Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ»

КОЛЛЕДЖ

«ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ»

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

медицинского колледжа

по дисциплине

«Основы философии»

Ростов-на-Дону

Тема Проблема сознания в философии

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Проблема сознания в философии. Соотношение сознания и мозга (онтологический аспект). Сознание как отражение действительности (гносеологический аспект). Происхождение сознания (генетико-социальный аспект). Сознание и деятельность (функциональный аспект).

2. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная.

3. Основные структурные компоненты сознания. Сознание и речь.

Мышление, разум и рассудок. Сознание и самосознание. Рефлексия.

4. Проблема бессознательного в философии. Бессознательное: природа и формы его проявления. Подсознание. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке. Индивидуальное бессознательное. Философские идеи теории З.Фрейда.

ГЛОССАРИЙ

Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного.

Аспекты философского исследования сознания

Аспект исследования Содержание
1. Онтологический Сознание проявляется как свойство высокоорганизованной материи (мозга)
2. Гносеологический Способность сознания отражать действительность позволяет познавать ее.
3. Функциональный При активной деятельности сознания человек осуществляет все виды своей деятельности

Таблица 2.

Функции и структурные компоненты сознания

       
  Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного. - student2.ru   Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного. - student2.ru
 

Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного. - student2.ru

Функции: 1.отражательная 2.ориентировочная 3.преобразовательная

Таблица 3.

Свойства сознания

Свойство Содержание
1. Интенциональность (предметность) Сознание всегда направлено на какой-либо предмет. Оно не может быть беспредметным. Всегда имеется что-то (материальный объект, идея и т.п.), что является предметом сознания.
2. Творчество Сознание способно творить и воспроизводить идеи.
3. Язык и речь Язык – это система кодирования, передачи и распространения содержания сознания. Акты сознания осуществляются при помощи языка.
4. Системность Сознание представляет собой открытую систему, в которой компоненты системы взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.


Таблица 4.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какие аспекты проблемы сознания рассматриваются в современной философии?

2. Что является предметом сознания?

3. Какие особенности сознания отражаются в понятиях «сознание», «разум», «рассудок», «мышление»?

4. Охарактеризуйте понятие «самосознание».

5. Можно ли отождествлять сознание и психику человека? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Какие существуют подходы к пониманию природы сознания в современной философии?

7. Как объясняется природа сознания с позиций диалектико-материалистического подхода в современной философии?

8. Какое значение имеет теория отражения для объяснения природы сознания?

9. Какова роль языка в становлении сознания человека?

10. Охарактеризуйте функции сознания.

11. Что такое «бессознательное». Кто разрабатывал проблему бессознательного?

12. Каково соотношение сознания и бессознательного, согласно теории З.Фрейда?

13. Назовите характерные особенности индивидуального сознания.

Задания в тестовой форме

1.Философская категория, обозначающая способность человека направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание – это

а) разум

б) рассудок

в) мышление

г) сознание

2.Философская категория, обозначающая исходный уровень мышления, на котором проявляется способность последовательно и ясно рассуждать, четко классифицировать и строго систематизировать факты и явления окружающей действительности – это

а) разум

б) рассудок

в) мышление

г) сознание

3. Философская категория, обозначающая высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы – это

а) разум

б) рассудок

в) мышление

г) сознание

4. Философская категория, обозначающая активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе предметной деятельности и обеспечивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций – это

а) разум

б) рассудок

в) мышление

г) сознание

5. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении

а) объективный идеализм

б) субъективный идеализм

в) диалектический материализм

г) экзистенциализм

6. Человеческому сознанию присуще

а) пассивное отражение действительности

б) активная, творческая деятельность

в) непосредственное воздействие на действительность

г) порождение объективной реальности

7. Самосознание человека – это

а) процесс изучения самого себя

б) осознание себя в процессе общения с другими людьми

в) осознание себя в процессе освоения культуры человечества

г) результат размышления человека о самом себе

8.Главными функциями самосознания являются

а) самопознание и саморегуляция

б) оценка своих действий и поступков

в) познание собственных переживаний

г) регуляция общения с людьми

9.Диалектико-материалистическая теория, которая объясняет природу сознания – это

а) теория отражения

б) эволюционная

в) психоаналитическая

г) теологическая

10.Философская категория, обозначающая способность материального объекта оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними – это

а) отношение

б) причина

в) отражение

г) следствие

11. Предметом сознания является

а) окружающий человека мир

б) переживания, чувства человека

в) деятельность человека

г) окружающая действительность и внутренний мир человека

12. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях, - это

а) понятие

б) категория

в) дефиниция

г) термин

13. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, которая называется

а) понятие

б) категория

в) суждение

г) умозаключение

14. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание «Я- человек», правильным умозаключением является

а) я отношусь к группе людей

б) все люди походи на меня

в) я мыслю как человек

г) все мыслящие существа – люди

15. Бессознательное в современной философии – это

а) психические явления и процессы, которые человеком не осознаются, но влияют на его поведение

б) рефлекторные процессы в организме человека

в) все, что не осознается человеком, но влияет на его поведение

г) нечто, присущее только отдельному человеку

16. Философская категория, обозначающая совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, не осознаваемых им – это

а) мышление

б) бессознательное

в) психика

г) биологическое отражение

17. Направление в западноевропейской философии и психологии 20 в., объясняющее природу индивидуального бессознательного действием инстинктов – это

а) психоанализ

б) экзистенциализм

в) прагматизм

г) эволюционизм

18.Основоположником психоаналитического направления является

а) К.Г.Юнг

б) З.Фрейд

в) Э.Фромм

г) К. Маркс

19.Согласно теории З.Фрейда, содержание бессознательного составляют

а) архетипы коллективного опыта

б) содержание сознания

в) Эрос и Танатос

г) инстинкты и вытесненный опыт индивида

20. Философская категория, обозначающая первичную форму отражения действительности на уровне предметов, явлений, вне их взаимосвязи и развития – это

а) индивидуальное сознание

б) обыденное сознание

в) общественное сознание

г) психическое отражение

Ситуационные задачи

1. В сравнении с кибернетическими устройствами человеческий мозг лучше приспособлен к ориентации в условиях неполной и неточной информации. Благодаря какой особенности мозга человека проявляется это качество?

2. «Мозг – это часть целого: личности, общества, истории». Объясните, почему мозг понимается таким образом?

3. Является ли суждение «нет круглого квадрата» субъективным отражением объективного мира?

Литература

Основная:

1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.

2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.

3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.

5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник для вузов – 4-е изд., перераб., доп. – (Классический университетский учебник). — М.: Проспект (ТК Велби). – 2010. – 605 с.

2. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.

3. Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2006. – 896 с.

12. Налетов, И. З. Философия: учебник / И. З. Налетов. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 399, [1] с.

4.Нижников, С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2007. - 396 с.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

6. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина - М.: Гардарики, 2009. – 1072 с.

7. Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Образовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

3. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

4. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/

5. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru

6. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

7. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Информационный блок

Душа человека – сугубо индивидуальный феномен, который составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. Понимается как духовная сущность человека, особое начало, противостоящее телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

Аристотель: «…Душа есть как бы начало живых существ».

Спиркин: Душа – это едино-целостное образование, включающее в себя такие явления как ум, воля, характер, темперамент, память, эмоции и др.

При таком понимании понятия «душа» оно фактически сводится к понятию «психика», а ее компоненты – это психические явления, процессы и свойства человека.

Спиркин (с.338): Можно сказать, что отношением к понятию о душе определялся общий характер любого философского учения: никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях – будь то психологические, нравственные, эстетические или гносеологические проблемы.

И.Кант в своей лекции о душе говорил, что можно сделать «один вывод: у души есть внутренняя природа, известная нам из факта сознания, что касается внешней ее природы, то об этом мы ничего не знаем».

Так же И.Кант обозначил еще одну проблему: «Сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела?» И ответил: «Весьма вероятно».

Но как понимать феномен души? Анализируя психику, сознание, мы, по существу, анализируем феномен души, тем самым продолжая традиции всей истории философско-психологической мысли.

Духовный мир человека – это, прежде всего, едино-цельный феномен. Он конкретен в том смысле, что реальная ткань этого мира непрерывна, сплошна, и только в процессе функционирования проявляется внутреннее разнообразие – интеллектуально, эмоционально, интуитивно, сознательно и бессознательно, целеполагающее.

А.Бергсон справедливо отмечает, что та психология, по которой душа определяется симпатией, отвращением или ненавистью, т.е. различными силами, из которых каждая тянет ее в свою сторону, - грубая психология, продукт обмана языка. На известной глубине каждое из этих чувств представляет собой всю душу в том смысле, что в каждом из них отражается все содержание души как едино-цельного феномена.

Душа приобретает форму индивидуального субъекта. Эта субъективность выступает как обособленность природной определенности ума, характера, темперамента и проч. От природных данных души ребенка следует отличать то, чем стал человек благодаря своей деятельности, а также благодаря воспитанию и образованию.

Природные данные – это скорее возможности, дающие лишь направление нашего развития. Воспитание и обучение развивает, совершенствует эти данные. Душа совершенствуется, приобретая духовную силу и объем.

Каждый обладает такой душой, которая свойственна именно данному конкретному человеку, являя собой нечто совершенно уникальное. Эта уникальность формируется в процессе обучения, воспитания и приобщения к культурным ценностям, т.е. в процессе социализации.

Душа человека – это сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности.

В этом выражается духовная определенность каждой индивидуальности.

В душе соединяется единое и всеобщее.

Души людей отличаются друг от друга бесконечным множеством модификаций. Своеобразие душевного склада человека имеет неповторимые черты, чем и определяется уникальность личности.

Душа – это нечто постоянно беспокойное, деятельное, подвижное. Она в каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся.

Как говорил Г.Гегель, душа сходна с существом, «которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения».

Душа не только некоторая «душа–вещь», стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто едино-цельное – живой организм человека.

Тело являет собой ту же жизнь, что и душа. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Тело человека само по себе не имеет достаточной силы жизни: оно «получает» ее животворящей силой души.

Бесспорным является то, что душа находится в теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел ее осуществления.

Без души вообще не существовало бы никакого организованного живого тела: когда организм лишается души, он превращается в мертвый, и, разлагаясь, теряет свою живую организованность; следовательно, душа является животворящим началом.

Наличие у человека души есть, таким образом, абсолютное условие человеческого бытия, сам неотъемлемый принцип человеческой жизни.

Когда душа как бы светится лучами сознания и самосознания, тело человека держится в нужной форме. Поэтому справедливо высказывание Р.Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую».

Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, еще сильно сказывается связь с телесностью человека.

Душа, проявляя в себе бесконечное множество чувств, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, тем не менее остается сама собой и характер своего духовного единства сообщает всей этой множественности проявлений, делая ее индивидуальной.

Душа человека в ее определенной телесности выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть только внешнее выражение души человека.

Можно сказать, что человек – это душевно-телесное психофизиологическое существо; или: человек – это одушевленное тело; или: человек – это телесно воплощенная душа.

При рассмотрении души ни философия, ни психология не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего мозга.

Проблема взаимосвязи души и тела в области психологии и медицины приобретает форму проблемы взаимосвязи сознания и мозга, мышления и мозга.

Мозг – это часть целого: личности, общества, истории. Именно в составе этого целого он и функционирует как орган сознания. Принцип индивидуальной работы мозга и мышления постоянно регулируются законами движения всей человеческой культуры. Человеческий мозг – это сложный нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной.

Проблема сознания в различные исторические периоды развития философии рассматривалась по-своему.

Античный космоцентризм наложил свой отпечаток на представления о сознании философов этого времени. Античные философы понимали, что сознание – это всеобщая связь между человеком и миром. Свое представление о том, как в сознании человека формируются образы окружающей действительности, накапливаются знания, они выражали метафорически.Они сравнивали сознание только родившегося человека с чистой вощеной доской, на которой жизнь «пишет» свои письмена, подобно писцу, который наносит свои знаки на вощеную дощечку. Как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке» разума. Такое сравнение использовали Платон, Аристотель и другие.

Античность открыла первое свойство сознания – его направленность на объект.

В эпоху Средневековья в западноевропейской философии проблема сознания рассматривалась в соответствии с положениями христианской религии. Теоцентризм и антропоцентризм средневековой философии оказали большое влияние на взгляды философов на проблему сознания, определили подходы к изучению этого феномена.

Христианство обратилось к внутреннему миру человека. Главной своей целью, соответствующей заповедям Христа, христианство провозгласило преобразование внутреннего мира человека по образу и подобию Божьему.

В эпоху Средневековья был внесен значительный вклад в изучение проблемы сознания:

- Начиная с Августина Блаженного, сознание начинает рассматриваться как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему постоянно приходится соотносить земную жизнь (свою и окружающего мира) с жизнью в Боге. (таким образом выделяется самосознание, самоанализ, рефлексия, совесть);

- В акте сознания выделяется способность человека понимать, что он создан по образу и подобию Божьему, а следовательно, он должен соответствовать в своем поведении требованиям заповедей Божьих;

- Впервые в структуру сознания было введено время: строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего. В соответствии с этим, атрибутом сознания становится знание о необратимости времени, понимание хрупкости и эфемерности момента настоящего, которое неумолимо становится прошлым;

- Сознание рассматривается как феномен, имеющий мистический характер.

В эпоху Возрождения и особенно в Новое время антропоцентризм становится ведущим принципом философии, что отразилось, в том числе и на рассмотрении проблемы сознания.

Человек освобождается от власти опеки Божественного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам (земному и небесному), стал объяснять свое происхождение только из природы, согласившись, впоследствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны.

Русские религиозные философы Вл.Соловьев и Н. Бердяев видели в этом глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглашается со своим животным происхождением, с другой стороны, - претендует на уникальность своего интеллекта (разума, сознания), приписывает себе способность сравняться в своих земных делах с Богом. «Обезьяна захотела стать Богом».

Согласно естественнонаучному подходу, мышление человека понимается только как состояние личности, субъекта. Полагается, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя детерминирует. Отсюда следует новое образное сравнение сознания с сосудом, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром (вместо прежнего сравнения с дощечкой, на которой отпечатываются образы вещей реального мира).

Р. Декарт отождествляет сознание с мышлением, логические процедуры которого имеют дело только с характеристиками предметного мира. Декарт в разработке проблемы сознания заложил основы рассмотрения содержания сознания только как предметно-логического.

В Новое время И. Кант развивает теорию о существовании в сознании идей, знаний, данных человеку изначально от природы (априорно, т.е. до опытно). Это представление о том, что мир пространственен и временен, что в нем действуют причинно-следственные связи и т.д.

Априорные идеи – это праобраз представлений о задатках человека, его способностях, определяемых его природной составляющей (врожденных).

И. Кант считал, что когда человек осознает себя как Я, у него уже есть способности к логическому мышлению, языку, умение воспринимать мир пространственно и временно.

Таким образом, сознание начинает рассматривать в качестве условия возможности познать внешний мир, творить мир явлений (т.е. предметный мир, который зависит от структур сознания). В Новое время, как и в эпоху Античности, содержание сознания отождествляется с предметным миром.

В Новое время в акте сознания акцент переносится с восприятия объектов внешнего мира на воображение – процесс, в котором сознание само себя творит и конституирует мир явлений.

В разработке проблемы сознания используется открытое в период Средневековья его свойство – способность к сосредоточению на внутреннем опыте человека.

До 20 в. философия занималась только описанием способа существования вещей в сознании, выделяя этапы этого процесса (ощущение, восприятие, представление и т.п.). В 20 веке начали предприниматься попытки выяснить условия и причины возникновения сознания.

В современной философии и науке преобладает точка зрения, согласно которой сознание – это уникальная способность человека, отличающая его от всех остальных живых существ.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать только то, что сознание существует и что оно имеет особую, идеальную природу (сущность).

То, что сознание имеет идеальную природу, признают и материалисты. Однако они оговариваются, что идеальное сознание производно от материи. (Сознание – это свойство особым образом организованной материи).

Сознание– это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

При материалистическом подходе к пониманию природы сознания оно представляется одним из свойств материи, а не самостоятельной субстанцией. Признание того, что мысль, сознание нематериальны, предполагает отрицание зависимости сознания от материи (мозга), взаимосвязь психических явлений с материальными процессами.

Свойства сознания:

1. Интенциональность – это направленность сознания на какой-либо

предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие предмета сознания (что «видит» сознание) и формы (как оно воспринимает предмет).

Предметом сознания являются: окружающий мир материальных вещей и явлений, и особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с внешним миром, так и не связанный.

Основными формами сознания являются: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт.

2. Творчество. Сознание способно творить и воспроизводить идеи. Это внутренняя самостоятельная работа сознания, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка. Благодаря идеаторности (способности творить и воспроизводить идеи) стали возможны эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

3. Речь. Мыслительная деятельность сознания протекает с использованием речи. В речевых структурах оформляются мысли, идет оценка и осмысление воспринятого, выражаются новые идеи и передается само содержание сознания другим людям.

4. Системность. Сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия, теоретические знания и операциональные действия, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира, которые выполняют функцию открытия новых возможностей.

Отличительные характеристики сознания как сложной организованной системы:

1.направленность речемыслительных, чувственно-эмоциональных и регулятивно-волевых процессов на прием и идентификацию когнитивной информации;

2.подключение к актам переработки информации внутренних ресурсов сознания (эмоций, памяти, воли, воображения и т.д.).

Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как самостоятельное явление. Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

Происхождение сознания.

Как, под влиянием каких факторов, когда в истории человечества возникло сознание?

В настоящее время на эти вопросы точного ответа не дает ни наука, ни философия.

Историческое истолкование смысла разума как познающего свое особое положение в мире человека - в его отношении и к миру, и к самому себе.

Сознание возникло в ходе исторического развития материальных образований в результате усложнения их форм как свойство высокоорганизованных материальных систем.

Согласно естественнонаучному подходу, мышление человека понимается только как состояние личности, субъекта. Полагается, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя детерминирует. Согласно эволюционной теории, переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики.

Согласно деятельно-трудовой теории (К.Маркс, Ф.Энгельс), сознание возникло как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству»[2]. «…Труд создал самого человека», - писал Ф.Энгельс. В процессе труда возникает и сознание человека.

Возникновение и развитие труда, этого первого и основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечиванию его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств.

Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см³ и 1400 см³). Еще более заметно различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес: мозг человека превышает мозг обезьяны почти в 4 раза (мозг орангутанга – 350 г, мозг человека – 1400 г). Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением. Уже у неандертальца, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития.

Согласно деятельно-трудовой теории, процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и процессом формирования механизмов сознательной деятельности. Мозг как орган сознания стал развиваться вслед за развитием руки как феномена труда. В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, формировался слух, способный воспринимать особенности человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в сознании и превращалась в логику мышления. Формируется способность прогнозировать последствия своих действий, планировать их последовательность.

Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания: «очеловечившийся» глаз стал замечать в вещах больше признаков и свойств; развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков членораздельной речи человека.

Развитие мозга и органов чувств, в свою очередь, способствовало дальнейшему совершенствованию трудовой деятельности и речи.

Проблема бессознательного в философии. Бессознательное: природа и формы его проявления. Подсознание. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке. Индивидуальное бессознательное. Философские идеи теории З.Фрейда.

З.Фрейд впервые в истории философии, психологии и медицины создал теорию индивидуального бессознательного, в которой определил место бессознательного в структуре психической деятельности человека, предложил свое объяснение механизмов бессознательной сферы личности.Он разработал метод исследования бессознательной сферы личности человека – психоанализ. В современной медицине и психологии, в психотерапевтической практике в настоящее время широко используются методики, созданные на основе этого метода. Термин «психоанализ» в настоящее время используется для обозначения философско-психологической концепции и методики психотерапии, основанной на признании ведущего значения бессознательных процессов в психо-социальной жизнедеятельности человека.

Согласно представлениям Фрейда о строении психики человека, в ее структуре имеются три уровня:

1. сознание («Супер-Эго» - супер-Я),

2. предсознательное («Эго» - Я),

3. бессознательное («Ид» - Оно).

Эти уровни психики находятся в неразрывном единстве. Они представляют собой взаимосвязанные процессы, а не «структуры» личности.

Уровень сознания («Super-еgo») состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятия, чувства, память) входят в сферу сознательного. Чтобы ни переживалось в данный момент на уровне сознания, это результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Определенное содержание осознается только в течение короткого времени, а затем погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

По мнению Фрейда, для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей и норм (этических, правовых и проч.), разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации» посредством формирования «Супер-Я».

«Супер-Эго» - это последний компонент развивающейся личности, представляющей интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети приобретают его благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими людьми.

Супер-Эго – это морально-этическая сила личности. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», «хорошо» и «плохо», «нравственно» и «безнравственно».

Таким образом, по Фрейду, Супер-Эго – это не врожденная, а принужденно сформировавшаяся структура.

Супер-Эго состоит из двух подсистем: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать.

Эго-идеал – это поощрительный аспект супер-эго. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.

Уровень предсознательного («Эго» - «ego» - «Я»). Эго – это компонент психики, ответственный за принятие решений.

Область предсознательного («доступная память») включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.

По Фрейду, предсознательное – это «мост» между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. Предсознательное, также как и область сознания, - небольшая часть психики.

Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.

Таким образом, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид, Эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире.

Цель достигается при помощи определенных действий, дающих Ид возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира – искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д.

Эго использует когнитивные (интеллектуальные) и перцептивные (чувственные) стратегии в своем стремлении удовлетворить желания и потребности Ид.

Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов

Наши рекомендации