Тема 4.3. Глобальные проблемы человечества
I. Задания для самостоятельной работы
1. Определите понятие «глобальные проблемы человечества» и отличите его от понятия «общечеловеческие проблемы».
2. Опираясь на рекомендованную литературу, выявите основания классификации глобальных проблем человечества.
3. Рассмотрите возможные пути решения глобальных проблем человечества.
4*. Определите роль философии в решении глобальных проблем.
5*. Выявите сущность определения «цивилизационный тупик».
II. План практического занятия
(Форма обучения: очная)
1. Современное общество как цивилизация и проблемы ее развития.
2. Футурология и типы социальных прогнозов.
3. Философские концепции будущего.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию
Уяснение данной темы начинается с определения понятия «современное общество как цивилизация», что предполагает различение глобальных и общечеловеческих проблем, выявление причин возникновения глобальных проблем во второй половине ХХ в., определение роли философии в решении глобальных проблем, подходов к их пониманию, и определению способов их классификации.
Важно понять, что общество как цивилизация – это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в систем норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной и духовной. При этом следует рассмотреть критерии цивилизационного развития общества.
Все это позволяет составить представление о возможных путях решения глобальных проблем человечества, что потребует изучения дополнительной литературы в области футурологии, поиска вариантов выхода из цивилизационного тупика, в котором оказалось человечество.
Специального анализа требуют основные философские концепции будущего: экопессимистические и технооптимистические.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.
2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2007.
Дополнительная литература
1. Журналы: «Вопросы философии». «Вестник МГУ». Серия: философия. «Социально-гуманитарные знания». «Социологические исследования».
2. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. – М.: Инфра-М, 2009. – 743 с.
3. Философия : учеб. пособие / отв. ред. В. П. Кохановский. - 12-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 576 с.
4. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с.
5. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
7. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем состоят основные особенности глобальных проблем?
2. В чем причина появления глобальных проблем во второй половине ХХ века?
3. Какова роль философии в понимании и решении глобальных проблем?
4. Какие Вы знаете подходы к пониманию глобальных проблем?
5. Какие способы классификации глобальных проблем Вы знаете?
6. Какие Вы знаете пути решения глобальных проблем?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ (ЭССЕ)
1. Религия и философия. Особенности религиозной философии.
2. Моральное сознание и нравственность.
3. Моральные ценности: преходящее и вечное; групповое и общечеловеческое.
4. Функции морали в жизни общества и личности.
5. Мораль и право.
6. Мораль и религия
7. Мораль и философия. Этика - философское учение о морали.
8. Мораль и наука. Этические нормы и ценности науки.
9. Объективное и субъективное в историческом творчестве людей.
10. «Формационный» и «цивилизационный» подходы к изучению всемирно-исторического процесса.
11. Роль личностей и народных масс в истории.
12. Революционные и эволюционные изменения в обществе, их соотношение.
13. Общественное развитие: диалектика прогрессивного и регрессивного.
14. Философия истории в поисках смысла истории.
15. Социальное прогнозирование, его задачи, методы и трудности.
16. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.
2. Социально-исторические условия возникновения философии.
3. Состав и структура философского знания.
4. Методы философского познания.
5. Социальные функции философии.
6. Философия и мифология.
7. Философия Демокрита.
8. Софисты и Сократ.
9. Онтология Платона.
10. Гносеология Платона.
11. Учение Платона об идеальном государстве.
12. Онтология Аристотеля.
13. Гносеология и логика Аристотеля.
14. Социально-политические взгляды Аристотеля.
15. Теоцентризм средневековой философии.
16. Духовная эволюция А. Августина.
17. П. Абеляр о нравственности христианина.
18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.
19. Ф. Аквинский - классик схоластической философии.
20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.
21. Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении.
22. Рационализм Р. Декарта.
23. Гносеология Дж. Локка.
24. Социально-политические взгляды Т. Гоббса.
25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ.
26. Пантеизм Б. Спинозы.
27. Этика Б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости.
28. Философия Французского Просвещения XVIII века.
29. Гносеология И. Канта
30. Этическое учение И Канта.
31. Логическое учение Г. Гегеля.
32. Философия истории Г. Гегеля.
33. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
34. Л Фейербах как критик христианства.
35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз?
36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории.
37. Вклад В. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии.
38. Основные идеи позитивизма.
39. Основные идеи прагматизма.
40. Философия А. Шопенгауэра.
41. Философия Ф. Ницше.
42. Феноменология Э. Гуссерля.
43. Ж.-П. Сартр и проблема свободы.
44. Проблема смысла жизни в философии А. Камю.
45. Э. Фромм: «иметь или быть?».
46. Теория цивилизаций А. Шпенглера.
47. К. Ясперс о смысле истории.
48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель.
49. Философские взгляды Н. Чернышевского.
50. Философия истории Л. Н. Толстого.
51. Метафизика «всеединства» В. Соловьева.
52. Персонализм Н. Бердяева.
53. Н. Бердяев об истоках и смысле русского коммунизма.
54. 3. Фрейд о структуре человеческой психики.
55. Религиозная картина мира.
56. Натуральная философия как составная часть философского мировоззрения.
57. Современная научная картина мира.
58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании.
59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания.
60. Общество как сверхбиологическая реальность.
61. Гражданское общество и государство.
62. Культура и общество.
63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы.
64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли.
65. Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли.
66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода.
67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы.
68. Социально-экономическая структура общества.
69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.
70. Соотношение биологического и социального в человеке.
71. Личность и общество в историческом развитии.
72. Диалектика прав и обязанностей человека.
73. Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей.
74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении.
75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения.
76. Проблема сознания в философии.
77. Сознание и язык.
78. Проблема идеального.
79. Сознание и самосознание.
80.Сознание и бессознательное.
81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема.
82. Творческая активность сознания.
83. Загадочные явления человеческой психики и сознания.
84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению.
85. Идеология и ее социальные функции.
86. Специфика обыденного сознания.
87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании.
88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании.
89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли.
90. Интуиция и ее роль в познании.
91. Познание и понимание; основные проблемы герменевтики.
92. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Знание и ценности.
93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли.
94. Проблема природы категорий в истории философии.
95. Диалектико-материалистический метод мышления.
96. Диалектика качества и количества в бытии и в познании.
97. Диалектика содержания и формы в бытии и в познании.
98. Диалектика возможности и действительности в бытии и в познании.
99. Диалектика причины и следствия в бытии и в познании.
100. Диалектика необходимости и случайности в бытии и в познании.
101. Диалектика единичного и общего в бытии и в познании.
102. Диалектика абстрактного и конкретного в бытии и в познании.
103. Проблема противоречия в истории философской мысли.
104. Диалектическая и формальная логики.
105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм.
106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.
107. Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности.
108. Формы и методы научного познания.
109. Проблема, гипотеза и теория - формы бытия научного знания.
110. Методы эмпирического познания.
111. Методы теоретического познания.
112. Общенаучные методы познания.
113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь.
114. Наука и паранаука.
115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира.
116. Художественный образ и научное понятие.
117. Роль искусства в жизни общества и личности.
118. Искусство и философия.
119. Основные элементы религиозного системного комплекса.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Функции науки в жизни общества.
2. Наука и техника; основные этапы развития их взаимоотношения.
3. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция.
4. Сциентизм и антисциентизм.
5. Техницизм и технофобия.
6. Наука и философия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Философия древней и средневековой Индии.
2. Философия древнего и средневекового Китая.
3. Ионийская философия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).
4. Пифагор и пифагорейская школа.
5. Элеаты (Парменид, Зенон).
6. Эмпедокл и Анаксагор.
7. Софисты и Сократ.
8. Левкипп и Демокрит.
9. Философское учение Платона.
10. Философское учение Аристотеля.
11. Философия эллинизма (стоики и скептики).
12. Философия эллинизма (Эпикур и его последователи).
13. Неоплатоники (Плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих).
14. Теоцентризм средневековой философии.
15. Апологетика и патристика.
16. Учение Августина Аврелия.
17. Схоластика, логика и этапы ее развития.
18. Воззрения Фомы Аквинского.
19. Философия средневекового Востока (Аль-Фараби, Ибн - Рушд,
Ибн-Сина).
20. Натурфилософские идеи возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно).
21. Леонардо да Винчи, Телезио - предвестники научной революции.
22. Реформация и ее деятели.
23. Научная революция 17 века (Галилей, Ньютон, Кеплер, Гарвей и др.).
24. Философия Нового Времени (Ф. Бекон и Р. Декарт. Эмпиризм и рационализм).
25. Социальная философия Т. Гоббса.
26. Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии).
27. Французский материализм (П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро).
28. Эмпиризм Д. Локка и субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.
29. Монадология Г. Лейбница и монизм Б. Спинозы.
30. И. Кант и кантианство.
31. Г. Фихте, Ф.М. Шеллинг.
32. Г. В. Ф.Гегель и гегельянство.
33. Л. Фейербах, младогегельянцы, К. Маркс.
34. Философия марксизма и современности.
35. Исторические формы позитивизма.
36. Иррационализм и его формы.
37. Экзистенциализм.
38. Неокантианство, гуссерлианство, герменевтика.
39. Неотомизм и другие формы современной религиозной философии.
40. Традиции и особенности русской философии.
41. Нестяжатели и иосифляне.
42. Философские идеи М.В. Ломоносова иА.Н. Радищева.
43. Славянофилы и западники.
44. «Серебряный век» русской философии.
45. Софистические течения русской религиозной философии.
46. Русский космизм.
47. Русский марксизм.
48. Предмет и специфика философии.
49. Мировоззрение и философия.
50. Мифология и философия.
51. Наука, религия и философия.
52. Социально - исторические условия возникновения философии.
53. Основной вопрос философии и философские школы.
54. Философский смысл проблемы бытия.
55. Формы бытия. Специфика социального бытия.
56. Категория материи.
57. Идеальное и материальное.
58. Деятельностная сущность сознания.
59. Развитие, движение, изменение.
60. Диалектика и метафизика.
61. Догматизм, формализм, схоластика, эклектика, волюнтаризм и софистика как альтернативы диалектики.
62. Принципы диалектики.
63. Законы диалектики.
64. Система категорий диалектики.
65. Единство диалектики, логики и теории познания.
66. Гносеология (эпистемология) в системе философского знания.
67. Объект и субъект познания, их диалектика.
68. Чувственное и рациональное познание.
69. Истина: ее формы, основания и критерии.
70. Структура и логика научного познания.
71. Понятие «общество».
72. Общество как система.
73. Источники и движущие силы развития общества.
74. Многообразие исторического процесса.
75. Критерии общественного прогресса.
76. Понятие «общественно - экономическая формация».
77. Понятие «культура».
78. Цивилизация как культура.
79. Характеристика современной эпохи.
80. Типовая структура сфер жизни.
81. Идеология и формы общественного сознания в их взаимодействии.
82. Философская антропология.
83. Соотношение биологического и социального в человеке.
84. Жизнь и смерть как философская проблема.
85. Личность как продукт общественных отношений и деятельности.
86. Структура и динамика личности.
87. Человек, личность, индивид, индивидуальность.
88. Свобода и ответственность личности.
89. Философское определение смысла жизни.
90. Типы глобальных проблем современности.
91. Экологические проблемы.
92. Социальные проблемы.
93. Комплексные глобальные проблемы.
94. Глобальные проблемы и будущее цивилизации.
* Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной и заочной формы обучения