Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга

Коррекция проблем обучения

Методами кинезиологии

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень.

Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением.

Развитие межполушарного взаимодействия

Как основы интеллекта.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [10, С.24]. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Российской Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И. М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука»[8, С.69]. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса. П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа может быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению).

Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и. следовательно, мышления добиться не удается. (В таком случае можно говорить только о коррекции уровня развития).

Тренировать пальцы рук можно уже с 6- месячного возраста. Простейших метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности и сгибать и разгибать его. Упражнения обоих рук проводят 2-3 минуты ежедневно. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Еще раз убедимся в мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения к другому народные потешки: «Сорока - белобока», «Ладушки- ладушки» и т. д.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая функции нервной системы. Такие методики позволяют выявит скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Методы диагностики показателей

Межполушарного взаимодействия

Шкала оценки психомоторного развития

Н. И. Озерецкого[3, С.140]

Регистрация результатов обследования

осуществляется по схеме:

Фамилия и имя испытуемого Возраст Дата исследования Диагноз Ф.И.О. исследователя
Тесты для возраста Номер теста Отметки исследователя Результат выполнения теста
       

Цель

Развитие межполушарной специализации.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи

Развитие мелкой моторики.

Развитие комиссур (межполушарных связей).

Синхронизация работы полушарий.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания.

Развитие речи.

Развитие мышления.

Устранение дислексии.

Продолжительность занятий – 20 – 25 мин.

Периодичность – ежедневно.

Время занятий – утро.

Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45 – 60 дней.

Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Комплекс № 1

Упражнения для развития мозолистого тела
(комиссур, межполушарных связей)
(8 недель)

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно, поочередно, последовательно – указательный, средний и т. д.

2. «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого меняется правая и левая рука в течение 6 – 8 смен позиций.

4.«Зеркальное рисование».Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

5. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Змейка». Соедините ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте указанным пальцем. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Горизонтальная восьмерка».

1 – я, 2 – я неделя занятий. Упереться языком во рту в зубы, «стараться их вытолкнуть наружу». Расслабить язык. Повторить 10 раз.

Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторить 10 раз.

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Расслабить. Повторить 10 раз.

3,4,5,6 – я неделя занятий. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда – обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7 –я,8 –я неделя занятий. Одновременно с глазами следить за движением пальцев по траектории «горизонтальной восьмерки» хорошо выдвинутым изо рта языком.

Мышления (левое полушарие)

(8 недель)

В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга.

1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно читая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

3. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, - 1 мин.

4. Массировать нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей. – 20 раз.

5. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.

Материал для предварительного изучения

Стратегия орфографии

1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.

2. Закройте глаза и подумайте о чем- то приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.

3. Поднимите глаз вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре (если это кажется трудным, используйте «Полезные подсказки» ниже).

4. Взгляните на воображаемый вами образ слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень.

5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите слово задом наперед (слева направо). Проверьте написание. Если вы ошиблись, вернитесь на три ступени.

Полезные подсказки

А. Если вам трудно внутренне визуализировать слово, начните с маленьких простых слов.

Б. Выберите хорошо знакомое вам слово, например: Ваше имя. Проговорите его по буквам вслух сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Этот прием используется при проверке стратегии орфографии и для более успешного встраивания новой стратегии: если глаза идут в визуальную память, запомнить положение образа и использовать это пространство для припоминания слова.

В. Разберите слова на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп последовательно.

Г. Неясные буквы выделите, сделав их больше или каким- то образом изменив написание по сравнению с другими.

Д. Закрасьте слово своим любимым цветом.

Е. Расположите буквы на знакомом для вас фоне. Изобразите что-нибудь знакомое – предмет или сценку, как кинокадр, а затем поставьте буквы, которые вам нужно запомнить, над ними.

Ж. Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мысленно.

З. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие буквы вы пишите.

Обобщение по стратегиям

Правописания

Наиболее неуспешная стратегия начинается с негативной кинестетики.

Распространенная ошибка – использование области визуального конструирования.

Самая эффективная стратегия – начинать в визуальной памяти, а заканчивать в позитивной кинестетики (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).

Темы последующих встреч

Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий.

Стратегии мыслительных процессов мальчиков и девочек.

Леворукий ребенок в школе.

Школьные неврозы и причины их возникновения.

Словарь терминов

Амбидекстрия - одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Астено-невротический – склонный к повышенной утомляемости, раздражительности.

Аудиальный– относящийся к органам слуха.

Визуальный– относящийся к органам зрения.

Декстрастресс – стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком мире».

Деменция– слабоумие.

Доминантное полушарие– полушарие, преобладающее в активности.

Депривация– недостаток удовлетворения человеческих потребностей.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинестетические – ощущения тела, тактильные ощущения, чувство равновесия.

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую интегративно - целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Модальность– ведущий канал восприятия.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика и учителя.

Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений.

Синкинезии– дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движения, которые используются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

Циклотимия – периодическое изменение настроения и жизненного тонуса от угнетения до возбуждения.

Литература

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.

2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.

3. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.

4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.

6. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.

7. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.

8. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.

9. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.

10. Сухомлинский В.А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991.

11. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.

12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

13. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.

Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга - student2.ru

Содержание

Пояснительная записка

Вводная часть (игра- упражнение)

Теоретические положения: коррекция проблем обучения методами кинезиологии

Особенности переработки информации правым

и левым полушариями головного мозга

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта

Коррекция дислексии дисграфии

Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия

Шкала психомоторного развития н. И. Озерецкого

Тест для детей в возрасте 4 года

Тест для детей в возрасте 5 лет

Тест для детей в возрасте 6 лет

Оценка результатов испытания

Проба на пальцевый гнозис и праксис

Исследование орального праксиса

Комплекс кинезиологических упражнений

Комплекс №1

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь»

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления

Материал для предварительного изучения

Стратегия орфографии

Обобщение по стратегиям правописания

Темы последующих встреч

Словарь терминов

Литература

Пояснительная записка

Психологическая коррекция – определенная форма психолого-педагогического воздействия, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии и предупреждение этих недостатков.

Цель психологической коррекции – содействие полноценному психическому и личностному развитию человека.

Основная задача коррекции – исправление отклонений в психическом развитии человека (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и т. д.), на основе создания оптимальных психологических условий для развития интеллектуального творческого потенциала каждой личности.

Направления психологической коррекции, представленные в деятельности практических психологов, многократно описаны. Существует множество более или менее глубоких монографий, справочников, энциклопедий. Однако, как считает Н.Я. Семаго, «большинство из совершенно необъятного арсенала коррекционных программ, методик, тренингов и тактик психологической коррекции малодоступны рядовому психологу. С одной стороны, потому что они не предназначены для работы с детьми в обычной школе или классах коррекции, с другой – у специалиста просто отсутствует опыт их применения…» [11].

В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики).

Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.

Нельзя забывать о том, что с возрастом снижаются возможности компенсации, и эффективность коррекции уменьшается. Эти условия и вышесказанное определяют необходимость подбирать наиболее эффективные, функционально емкие и в тоже время наиболее экономичные методы и технологии работы.

Основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога дошкольных и школьных учреждений могут составлять программы, ориентированные на воздействие на причины наблюдаемых особенностей развития (социальную ситуацию развития, межфункциональную организацию мозговых структур).

Вашему вниманию предлагается программа семинара-практикума для учителей начальных классов, учителей - дефектолов, воспитателей и педагогов-психологов на тему «Коррекция проблем обучения, основанная на нейропсихологическом подходе».

Причина обращения к этому направлению коррекции - не впечатление от одной прочитанной книжки.

Данная работа – результат достаточно длительного теоретического и практического поиска, результат многократных проб и ошибок в коррекционной работе с особенными детьми.

Предлагаемый Вашему вниманию материал – результат поиска вариантов коррекционной работы, которые, имея единую цель, методологически отличаются от работы учителя-дефектолога в рамках коррекционного компонента. Это - результат поиска вариантов коррекционной работы, в разновозрастных группах. Варианты, которые в большей или меньшей степени подходили бы всем категориям детей с особенностями (от имеющих незначительные, легко поддающиеся коррекции нарушения до детей с интеллектуальной недостаточностью). Это - результат поиска интересных, запоминающихся вариантов практической работы.

Цели семинара-практикума:

§ познакомить участников с особенностями познавательных процессов детей с разным типом функциональной асимметрии полушарий;

§ познакомить участников с методами диагностики показателей межполушарного взаимодействия;

§ познакомить участников с комплексом кинезиологических упражнений развития межполушарных связей, логического и творческого мышления.

Оборудование и материалы:

1) часы с секундной стрелкой;

2) квадратная доска (25х25 см.);

3) мяч диаметром 8см;

4) веревка;

5) белая линованная бумага;

6) карандаш;

7) катушка с ниткой;

8) резиновый молоток;

9) схема регистрации результатов обследования;

10) плакат «Горизонтальная восьмерка»;

11) тесто;

12) мука;

13) песочница с песком;

14) пластмассовые тазы;

15) деревянные шпатели;

16) морские камни;

17) индивидуальные карточки «Скорая помощь»;

18) раздаточный материал (словарь применяемых терминов, положения для предварительного изучения);

19) видеооборудование;

20) видеоматериалы.

Порядок проведения.

1) Вводная часть.

2) Теоретическая часть.

3) Знакомство с комплексом диагностических методик.

4) Демонстрация диагностики показателей межполушарного взаимодействия у ребенка шестилетнего возраста.

5) Обработка результатов обследования.

6) Демонстрация комплекса кинезиологических упражнений:
-с дошкольником шестилетнего возраста;
-с учащимися 1 класса ЦКРОиР для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития(видеоматериал);
-с учащимися 3-Г класса интегрированного обучения СШ№17 (видеоматериал).

7) Демонстрация техники «Скорая помощь»:
-с участием ребенка шестилетнего возраста и участников семинара-практикума.

8) Обсуждение организационных аспектов занятий.

9) Обсуждение изложенного теоретического и практического материала

10) Знакомство с литературой

11) Замечания по исследованию материала для предварительного изучения

12) Обсуждение тем последующих встреч.

Вводная часть

Игра-упражнение «Веревочка»

Цель: развитие активной позиции участников семинара.

Содержание упражнения:

На полу по кругу раскрадывается веревка. Части участникам предлагается с открытыми глазами пройти по этой веревке, ступая след в след. Некоторым предлагается отрефлексировать свои ощущения. (Обычно эта часть упражнения не вызывает у ее исполнителей никаких затруднений и результаты практически у всех участников одинаковые).

Во второй части упражнения исполнителям предлагается проделать то же самое, что и в первой части, только с закрытыми глазами. (Скорость и правильность выполнения этого задания у всех участников будет различной, возможно кто-то откажется от выполнения). Некоторым предлагается отрефлексировать свои ощущения.

После того как закончиться обсуждение, ведущий делает акцент на возрастании сложности упражнения при «удалении» только одной привычной для нас функции. И далее задает в риторический вопрос: «А как же чувствуют себя, например те дети, у которых на период поступления в школу имеются отставания в формировании отдельных функциональных систем психики?»

Стратегия орфографии

  1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.
  2. Закройте глаза и подумайте о чем- то приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.
  3. Поднимите глаз вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре (если это кажется трудным, используйте «Полезные подсказки» ниже).
  4. Взгляните на воображаемый вами образ слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень.
  5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите слово задом наперед (слева направо). Проверьте написание. Если вы ошиблись, вернитесь на три ступени.

Полезные подсказки

А. Если вам трудно внутренне визуализировать слово, начните с маленьких простых слов.

Б. Выберите хорошо знакомое вам слово, например: Ваше имя. Проговорите его по буквам вслух сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Этот прием используется при проверке стратегии орфографии и для более успешного встраивания новой стратегии: если глаза идут в визуальную память, запомнить положение образа и использовать это пространство для припоминания слова.

В. Разберите слова на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп последовательно.

Г. Неясные буквы выделите, сделав их больше или каким- то образом изменив написание по сравнению с другими.

Д. Закрасьте слово своим любимым цветом.

Е. Расположите буквы на знакомом для вас фоне. Изобразите что-нибудь знакомое – предмет или сценку, как кинокадр, а затем поставьте буквы, которые вам нужно запомнить, над ними.

Ж. Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мысленно.

З. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие буквы вы пишите.

Обобщение по стратегиям

Правописания

Наиболее неуспешная стратегия начинается с негативной кинестетики.

Распространенная ошибка – использование области визуального конструирования.

Самая эффективная стратегия – начинать в визуальной памяти, а заканчивать в позитивной кинестетики (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).

Темы последующих встреч

Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий.

Стратегии мыслительных процессов мальчиков и девочек.

Леворукий ребенок в школе.

Школьные неврозы и причины их возникновения.

Словарь терминов

Амбидекстрия - одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Астено-невротический – склонный к повышенной утомляемости, раздражительности.

Аудиальный– относящийся к органам слуха.

Визуальный– относящийся к органам зрения.

Декстрастресс – стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком мире».

Деменция– слабоумие.

Доминантное полушарие– полушарие, преобладающее в активности.

Депривация– недостаток удовлетворения человеческих потребностей.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинестетические – ощущения тела, тактильные ощущения, чувство равновесия.

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую интегративно - целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Модальность– ведущий канал восприятия.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика и учителя.

Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений.

Синкинезии– дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движения, которые используются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

Циклотимия – периодическое изменение настроения и жизненного тонуса от угнетения до возбуждения.

Литература

  1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.
  2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
  3. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
  4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
  7. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.
  8. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
  9. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.
  10. Сухомлинский В.А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991.
  11. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
  12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
  13. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.

Коррекция проблем обучения

Методами кинезиологии

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень.

Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением.

Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга

Правополушарные люди

за лесом не видят отдельных деревьев,

а левополушарные –

за отдельными деревьями не видят леса.

Б Белый

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. «Однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов» [8, С.7].

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

- доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушрные люди);

- доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей – то есть у них относительно одинаково или с небольшим преобладанием представлены функции обоих полушарий.

Кроме того, надо учитывать, что деление людей на правополушарных и левополушарных «упрощает реальность, зато многое в человеческой личности позволяет увидеть яснее» [9, С.25].

Наряду со специализацией полушарий мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации.

«Левополушарные» формально-логические компоненты мышления так организуют любой знакомый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми.

Функция «правополушарных» компонентов мышления – одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.

Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, которые предъявляются социальным окружением.

Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга – она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует их успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети, запаздывая в младшем возрасте, потом обязательно догоняют сверстников в своем развитии, став взрослыми, имеют более высокий интеллект.

По некоторым данным, созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария.

Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка осознания себя. В тоже время, в два года максимально выражено упрямство. Это следствие активизации работы левого полушария и временного «оттеснения» правого, что проявляется в негативизме, в некотором замедлении восприятия и переработки поступающей из вне информации (функция правого полушария). Что отмечает при этом взрослый в ребенке? Медлительность, «копание на одном месте», отрицательное отношение ко всему, что не совпадает с только что возникающем представлением о себе. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идет значительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее. Поэтому два года – не подходящее время для борьбы с упрямством, поскольку оно имеет не только психологические, но и физиологические корни. Лучше обеспечить ребенку сброс негативных чувств через игру, эмоциональную и двигательную разрядку. Таким образом, можно предотвратить дальнейшее, уже искусственно вызванное, торможение правого полушария (ведущего в этом возрасте).

Наши рекомендации