианство, герменевтика.

39. Неотомизм и другие формы современной религиозной философии.

40. Традиции и особенности русской философии.

41. Нестяжатели и иосифляне.

42. Философские идеи М.В. Ломоносова иА.Н. Радищева.

43. Славянофилы и западники.

44. «Серебряный век» русской философии.

45. Софистические течения русской религиозной философии.

46. Русский космизм.

47. Русский марксизм.

48. Предмет и специфика философии.

49. Мировоззрение и философия.

50. Мифология и философия.

51. Наука, религия и философия.

52. Социально - исторические условия возникновения философии.

53. Основной вопрос философии и философские школы.

54. Философский смысл проблемы бытия.

55. Формы бытия. Специфика социального бытия.

56. Категория материи.

57. Идеальное и материальное.

58. Деятельностная сущность сознания.

59. Развитие, движение, изменение.

60. Диалектика и метафизика.

61. Догматизм, формализм, схоластика, эклектика, волюнтаризм и софистика как альтернативы диалектики.

62. Принципы диалектики.

63. Законы диалектики.

64. Система категорий диалектики.

65. Единство диалектики, логики и теории познания.

66. Гносеология (эпистемология) в системе философского знания.

67. Объект и субъект познания, их диалектика.

68. Чувственное и рациональное познание.

69. Истина: ее формы, основания и критерии.

70. Структура и логика научного познания.

71. Понятие «общество».

72. Общество как система.

73. Источники и движущие силы развития общества.

74. Многообразие исторического процесса.

75. Критерии общественного прогресса.

76. Понятие «общественно - экономическая формация».

77. Понятие «культура».

78. Цивилизация как культура.

79. Характеристика современной эпохи.

80. Типовая структура сфер жизни.

81. Идеология и формы общественного сознания в их взаимодействии.

82. Философская антропология.

83. Соотношение биологического и социального в человеке.

84. Жизнь и смерть как философская проблема.

85. Личность как продукт общественных отношений и деятельности.

86. Структура и динамика личности.

87. Человек, личность, индивид, индивидуальность.

88. Свобода и ответственность личности.

89. Философское определение смысла жизни.

90. Типы глобальных проблем современности.

91. Экологические проблемы.

92. Социальные проблемы.

93. Комплексные глобальные проблемы.

94. Глобальные проблемы и будущее цивилизации.

* Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной и заочной формы обучения

Наши рекомендации