Тема 1.8. Отечественная философия XIX- первой половины XX веков.
I.Задания для самостоятельной работы
1. Определите специфику постановки философских вопросов в русской и западной философии.
2. Выделите основные этапы развития русской философии, определите их общее и различное.
3. Определите слабые и сильные стороны в диалоге западников и славянофилов.
4. Сравните идейное содержание философских воззрений русских революционных демократов и русских марксистов.
5. Выявите характерные черты философии «Серебряного века».
6. Выясните, почему А. Герцен: считал «диалектику алгеброй революции».
7. Раскройте, в чем состоял общинный социализм Н. Г. Чернышевского.
8. Раскройте, в чем состояла концепция «цельного знания» в философии В. С. Соловьева.
9. Проанализируйте, как решал проблему свободы в творчестве Н. А. Бердяев.
II.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
семинарскому занятию
При подготовке к этой теме следует, прежде всего, обратить внимание на то, что в российской философской мысли существовала как солидное материалистическое, и так и мощное идеалистическое направления, между представителя которых шла весьма острая полемика.
Представители материалистического направления ориентировались на научное естествознание, вели борьбу с религией, в которой видели идейный оплот царского самодержавия, человека рассматривали как, прежде всего, телесное, природное существо. Их взгляды не отличались большой оригинальностью, а представляли собой результат критического переосмысления и применения к социальным проблемам российской общественной жизни тех идей, которые впервые были высказаны западноевропейскими философами. Выдающимся русским материалистом-марксистом был Г. В. Плеханов. Выделите сильные и слабые стороны в понимании марксизма Плехановым и обратите внимание на его роль в распространении этого учения в России.
Сторонники же идеализма, которые преобладали и в численном отношении, и по «калибру» своего интеллекта, были более оригинальными мыслителями (хотя и они активно опирались на работы своих западноевропейских коллег), с большой симпатией относились к христианству, особенно в его православном варианте, пытаясь переосмыслить, углубить и развить некоторые религиозные идеи. В трактовке человека они исходили из того, что главное в человеке – это его, связанная неразрывными узами с Богом, душа. Они были склонны к широким историософским обобщениям, в которых России принадлежала весьма почетная роль объединителя человечества.
Особое внимание следует уделить философии В. Соловьева, в оригинальности которой не сомневаются представители различных философских течений. Кроме того, необходимо разобраться в особенностях философских взглядов Л. Толстого и Ф. Достоевского.
Рассматривая «Серебряный век» русской культуры, необходимо особое внимание уделить идеям Н. Бердяева и русских космистов, выделить религиозное и научное направления русского космизма, оказавшего глубокое влияние на мировую культуру. Интерес представляет идейная борьба между либерально-демократическим, позитивистским и марксистским течениями в русской философии.
Изучение истории российской философии имеет значение еще и потому, что отечественными философами было высказано немало поистине пророческих и не утративших и по сей день своей свежести и актуальности идей.
III .Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Гриненко, Г. В.История философии : учебник / Г. В. Гриненко. - 2-е изд. - М.:Юрайт-Издат, 2007. – 685 с. С. 596-667.
3. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 285-359.
Дополнительная литература
1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3. - М., 1972.
2. Бердяев Н. Самопознание. - М., 1991.
3. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.
4. Бессонов Б.Н. Русская идея: мифы и реальность. - М., 1993.
5. Булгаков С.Н. Православие и социализм //Социологические исследования. – 1990. - № 9.
6. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание //Вопросы философии. – 1994. - № 1.
7. Гидиринский В. И. Введение в русскую философию. Типологический аспект. – М., 2003.
8. Делокаров К. Х. Философия Л. И. Шестова//Социально-политический журнал. – 1998. - № 1.
9. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. - М., 1995.
10. Зеньковский В. В- История русской философии.- В 2-х томах. - Л., 1991.
11. Лосский Н.О. История русской философии.- М., 1991
12. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время.- М., 1990.
13. Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философии//Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 1-3.
14. Русская религиозная философия 19-20 вв. - Н Новгород, 1992 г.
15. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. - М., 1990.
16. Сухов А. Д. Философские взгляды В. Г. Белинского//Философия и общество. – 2004. - № 2.
17. Франк С.Л. Русское мировоззрение //Общественные науки и современность. - 1990. - № 6.
18. Франк С.Л. Нравственный водораздел в русской философии //Свободная мысль. – 1992. - №4.
19. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии.//Сочинения, - М.,1989г.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем принципиальная особенность постановки вопросов в русской философии от западной философии?
2. Какие традиции развивает русская философия и в чем она оригинальна?
3. Какие периоды в развитии отечественной философии принято выделять и чем они отличаются друг от друга?
4. В чем суть философского «скандала» устроенного Чаадаевым, разделившим русское общество на западников и славянофилов?
5. Является ли философская мысль революционных демократов ХIХ века западничеством или славянофильством?
6. В чем особенности русского марксизма?
7. Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов?
8. Почему для Н. Бердяева ценность личности абсолютна?
9. Чем различаются между собой естественно-научное и религиозное направления русского космизма?
10. В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии?