Сознание как отражение действительности (гносеологический аспект).
(см. приложение «Теория отражения»)
"Сознание человека всегда рассматривалось философами и физиологами, психологами и медиками как наивысшая ступень в саморазвитии материи, прежде всего мозга, и совершенствования культурной жизни людей. Сознание как уникальнейшее свойство материи проявляется в физиологии человеческого мозга, целенаправленно отражая бытие природы, общества и человека, обобщая, оценивая и творчески конструируя знания о них. Благодаря этому современный человек способен предвидеть и прогнозировать будущее людей, целенаправленно, в своих интересах преобразовывать действительность. Сознание, отражая вещи, предметы, явления и процессы, происходящие в мире, конструирует новые знания о природе, обществе и человеке, тем самым проявляя себя как познавательно- деятельное начало. А эта изначально активная творческо-созидательная деятельность людей проявляется так или иначе в их сознании. …Все, что ближе всего к человеку по его бытию (т.е. сознание), дальше всего от человека по степени познаваемости"[4].
В современной философии существует несколько подходов к проблеме природы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Широко распространенная точка зрения. Она основана на множестве естественно-научных исследований и фактов. Это:
· головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
· сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
· человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
· медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (н., применение психотропных средств).
Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов – это идеальность сознания:
· образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;
· сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
· никому со стороны не удалось «увидеть» сознание другого человека (мозг как анатомический орган еще не сознание).
Солипсизм – крайне идеалистическая точка зрения на природу сознания. Согласно солипсизму, сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение. (Р.Декарт, Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между этими крайними направлениями находятся:
Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи. Но сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
Умеренный материализм считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности).
В современной российской философии наиболее распространена умеренно материалистическая точка зрения.
В настоящее время общепризнано, что всем материальным образованиям присуще свойство отражения.
Отражение является моментом любого взаимодействия. Все изменения одного явления под воздействием другого представляют в широком смысле отражение.
Материя порождает различные формы отражения, как на уровне живой, так и неживой природы.
«В философии сознание понимается как специфическая форма идеального отражения и духовного освоения действительности… Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. Оно включено в эту деятельность и является моментом взаимодействия между предметом и человеком, которое существует в практической деятельности. Активность сознания находит свое выражение в избирательности, в целенаправленности, в специфических его характеристиках как процесса (акты сознания, их содержание, познавательные средства, цель и др.). Деятельность высокоорганизованной нервной системы, мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания»[5].
Спиркин А. Г.: «Сознание возникает как отражение и осмысленное бытие, воспроизведение определенного образа жизни человека и общества».
Сознание характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей.
А.Г. Спиркин определяет сознание как способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в объективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях.
Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целеполагание.
Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту[6].
Таким образом, сознание является высшей, свойственной только человеку и связанной с речью функцией мозга, которая заключается в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека (А.Г. Спиркин).
Сознание представляет собой целостную систему. "Сознание есть динамическая и противоречивая реальность, посредством которой познаются и преобразуются все иные виды и формы реальности - природная, социокультурная, культурно-символическая и другие, включая ее саму"[7].
Сознание является проявлением особенности человеческого бытия. "Как высшая форма психосоциокультурного состояния человека, оно органично взаимосвязано с активной социально-культурной жизнедеятельностью людей, логическим мышлением, использованием языка символов и смыслов. Сознание - это бытие неких чувственных образов и умозрительных понятий, для которых в нормальных условиях в той или иной степени характерно ясное и отчетливое понимание того, с чем человек сталкивается в своей жизнедеятельности"[8]. Поэтому суть и смысл человеческого сознания состоит в понимании содержания всех накопленных человечеством знаний.