Аспекты философского исследования сознания
№ | Аспект исследования | Содержание |
1. | Онтологический | Сознание проявляется как свойство высокоорганизованной материи (мозга) |
2. | Гносеологический | Способность сознания отражать действительность позволяет познавать ее. |
3. | Функциональный | При активной деятельности сознания человек осуществляет все виды своей деятельности |
Таблица 2.
Функции и структурные компоненты сознания
|
Таблица 3.
Свойства сознания
№ | Свойство | Содержание |
1. | Интенциональность (предметность) | Сознание всегда направлено на какой-либо предмет. Оно не может быть беспредметным. Всегда имеется что-то (материальный объект, идея и т.п.), что является предметом сознания. |
2. | Творчество | Сознание способно творить и воспроизводить идеи. |
3. | Язык и речь | Язык – это система кодирования, передачи и распространения содержания сознания. Акты сознания осуществляются при помощи языка. |
4. | Системность | Сознание представляет собой открытую систему, в которой компоненты системы взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. |
Таблица 4.
Механизмы защиты личности (по З.Фрейду)
№ | механизм | содержание |
1. | вытеснение | Неприятные, психотравмирующие знания, переживания вытесняются в сферу подсознания. Действует на неосознанном уровне и поэтому является средством самообмана |
2. | проекция | Происходит приписывание собственных неприемлемых с точки зрения общественной морали намерений, мыслей, чувств другим людям. |
3. | замещение | Инстинктивная энергия переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. |
4. | рационализация | Реальность искажается при помощи мыслительных операций таким образом, чтобы иррациональное поведение выглядело разумным |
5. | реактивное образование | Выражение в поведении и мыслях противоположных, противоречащих друг другу убеждений |
6. | регрессия | Использование форм поведения, которые были свойственны человеку на более ранних этапах его возрастного и психологического развития. |
7. | сублимация | Способ удовлетворения инстинктов социально приемлемым способом |
8. | отрицание | Отказ от признания реальных фактов, событий («Этого не может быть»). |
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие аспекты проблемы сознания рассматриваются в современной философии?
2. Что является предметом сознания?
3. Какие особенности сознания отражаются в понятиях «сознание», «разум», «рассудок», «мышление»?
4. Охарактеризуйте понятие «самосознание».
5. Можно ли отождествлять сознание и психику человека? Обоснуйте свою точку зрения.
6. Какие существуют подходы к пониманию природы сознания в современной философии?
7. Как объясняется природа сознания с позиций диалектико-материалистического подхода в современной философии?
8. Какое значение имеет теория отражения для объяснения природы сознания?
9. Какова роль языка в становлении сознания человека?
10. Охарактеризуйте функции сознания.
11. Что такое «бессознательное». Кто разрабатывал проблему бессознательного?
12. Каково соотношение сознания и бессознательного, согласно теории З.Фрейда?
13. Назовите характерные особенности индивидуального сознания.
Задания в тестовой форме
1.Философская категория, обозначающая способность человека направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание – это
а) разум
б) рассудок
в) мышление
г) сознание
2.Философская категория, обозначающая исходный уровень мышления, на котором проявляется способность последовательно и ясно рассуждать, четко классифицировать и строго систематизировать факты и явления окружающей действительности – это
а) разум
б) рассудок
в) мышление
г) сознание
3. Философская категория, обозначающая высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы – это
а) разум
б) рассудок
в) мышление
г) сознание
4. Философская категория, обозначающая активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе предметной деятельности и обеспечивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций – это
а) разум
б) рассудок
в) мышление
г) сознание
5. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении
а) объективный идеализм
б) субъективный идеализм
в) диалектический материализм
г) экзистенциализм
6. Человеческому сознанию присуще
а) пассивное отражение действительности
б) активная, творческая деятельность
в) непосредственное воздействие на действительность
г) порождение объективной реальности
7. Самосознание человека – это
а) процесс изучения самого себя
б) осознание себя в процессе общения с другими людьми
в) осознание себя в процессе освоения культуры человечества
г) результат размышления человека о самом себе
8.Главными функциями самосознания являются
а) самопознание и саморегуляция
б) оценка своих действий и поступков
в) познание собственных переживаний
г) регуляция общения с людьми
9.Диалектико-материалистическая теория, которая объясняет природу сознания – это
а) теория отражения
б) эволюционная
в) психоаналитическая
г) теологическая
10.Философская категория, обозначающая способность материального объекта оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними – это
а) отношение
б) причина
в) отражение
г) следствие
11. Предметом сознания является
а) окружающий человека мир
б) переживания, чувства человека
в) деятельность человека
г) окружающая действительность и внутренний мир человека
12. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях, - это
а) понятие
б) категория
в) дефиниция
г) термин
13. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, которая называется
а) понятие
б) категория
в) суждение
г) умозаключение
14. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание «Я- человек», правильным умозаключением является
а) я отношусь к группе людей
б) все люди походи на меня
в) я мыслю как человек
г) все мыслящие существа – люди
15. Бессознательное в современной философии – это
а) психические явления и процессы, которые человеком не осознаются, но влияют на его поведение
б) рефлекторные процессы в организме человека
в) все, что не осознается человеком, но влияет на его поведение
г) нечто, присущее только отдельному человеку
16. Философская категория, обозначающая совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, не осознаваемых им – это
а) мышление
б) бессознательное
в) психика
г) биологическое отражение
17. Направление в западноевропейской философии и психологии 20 в., объясняющее природу индивидуального бессознательного действием инстинктов – это
а) психоанализ
б) экзистенциализм
в) прагматизм
г) эволюционизм
18.Основоположником психоаналитического направления является
а) К.Г.Юнг
б) З.Фрейд
в) Э.Фромм
г) К. Маркс
19.Согласно теории З.Фрейда, содержание бессознательного составляют
а) архетипы коллективного опыта
б) содержание сознания
в) Эрос и Танатос
г) инстинкты и вытесненный опыт индивида
20. Философская категория, обозначающая первичную форму отражения действительности на уровне предметов, явлений, вне их взаимосвязи и развития – это
а) индивидуальное сознание
б) обыденное сознание
в) общественное сознание
г) психическое отражение
Ситуационные задачи
1. В сравнении с кибернетическими устройствами человеческий мозг лучше приспособлен к ориентации в условиях неполной и неточной информации. Благодаря какой особенности мозга человека проявляется это качество?
2. «Мозг – это часть целого: личности, общества, истории». Объясните, почему мозг понимается таким образом?
3. Является ли суждение «нет круглого квадрата» субъективным отражением объективного мира?
Литература
Основная:
1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.
2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.
3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.
4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.
5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308 с.
Дополнительная литература:
1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник для вузов – 4-е изд., перераб., доп. – (Классический университетский учебник). — М.: Проспект (ТК Велби). – 2010. – 605 с.
2. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.
3. Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2006. – 896 с.
12. Налетов, И. З. Философия: учебник / И. З. Налетов. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 399, [1] с.
4.Нижников, С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2007. - 396 с.
5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
6. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина - М.: Гардарики, 2009. – 1072 с.
7. Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Образовательный сайт на правах электронного учебника.
http://www.filosofia-totl.narod.ru/
3. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
4. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/
5. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru
6. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/
7. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
Информационный блок