Вопрос 29. Основные направления русской философии XIX в.
• декабристская философия;
• философия западников и славянофилов;
• историческая философия Чаадаева;
• ортодоксально-монархическая философия;
• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
• революционно-демократическая философия;
• либеральная философия.
1.Декабристская философияПестель, Муравьев, Якушкин, Киреевский
Основная направленность — социально-политическая.Идеи:
• необходимость для России правового строя;
• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
• личная свобода человека;
• ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
2.Историческая философиябыла представлена творчеством П.Я. Чаадаева.
Основными направлениями его философий были:
• философия человека;
• философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставлял частные интересы общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процессалежит Божественное Провидение. Христианство - стержень, двигатель истории.
3.Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.
Представителями западников были Герцен, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западникихорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Оппонентами западников были славянофилы Хомяков, Киреевский, Самарин, Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (набожность, коллективизм).
4.В противовес философии декабристов и другим, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия.Ее цели — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: "Православие, самодержавие, народность".Видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.
Н.В. Федоров(1828 — 1903) сделал основными темами своей философии:
• единство мира;
• проблему жизни и смерти;
• проблему морали и правильного (морального) образа жизни.
Согласно Федорову Природа, Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум.
Другим представителем религиозного направления русской философии был. Леонтьев.
Одно из основных направлений — критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм — царство "хамства и подлости", путь к гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели — Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
5. Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции.
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия.
Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути:
• путь человекобожества;
• путь богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, он сам пытается стать Богом. Данный путь губителен и опасен.
Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках.
Л.Н. Толстой создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Сут:
• религия должна стать простой и доступной для народа;
• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;
• смысл жизни — самосовершенствование;
• главное зло на Земле - смерть и насилие;
• государство — аппарат насилия, не имеет права на существование;
• всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его.
За свои взгляды Толстой был подвергнут анафеме и отлучен от Церкви.
6. Представителями революционно-демократического направления русской философииXIX в.были Чернышевский; Бакунин, Кропоткин; Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность.Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход в "возвращении к земле", личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники ратовали за переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского.
Анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
7.Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.
Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B .C . Соловьев
Основными идеаламиего философии были:
• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия;
• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых;
• идея Бога как выражения добра;
• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;