Информационные войны в России первой половины XIX века: Отечественная война 1812 года и декабристское движение.

Отечественная война 1812 года многими историками называется первой информационной войной России. Термин «информационная война» имеет двойное значение. Во-первых, это воздействие на гражданское население и военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. А во-вторых, это целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника.

Информационная война предстаёт как совокупность пропагандистских приёмов идеологического противостояния, среди которых важнейшими являются вброс дезинформации и представление информации в выгодном для себя ключе.

Идея создания при штабе Русской армии агитационно-пропагандистского центра возникла сразу же после начала военных действий. Первые его шаги были связаны с публикацией пропагандистских материалов, обращённых к солдатам противника: листовок, прокламаций, публицистических брошюр.

Дело в том, что российские солдаты уже получали подобные листовки и воззвания, отпечатанные агитационным центром армии Наполеона, и требовалось начать контрпропаганду. Известно, что Наполеон придавал слову огромное значение, а потому войну он начал с дискредитации имиджа России. Со страниц газет и журналов Наполеон обращался к французам: «Вы думаете, что Россия – это далёкая мирная страна, с уважением относящаяся к нам? Нет! Это настоящий агрессор. Русские варвары являются врагами цивилизации и всего европейского!».

За 4,5 месяца до начала войны был разработан подробнейший план информационного противостояния России. Доклад, написанный польским генералом Михаилом Сокольницким, который находился на французской военной службе, составлен настолько хорошо, убедительно, мощно, настолько прописано там всё, что надо сделать и как уничтожить Россию, поставить её на колени и ликвидировать потом просто как нацию, как государство, что может быть учебником по информационной войне.

Главная мысль доклада в том, что необходимо любой ценой спровоцировать и разжечь межнациональную рознь, в первую очередь – между русскими и украинцами. С помощью запорожцев и крымских татар можно возбудить и другие народы. Дальше предполагалось двинуться на Кавказ. План войны с Россией был рассчитан на три года.

В начале 1812 года вышло пропагандистское произведение «О росте могущества России с её возникновения до начала XIX века», автором которого был назван публицист и историк Шарль-Луи Лезюр. Рукопись книги корректировал, а возможно местами и писал текст, сам Наполеон. В книге утверждалось, что император Пётр Великий, прежде чем упокоиться, оставил своим потомкам и будущим правителям России секретнейший план. В нём было завещано вносить смуты и распри в международную политику, поддерживать российские народы в воинственном настроении. Главная цель всего этого – добиться власти над всей Европой, захватить Константинополь и через Персидский залив устремиться на земли Индии.

К тому же Великая армия была полностью атеистической. Французские мемуаристы писали: «Мы с удивлением и непониманием смотрели, как русские плачут и носят иконы. Молятся перед этими досками и пытаются возбудить себя религиозным фанатизмом». К тому времени французы, проникнувшись духом революции, верили только в свои собственные силы, силы человека, который сам творит свою судьбу, сам одерживает победы. И в силу гения, который их возглавляет, – Наполеона.

Так что в 1812 году России пришлось столкнуться не просто с нашествием огромной армии, а с невиданной информационной провокацией.

Среди листовок Главной квартиры – воззвание к народам Европы «Официальные известия из армии», провозгласившее принцип политической независимости европейских государств; прокламации, призывавшие народы Европы подняться на борьбу с Наполеоном; обращения к солдатам Великой армии с призывом сложить оружие.

Типографии приходилось работать в сложных походных условиях. Тем не менее, агитационная публицистика типографии Главной квартиры включает в себя «Журналы военных действий» – официальные документы штаба; публицистические листовки и брошюры; литературные произведения, издававшиеся в штабе Михаила Илларионовича Кутузова.

Для контрпропаганды следовало развернуть, прежде всего, идеологическую войну против всего французского. Консервативная пресса начала возводить на степень апофеоза всё русское и принижать всё французское вплоть до самого грубого и плоского высмеивания.

Первое достигалось рядом статей и стихотворных произведений, посвящённых русскому патриотизму, храбрости, великодушию и другим добродетелям и написанных возвышенным слогом или, напротив, приближенным к лубочно-простонародному стилю.

Генерал-губернатор Москвы Граф Федор Васильевич Ростопчин – постоянный автор журнала «Русский вестник». Он писал афиши – обращения к солдатам и мирному населению. Основной приём – стилизация, грубая подделка под народный язык.

В своём ожесточении против Наполеона и французов издатель «Русского Вестника» Сергей Николаевич Глинка доходил до крайностей и даже настраивал своих соотечественников против мирных французов, торгующих в Москве. Так, в статье «О московских вывесках» журнал разражается гневом по поводу того, что на французских вывесках в Москве «русские речи ставятся всегда ниже французских» и что вообще слишком много французских вывесок в русском городе.

В противовес им выступал журнал «Сын Отечества», который начал издаваться в Санкт-Петербурге с октября 1812 года Николаем Ивановичем Гречем. Правительство считало необходимым иметь в столице полуофициальный общественно-политический журнал. Гражданское свободомыслие «Сына Отечества» проявилось в характеристике войны как борьбы за национальную независимость Родины. «Умрём свободными и в свободном Отечестве!» – таков был лейтмотив всех материалов журнала.

Греч ввёл в свой журнал интересное новшество – иллюстрации содержание которых подчинялось общей патриотической цели журнала. Основной жанр иллюстраций – политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников. Рисовали для «Сына Отечества» известнейшие художники Алексей Гаврилович Венецианов и Иван Иванович Теребенёв. Зачастую тематика этих карикатур перекликалась с сатирическими баснями Ивана Андреевича Крылова «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне» и других, печатавшихся в «Сыне Отечества».

Отечественная война 1812 года способствовала развитию новых форм печати, которой позже воспользуются и декабристы: «летучие» листки-воззвания, оперативно откликающиеся на события. Так что не только рост национального самосознания позволил Матвею Ивановичу Муравьеву-Апостолу сказать от имени всех декабристов: «Мы были дети 1812 года». Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдат – «Любопытный разговор» Никиты Михайловича Муравьёва (1822), «Православный катехизис» Сергея Ивановича Муравьёва-Апостола (1825); сочинялись и распространялись песни в народном стиле, которые с конца 1822 года совместно писали Кондратий Фёдорович Рылеев и Александр Александрович Бестужев; писались критические обзоры и статьи, воспевавшие силу и могущество русского народа, оказавшегося под гнётом крепостников. Таким образом, разворачивалась информационная война, направленная на массовое сознание с целью формирования эмоционального восприятия, выгодного воздействующей стороне.

Наши рекомендации