Основные структурные компоненты сознания. Сознание и речь. Мышление, разум и рассудок.

Содержание сознания составляют представления, образы, суждения, мнения и т.д. На основе того, что содержится в сознании, формируется картина мира. Сознание "никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием"[9]. Содержание и целевая направленность сознания зависят от положения человека в природе, его статуса в обществе и его познавательно-творческой активности в мире. Сознание, с одной стороны, как системная функция, - объективно и материально, с другой стороны, оно является функцией психосоциальной формы активности человеческого мозга. Но оно всегда активно и продуктивно.

Известный отечественный философ М.К.Мамардашвили определял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь, в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал. Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю» и т.д. В сознании человек не просто переживает, он отдает себе отчет в том, что он переживает и наделяет переживание смыслом.

Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысложизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п.

Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Сознание начинается с момента выделения человеком себя из окружающего мира, с момента осознания им себя как «Я».

Сознание является сложным феноменом, оно многомерно, многоаспектно. Сознание есть целостный процесс, состоящий из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Ядро сознания составляют знания. Компонентами сознания являются мышление, воля (целеполагание), самосознание.

Структура сознания может быть представлена в виде четырех областей (концепция сознания А.В. Иванова).

Первая область включает в себя телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной регулирующей силой для этой области является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

Вторая область включает в себя систему понятий и категорий, мыслительных операций и логических умозаключений. Главной целью функционирования этой области является истина. Процесс наполнения сознания знанием является естественным, сущностным качеством человека. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание"[10].

Приобретая знания, человек должен понять смысл этого знания и затем понять, как этот смысл может изменить его жизнедеятельность в соответствии с имеющимися потребностями. "Смыслы могут обнаруживаться по-разному. Человек может устанавливать смыслы как результаты своей познавательной деятельности. Понимание в таком случае будет сопряжено с активной мыслительной работой, посредством смыслов и обусловленным этим производством вещей, предметов, идеальных явлений. …Смысл бытия всякой вещи, предмета или ситуации состоит в той функции, которую они выполняют (или могут выполнить) в системе поставленных целевых задач"[11].

Таким образом, много знать и понимать - это не одно и то же. Знание можно иметь, т.е. помнить что-либо о каком-либо факте и при этом не понимать его сущностных начал. А понимать - значит уметь рационально, логически обосновать, доказать естественные закономерности бытия чего-либо и смысл существования его как объекта познания. "Без знания понимание в принципе невозможно. Но понимание достигается только тогда, когда имеющиеся знания целенаправленно осмысливаются, т.е. подвергаются глубокому умственному анализу, а затем синтезу. Это умственное действие необходимо, прежде всего, для того, чтобы найти самому сущностные характеристики развития объекта, заложенные в знании, и уже через них осознать роль и значение (смысл) внутреннего механизма развития бытия вообще и его компонентов: предметов, вещей, явлений, процессов и т.д.

…Понимание - это уникальное состояние сознания, фиксируемое личностью как ее уверенность в адекватности созданного его идеального представления о чем-либо, т.е. знания. Условием понимания вещей, явлений и процессов, происходящих в мире природы, обществе или самом человеке, являются только знания, полученные в результате постоянного и целенаправленного их добывания и постижения. Понимание, или постоянное личное осмысление роли и значения добытых знаний позволяет определить познавательные или практические действия человека. Но понимание - это не только способ и метод осмысления знания, но и искусство освоения человеком разных форм бытия. Оно начинается только тогда, когда знания о вещах, предметах, явлениях или процессах становятся личным осознанием их сущности и смысла бытия в жизнедеятельности человека. …Понимать - значит становиться мудрее. Понимание начинается там и тогда, где и когда мысль создает, творит понятия о мире в целом и отдельных его фрагментах"[12].

Эти две области образуют внешнепознавательную составляющую сознания.

Третья область включает эмоциональные компоненты сознания. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий человека в связи с различными ситуациями и событиями. Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффективные состояния ( неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главной целью функционирования этой сферы сознания является получение удовольствия.

Четвертая область сознания включает в себя мотивы и ценности жизнедеятельности личности, ее духовные идеалы, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью функционирования этой области сознания являются такие ценности как красота, правда и справедливость, представляющие собой формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами[13].

Наши рекомендации