Закономерность восприятия информации

Москва – Варшава

УДК 007.15.001.57

ББК 88

А73

А73 Ануашвили А.Н. Объективная психология на основе волновой модели мозга. – М.: Экон-Информ, 2008. – 292 с.

В книге дается обобщение, систематизация и формализация знаний в области психологии, физики и философии с применением основополагающих положений теорий информации и управления с целью создания основ объективной психологии (психологии, изучающей объективные закономерности психики человека).

Разработаны: модели мозга, психики и взаимодействия человека с окружающим миром, объективная типология и психологические характеристики, полученные из этих моделей. Исследованы вопросы формы и содержания психики человека, женского и мужского начал и психологии антисоциальных явлений.

Исследованы: закономерности восприятия информации человеком и механизм психологической защиты человека от информации, причины возникновения хаоса в обществе и личности.

Установлены: закономерная связь между колебательными процессами в мозге и психологическим типом человека, закономерность отражения на фазовом портрете лица человека состояния двух полушарий его головного мозга, а также свойство психо-физической саморегуляции человека на основе зрительной биологической обратной связи.

В философской части книги сформулированы понятия: степень гармонии личности, абсолютные и относительные ценности, обязанности, данные человеку от природы, философская формула жизни, цель жизни человека на земле, духовность, наука, творчество. Сформулированы непреходящие общечеловеческие ценности, как способы гармонического сочетания человека с окружающим миром.

Приведено описание радиоволновой и видео-компьютерной систем психодиагностики и психокоррекции и их практического применения в задачах управления персоналом и оздоровительной медицины.

ISBN 978-5-9506-0330-3 © Ануашвили А.Н., 2008 г.

Все права сохраняются за автором. Никакую часть настоящей публикации нельзя воспроизводить, ни использовать в какой бы то не было форме, любым доступным способом – электронным, химическим или механическим, путем копирования и хранения в информационных системах, без письменного согласия автора.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................7

Глава 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.......... 9

1.1. Модели мозга, психики и взаимодействия

человека с окружающим миром........................................ 9

1.1.1. Волновая модель мозга....................................... 10

1.1.2. Модель психики человека на основе

функциональной асимметрии мозга............................ 14

1.1.3. Модель взаимодействия человека с

окружающим миром...................................................... 20

1.1.4. Анализ формы и содержания психики с

учетом психологической установки Узнадзе и

бессознательного психического Фрейда..................... 24

1.2. Объективная типология на основе

согласованности колебательных процессов в двух полушариях головного мозга 29

1.2.1. Краткий обзор известных типологий................ 29

1.2.2. Объективная типология и "Способ определения психологического типа по Ануашвили"......................................................................................... 34

1.2.3. Варианты устройств определения психологического типа по вышеизложенному способу......................................................................................... 38

1.2.4. Основы характеристик психологических

типов с учетом логического и интуитивного начал и созидающих и разрушающих сил природы......................................................................................... 44

1.2.5. Разработка универсальной таблицы

психологических типов................................................ 48

1.2.6. Сравнительный анализ типологий.................... 50

1.2.7. Особенности объективной психологии............ 65

Закономерность восприятия информации

человеком .............................................................................. 69

1.3.1. Два канала восприятия информации

человеком из внешнего мира....................................... 69

1.3.2. Психологическая защита человека

от информации............................................................... 71

1.3.3. Примеры психологической защиты человека от информации 72

1.3.4. Психологический иммунитет............................ 73

1.3.5. Восприятие времени........................................... 74

1.3.6. Ощущение готовности к знанию и умению различными психологическими типами 79

1.4. Психология антисоциальных явлений...................... 82

1.4.1. Склонность различных психологических типов к антисоциальным явлениям 82

1.4.2. Психология агрессии.......................................... 85

1.4.3. Психология террора............................................ 86

1.4.4. Вероятность попадания различных психологических типов в антисоциальные группы......................................................................................... 91

1.4.5. Мошенники и жертвы

1.4.6. Стремление к преимуществу над другими людьми: зависть – месть – жадность – честь......................................................................................... 101

1.4.7. Причины недоверия к людям: ложь – обман – ревность – подозрительность 111

Состав творческого коллектива с точки

зрения психологических типов.................................... 190

Послесловие к главе 2.......................................................... 192

Глава 3. РАЗРАБОТКА ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ

(психо-физиологической саморегуляции)........................... 194

Модель психики человека на основе

Анализ формы и содержания психики

Таблицу авторской типологии

Как видно из рис. 1.11, все психотипы Юнга расположились по горизонтальной оси (логики – интуиции). Таким образом, по смыслу, который Юнг вкладывает в психотипы, они не выходят за рамки лево-правополушарных представлений (доминирования полушарий). При этом логическому (левополушарному) типу соответствуют 2 типа: экстравертный ощущающий и экстравертный мыслительный. Интуитивному (правополушарному) типу соответствуют еще 2 типа Юнга: интровертный интуитивный и интровертный чувствующий. Остальные 4 типа расположились в центре таблицы и не могут быть дифференцированы, т.к. в равной мере содержат левополушарные и правополушарные свойства. Для их разделения потребуется введение дополнительного параметра – стабильности связи между полушариями. Тогда мыслительные и чувствующие (чувствительные) расположатся по вертикальной оси. Тем не менее, 2 типа останутся неопределенными: экстравертный интуитивный и интровертный ощущающий, т.к. они содержат взаимоисключающие свойства. Экстравертный интуитивный звучит как лево-правополушарный, а интровертный ощущающий – как право-левополушарный. При этом в этих 2-х типах нет признаков о степени стабильности (дестабильности). Поэтому они не могут быть дифференцированы по преимущественному проявлению каких-либо из перечисленных свойств.

Типология Юнга не обладает логической полнотой и однозначностью, хотя в свое время сыграла большую роль в развитии типологии в целом.

Книга Юнга "Психологические типы" (700 стр.) носит повествовательный характер. В этой книге не проводится систематизация и формализация знаний, нет однозначных обобщений, т.е. не хватает теории, научного подхода. Книга не выдержана также с точки зрения философии. Она не содержит какую-нибудь логически выстроенную систему. В ней изложены рассуждения, размышления и умозрительные заключения автора без строгой систематизации.

Из последователей Юнга отличаются мать и дочь Майерс-Бриггс, которые усовершенствовали типологию Юнга и она получила однозначный системный характер, хотя, видимо, сами этого не поняли и не довели типологию Юнга до системности – не создали систему. Если Майерс-Бриггс свои 16 типов привели бы в систему, то они поняли бы, что для получения 16 типов нет необходимости обозначить каждый тип 4-мя символами (4-мя буквами). Вопрос можно было бы решить проще.

Например, можно показать, что на приведенной выше таблице 49 типов легко располагаются 16 психологических типов Майерс-Бриггс. При этом становится ясным как именно можно получить 16 типов, применяя для каждого типа только три символа, а не четыре. Можно также показать возможность образования 49 типов на основе понятий Майерс-Бриггс.

Напомним, что символы в типологии Бриггс означают следующее: I – интровертный, E – экстравертный, S – сенсорный, N – интуитивный, T – мыслительный, F – чувствующий, J – решающий, P – воспринимающий.

Ниже на рис. 1.8. представлена таблица 49 типов с проекцией 16 типов, каждый из которых состоит из 3-х символов Майерс-Бриггс.

Закономерность восприятия информации - student2.ru

Рис. 1.12.Таблица 16 (упрощенных) типов Майерс-Бриггс

Для сравнения ниже приводится проекция 16 обычных типов (из 4-х символов) Майерс-Бриггс на таблицу 49 типов.

Закономерность восприятия информации - student2.ru

Рис. 1.13.Проекция 16 типов Майерс-Бриггс на таблицу

Типов

Из этой таблицы (рис.1.13.) видно, что автоматически образовались 4 группы из 16 психотипов Майерс-Бриггс,

соответствующие 4-м известным темпераментам Гиппократа-Галена.

1. Сангвиники – ESTJ, ESTP, ENTJ, ENTP.

2. Холерики – ESFJ, ESFP, ENFJ, ENFP

3. Флегматики – ISTJ, ISTP, INTJ, INTP

4. Меланхолики – ISFJ, ISFP, INFJ, INFP

Отсюда очевидно, что для сангвиников общими являются буквы ЕТ, что означает экстраверсию(Е) и мыслительность(Т). Экстраверсия соответствует логическому (левополушарному) типу, а мыслительность соответствует стабильности. Поэтому ЕТсоответствуетЛогическому стабильномутипу – сангвинику.

Для холериков общими являются буквы EF,что означает экстраверсию(Е) и чувствительность(F). Экстраверсия соответствует логическому (левополушарному) типу, а чувствительность (к раздражителям) соответствует дестабильности. Поэтому ЕFсоответствуетЛогическому дестабильномутипу – холерику.

Для флегматиков общими являются буквы IТ, что означает интроверсию (I) и мыслительность(Т). Интроверсия соответствует интуитивному (правополушарному) типу, а мыслительность соответствует стабильности. Поэтому IТсоответствуетИнтуитивному стабильномутипу – флегматику.

Для меланхоликов общими являются буквы IF,что означает интроверсию (I) и чувствительность(F). Интроверсия соответствует интуитивному (правополушарному) типу, а чувствительность (к раздражителям) соответствует дестабильности. Поэтому IFсоответствуетИнтуитивному дестабильномутипу – меланхолику.

Таким образом устанавливается соответствие авторской типологии с 4-мя темпераментами Гиппократа-Галена и типологией Майерс-Бриггс, что можно изобразить следующим образом.

Логический стабильный ЕТ Сангвиник Интуитивный стабильный IT Флегматик
Логический дестабильный EF Холерик Интуитивный Дестабильный IF Меланхолик

В литературе последователи Бриггса (например Кригер) неоднократно публиковали неудачные варианты деления приведенных выше 16 типов на четыре темперамента. Причина неудач заключается в несистемном подходе.

Системный подход позволяет легко получить 49 психологических типов, используя обозначения Майерс-Бриггс.

Для этого приведем таблицу соответствия авторской типологии (49 типов) с типологией Майерс-Бриггс. Из двух предыдущих таблиц (рис.1.8 и 1.9) получается 32 (16+16) соответствия. Остальные 17 промежуточных состояний можно вычислить по аналогии. При этом можно найти соответствия для всех 49 типов. Нужно исходить из содержания психотипов. Например, ES означает преобладание экстраверсии и сенсорности (ощущения). Оба эти свойства относятся к левополушарным функциям и усиливают друг друга. Экстраверсия Е усиливается сенсорностью S. Поэтому ES соответствует L80 – очень сильному доминированию левого полушария (на 80%). EN означает экстраверсию и интуитивность. В данном случае экстраверсия Е – левополушарное свойство ослабевается интуицией N – правополушарным свойством. Поэтому, ES следует отнести к левополушарному типу с небольшим доминированием над правым полушарием – L60 (на 60%). По аналогии можно показать, что экстраверсия Е в чистом виде (не усиленная и не ослабленная) соответствует промежуточному состоянию между L60 и L80, т.е. – L70. TJ означает мыслительность (сначала думает, потом делает) и решительность (планирует). Оба эти свойства относятся к стабильности. Мыслительность (обдумывание) усиливается планированием. Поэтому, TJ означает очень высокую стабильность S80 (80%). TP означает, что стабильность, вызванная мыслительностью(Т) ослабевает восприимчивостью (Р – импульсивностью). Поэтому соответствует – S60. FP означает чувствительность и импульсивность. Оба эти свойства относятся к дестабильности. Поэтому FP соответствует очень сильной дестабильности – D80. Для остальных типов справедливы аналогичные рассуждения. В результате получаем следующую таблицу соответствия обозначений, которую можно использовать как алгоритм для нахождения всех 49 соответствий психотипов.

L60 = EN L70 = E L80 = ES I60 = IS I70 = I I80 = IN S60 = TP S70 = T S80 = TJ D60 = FJ D70 = F D80 = FP

Ниже на рис. 1.14 приводится таблица 49 типов, на которую спроецированы вычисленные по вышеуказанному алгоритму 49 типов по Майерс-Бриггс.

Закономерность восприятия информации - student2.ru

Рис. 1.14. Формирование 49 типов с использованием

Обозначений Майерс-Бриггс.

Таким образом можно усовершенствовать (уточнить) и объективизировать типологию Майерс-Бриггс. Например, из таблицы видно, что INFJ соответствует I80D60. Это означает, что INFJ является интуитивным дестабильным типом, у которого очень сильно – в 4 раза (80%) доминирует правое полушарие над левым (20%), а стабильность связи между полушариями слегка нарушена (дестабильность 60%).

По аналогии можно показать, что L60D80 соответствует ENFPи является логическим дестабильным типом, у которого слегка доминирует левое полушарие, а стабильность связи между полушариями нарушена сильно. Исходя из этого, можно подкорректировать соответствующие характеристики Майерс-Бриггс. Например, указать, что INFJ и ENFP больше склонны к искусству, а не – творчеству. В частности, INFJ склонен к иррациональному искусству (изобретательству, чудачеству), а ENFP – исполнительскому искусству (психологическому автоматизму).

Следует отметить, что Майерс-Бриггс разработали 16 психотипов для обозначения которых использовали 8 букв. Такое большое количество букв не позволяет построить систему, т.к. 8 букв образуют 4 пары и требуется построение 4- мерной системы, что представить и изобразить невозможно. Достаточно было бы использование 4-х букв, так как по содержанию 4 пары букв дублируют друг друга. Например, N обозначает интуицию, а I – интроверсию. На самом деле, оба эти понятия соответствуют одному содержанию и являются функциями правого полушария. Точно также, Е – экстраверсия и S – сенсорность (ощущение) являются функциями левого полушария и могут быть сведены к одному параметру. Например, вместо EN и ES можно ввести меру E1 и E2. При этом, 4 буквы могут быть заменены на цифры и из остальных 4 букв можно построить двумерную схему (таблицу) и соответствующую систему, теорию, связанную с объективными данными. Но последователи Юнга и Бриггса увлекаются составлением подробных психологических характеристик для 16 типов, исходя из жизненных наблюдений, а не из теории. При этом для одной части психотипов (TJ, стабильных) дают адекватные характеристики, а для другой части психотипов (FP, дестабильных) допускают грубые ошибки. В описательной части характеристик все детали изложены правильно, но ошибку допускают при обобщениях, т.к. не имеют эталонов для сравнения (нет системы, теории). Например, наблюдением за менеджерами выяснили, что среди них большинство относится к ISTJ и этот тип назвали менеджером. Это обобщение означает, что если вы – ISTJ, то вы – менеджер. Это утверждение является адекватным прогнозом, т.к. касается стабильного типа. Относительно дестабильных типов их обобщения являются ошибочными. Например, наблюдением за школьными учительницами установили, что среди них преобладает психологический тип ENFP и назвали его педагогом (или журналистом). Дело в том, что ENFP соответствует крайнему состоянию логического дестабильного типа – L60D80 и квалифицируется как истероидная психопатия или маниакально-депрессивный синдром в легкой маниакальной фазе. Такой человек неосознанно стремится быть в центре внимания любыми средствами. Это – человек зеркало. Окружающую психологическую атмосферу отображает в себе зеркально. Чужие эмоции воспринимает как свои и переживает как собственные. Поэтому с детьми хорошо играет, становится еще одним ребенком. Это создает впечатление хорошего педагога. На самом деле, такой человек обладает психологией разрушения, является бездуховным и в экстремальной ситуации не задумываясь пожертвует жизнью ребенка. Следует отметить, что в книге Кригера ("16 дорог любви") о таком типе говорится, что "иногда может оставить больного ребенка в беспомощном состоянии". Авторы видимо наблюдали такие факты проявления явной бездуховности, но не смогли осознать и обобщить. Для них важно, что среди учителей множество таких и, поэтому, если в результате тестирования человек оказался ENFP, то его назовут творческим человеком и педагогом, а не истероидным психопатом, склонным к бездуховным поступкам.

Айзенксумел построить систему для 4-х психотипов Галена. Он изобразил психологическое состояние человека в виде функции двух аргументов (степени невротики и экстраверсии-интроверсии) и построил двумерную схему (круг Айзенка). Для сравнения допустим, что экстраверсия соответствует логике (левополушарному свойству); интроверсия соответствует интуиции (правополушарному свойству); низкая степень невротики соответствует стабильности; высокая степень невротики соответствует дестабильности. При этом, если круг Айзенка отобразим сверху вниз и слева направо, то получим точное соответствие с авторской типологией на основе асимметрии мозга в упрощенном виде (рис 1.15).

Закономерность восприятия информации - student2.ru Рис. 1.15. Сравнительный анализ "Круга Айзенка"

Роль круга в схеме Айзенка не ясна. Можно было бы все рассуждения Айзенка отобразить в прямоугольных координатах. Может быть Айзенк интуитивно почувствовал, что крайности сходятся и прямоугольные координаты искривляются в крайних значениях этих 2-х параметров. Если Айзенк развил бы эту идею, то пришел бы к идее сходимости крайностей и нашел бы еще 4 психологических типа, которые как раз являются основными, а также смог бы описать необычные состояния людей (см. раздел: "Основы характеристик психологических типов").

Обобщение известных типологий и сведение их к одной схеме (рис.1.16) на основе авторской типологии наглядно показывает, что известные типологии представляют собой частные случаи одной общей закономерности, которая легко выводится на основе доминирования одного из полушарий головного мозга и степени стабильности связи между ними.

Закономерность восприятия информации - student2.ru

Рис. 1.16. Таблица сравнительной типологии

Из попыток построения объективной типологии следует выделить работы И.П. Павлова. В типологии Павлова, основанной на равновесии или не равновесии двух сигнальных систем, выделяется три "специально человеческих" типа: мыслительный, художественный и средний. Он же, исходя из различия в свойствах возбудительного и тормозного процессов, выделял четыре типа, соответствующих четырем темпераментам по Гиппократу-Галену:

1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;

2) сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;

3) сильный, неуравновешенный – холерик;

4) слабый – меланхолик.

По поводу трех типов Павлова нужно сказать следующее. Видимо, Павлов предполагал, что мыслительный и художественный являются противоположными типами. Поэтому допускает существование третьего типа – среднего между ними. Это предположение делается по аналогии логики и интуиции. Мыслительность относят к логике, а художественность – интуиции (Юнг считает также). На самом деле, в этих рассуждениях допущены неточности принципиального характера.

Художественность относится к творчеству и является одним из двух основных проявлений творчества – научного и художественного. Механизм творчества един. Творчество заключается в сотворении нового на основе описания на логическом(символьном) языке интуитивно воспринятых образов реального мира. Творческий процесс является одинаковым для научного творчества и для художественного творчества. Разница проявляется только на этапе описания

(оформления) результата сотворения на конкретном логическом языке. Например, на языке математики или на языке нот. Таким образом, для творчества (в том числе художественного) требуется гармоническое сочетание логики и интуиции, гармония личности. Поэтому, художественное творчество (художественность) не может быть определено как свойство интуиции и противопоставлено логике (мыслительности).

В свою очередь, мыслительность вовсе не является функцией логики (левого полушария). Мыслительность заключается в обдумывании планов, планировании (вначале думает, потом делает) и, поэтому, связана со стабильностью психических процессов, гармонией личности, гармоническом сочетании логики и интуиции. Мыслительность связана с творчеством и обеспечивает творческий процесс, в частности художественный творческий процесс (не путать с иррациональным искусством).

Таким образом, мыслительность и художественность являются свойствами одного направления. Оба эти свойства характеризуют гармоничного, творческого человека (стабильного типа) и не могут служить достаточным основанием для деления людей на различные психологические типы.

По поводу 4-х типов Павлова нужно сказать следующее.

1) Сангвиника действительно можно считать сильным, уравновешенным и подвижным (тактиком);

2) Флегматика также можно считать сильным, уравновешенным и инертным (стратегом);

3) Холерика действительно можно считать неуравновешенным, но вряд ли можно его считать сильным. Холерик является раздраженным, импульсивным, агрессивным. Но эти свойства вовсе не указывают на сильную личность. Внешняя агрессия является результатом внутреннего (вытесненного в подсознание) страха. В сознании у него появляется обратное чувство превосходства над другими. Это чувство толкает его на поиски преимущества, что приводит к агрессии и столкновениям. Холерик имеет низкую степень гармонии личности и подвержен жизненным потрясениям и болезням. Ум у него распущен, а дух подавлен. Распущенный ум (изворотливый, изощренный, дерзкий) создает впечатление силы, но это всего лишь иллюзия. У холерика нет собственных устойчивых принципов и чувства индивидуальной ответственности за прошлое. Он не является индивидуумом, субъектом, личностью. Он является слабым как личность. Поэтому, определение холерика как сильного типа недостоверно.

4) Меланхолика можно считать слабым, но этого определения совершенно не достаточно для его характеристики. Меланхолик и холерик являются одинаково слабыми людьми по степени гармонии личности. Но, меланхолик является индивидуумом. Он способен на достижение нового и оригинального результата. Слабость меланхолика заключается в том, что его идеи нереальны, иллюзорны, иррациональны. Поэтому в практической жизни он не может проявить быстроту ума, хватательный рефлекс и здравый смысл. Он способен на иррациональное искусство. Меланхоликов нередко считают сильными личностями из-за оригинальности в иррациональном искусстве. Например, художников абстракционистов и импрессионистов.

В целом в типологии И.П.Павлова не хватает однозначности и системности, но он заслуживает благодарности и уважения за попытку объективизировать типологию на основе изучения деятельности мозга.

1.2.7. Особенности объективной типологии

До развития объективной психологии психологические типы людей придумывали умозрительно путем наблюдения за их поведением: одни вспыльчивые, другие спокойные и т.д. В связи с этим, возникали трудности в определении самих психологических типов и их названий. Когда было всего 4 психотипа (Гален), то легко было запомнить их названия и иметь четкое представление о них. Когда же увеличили до 8, то четкость и логичность уменьшились (Юнг). Когда же число довели до 16 (Бриггс), то четкое представление о каждом из них сильно затруднилось. Например, необходимо запомнить и представить себе один из 16 психологических типов под названием: «Экстравертный, интуитивный, чувствующий, воспринимающий». Или другой – под названием: «Интровертный, сенсорный, мыслительный, решающий» . В соционике стали придумывать имена для психотипов (Наполеон, Максим и т.д.), чтобы иметь какие-то ассоциации. Попытки группировать эти психотипы не привели к успеху. Дальнейшие попытки увеличения количества психотипов путем их придумывания приводят к еще большей путанице.

Практическое определение психологического типа данного человека осуществляли путем его опроса. Впрочем, как показала практика, надежды на тесты не оправдались. Во-первых, слишком значимой оказалась зависимость от того, как человек сам себя оценивает. Во-вторых, большое значение имеет степень искренности при ответах на вопросы. А, в-третьих, порой результат совершенно очевидно следовал из самого задания. Например, если на вопрос "Сколько часов в день Вы спите?" шел ответ "двенадцать", то итогом тестирования оказывалось заключение, что анкетируемый – засоня. Или, например, в психологическом тесте Керси есть вопрос: Вы человек логический или чувствительный?

Если вы ответили: «Я человек логический», то в конце вам выдадут характеристику, где будет написано, что вы склонны к логическому мышлению. Если же вы ответили: «Я человек чувствительный», то в характеристике будет написано, что вы человек с повышенной чувствительностью. Главное здесь не примитивность этого подхода, а некорректность самого вопроса. Здесь логика противопоставлена чувствительности и вам предлагается выбрать одно из двух. На самом деле логика является противоположностью интуиции, а не чувствительности. Чувствительность не связана ни с логикой, ни с интуицией. Под чувствительностью нужно понимать повышенную чувствительность к раздражителям, импульсивность, иррациональность. Противоположностью чувствительности является мыслительность, стабильность, рациональность. Правильнее было бы сформулировать вопрос так:

–Вы человек чувствительный или мыслительный?

Или так:

–Что вы предпочитайте: вначале думать, а потом делать или наоборот?

Но, и в этом случае эффективность была бы невысокая. В целом, такие вопросы вряд ли могут дать объективную картину, так как ни один человек не способен оценить себя объективно, в особенности импульсивный, с повышенной чувствительностью к раздражителям. В других опросниках пытаются преодолеть эту трудность путем изощренности и скрытности вопросов, чтобы раскрыть подсознание человека. Такой подход вряд ли можно считать научным. Скорее всего это искусство и таким искусством лучше всего владеют уличные мошенники, которые мало что знают о науке.

Введение меры в типологию и ее объективизация позволяют решить эти проблемы, о чем подробно рассказано в разделе «Психологические типы».

В данной работе впервые в мире установлена закономерная связь между колебательными процессами в мозге и психологическим типом человека. В частности установлено, что изменение степени согласованности колебательных процессов в двух полушариях головного мозга человека приводит к вполне определенному изменению его психологического типа.

Психологические типы и соответствующие характеристики получены теоретически на основе разработанных физико-математических моделей мозга, психики и взаимодействия человека с окружающим миром. Далее эта теория проверена и подтверждена на практике научными экспериментами, разработкой объективных методов психодиагностики и психокоррекции и их применением на практике.

Математическая зависимость (6) позволяет точно вычислить психологическое состояние человека и отнести его к одному из заранее определенных состояний (классов), которых может быть, теперь, сколь угодно много в зависимости от точности измерения и вычислений. Таким образом, вводится мера в типологию. Кроме того формула (6) и соответствующий 3-мерный график наглядно представляют особенности перехода от одного типа к другому. Наглядно проявляются закономерности изменения психологического состояния человека в зависимости от доминирования одного из полушарий и степени стабильности связи между ними, от которых будет изменяться его психологический тип. Следует отметить, что наиболее успешные попытки в этом направлении предпринимал Айзенк, который, однако, не сумел существенно развить учение о 4-х психотипах.

Таким образом, можно освободиться от некоторых догм в психологии. Например, от догмы о том, что психологический тип человека не меняется в течение всей жизни или доминирование полушарий не меняется и т.п. Следует отметить, что подобные утверждения не могут быть научными.

Научное мышление не является категоричным, оно вероятностно. Наука никогда не утверждает, что в природе что-то не меняется. Наука устанавливает закономерности изменения явлений и свойств природы. А именно: устанавливает, что одно явление изменяется в зависимости от другого вполне определенным образом. При этом необходимо получить подтверждение на практике при достаточной статистике.

Тем не менее, в науке периодически возникают разные ограничения и догмы. Это происходит вследствие психологической защиты от информации (см. раздел «Психологическая защита человека от информации»). После того как человечество получает очередную принципиальную информацию о закономерностях природы, происходит ограничение информации, так как не хватает энергии для получения более высокоорганизованной информации. Люди начинают реализовывать новые возможности, открывающиеся новыми законами. Проходит время, накапливаются знания, появляется новая логика и ученые открывают новые закономерности, с помощью которых человечество преодолевает догму и расширяет уровень познания. Этот процесс повторяется периодически.

Например, Ньютон открыл законы механики, в которых принято, что время и пространство являются абсолютными, независимыми понятиями. Прошло время, и Эйнштейн установил, что время и пространство являются зависимыми, относительными понятиями. В конце своего труда Эйнштейн написал «Извини Ньютон!», а потом приписал: «Когда-нибудь кто-нибудь напишет «Извини Эйнштейн!».

Информации

Механизм психологической защиты человека от информации можно объяснить следующим образом.

Если сказанное выше изложить упрощенно, то образ преобразуется в информацию при переходе от правого полушария (интуиции, сверхсознания) к левому (логике, уму). При этом человек своей логикой осознает интуитивно воспринятые образы окружающего мира. Речь идет преимущественно о качественной информации (о качестве ситуации в целом). Образ, содержащий качественную информацию, воспринимается, в первую очередь, сверхсознанием. Этот процесс человеком не осознается. Данный образ имеет свое энергетическое выражение для данного человека при условии осознания, т.е. превращения в информацию. Эта информация является ключом к запуску энергии внутри организма человека. Если энергетическое выражение информации больше, чем собственная энергия человека, то срабатывает психологическая защита. В противном случае начнутся процессы разрушения организма.

Психологическую защиту осуществляет «цензура» Сверхсознания (интуиции), которая оценивает энергетическое выражение данного образа для данного человека и, если оно больше, чем собственная энергия человека, то происходит блокировка информации. Сверхсознание выдает сознанию (логике, уму) искаженную информацию и одновременно – благородный мотив для действий. Вот этот благородный мотив и является частным выражением коллективного бессознательного. Человек частично переходит в мир иллюзий и, таким образом, защищает себя от реальной действительности, которая невыносима для его психики. Мир иллюзий красив и связан с удовольствием и благородным мотивом.

Психологическая защита может спасти человека в экстремальной ситуации от быстрого разрушения и саморазрушения, хотя при этом человек ведет себя неадекватно. Долгое же пребывание человека в мире иллюзий означает устойчивое ослабление психической энергии, снижение степени гармонии личности. Поэтому, человека нужно готовить к встрече с реальной действительностью постепенно. Нельзя его быстро выводить из мира иллюзий, так как столкновение с реальной действительностью может привести к катастрофе.

Примеры психологической защиты человека от информации

Приведем несколько примеров психологической защиты человека от информации.

Вспомним басню Эзопа «Лиса и виноград». Лиса смотрит на виноград. Виноград зрелый. Но, лиса не воспринимает эту информацию. Она воспринимает искаженную информацию: «Виноград не зрелый. Если я съем, то у меня будет расстройство желудка». И лиса уходит под благородным мотивом сохранения своего здоровья. Мы же с вами знаем, что лиса не может достать виноград – у нее не хватает энергии. В этой древней басне заложен механизм психологической защиты от информации.

Приведем пример из медицинской практики. Женщина привела свою трехлетнюю дочь вечером в больницу. Врач говорит: "У вашей дочки признаки воспаления легких, советую оставить ее в больнице; пусть ночь проведет под присмотром врачей; утром приходите, и решим вопрос, где лечить, в больнице или дома". Мать приходит утром. Врач выходит и говорит: "Ваша дочка ночью умерла". Мать отвечает: "Пойду на рынок, куплю фрукты дочке, она фрукты любит и, как раз, через час вернусь". И ушла. В этом примере также присутствуют: искажение информации, благородный мотив для действий и неадекватное поведение.

Вот еще один пример психологической защиты путем перехода в мир иллюзий. Одна женщина не имела детей. У нее были болезни органов. Но, она очень хотела иметь детей. Однажды утром она заявила своим родным: «Я ночью родила ребенка». Ее поместили в сумасшедший дом. Через 3 месяца врач психиатрической клиники говорит: "Она чувствует себя хорошо, все болезни прошли. Утром она приходит ко мне в кабинет и говорит: "Врач, я ночью родила ребенка". Мы говорим: "Какой у вас хороший ребенок!" Она весь день ходит счастливая, ночью хорошо спит, а утром опять приходит и говорит: "Я ночью родила ребенка". Из приведенного примера видно, что эта женщина перешла в мир иллюзий, так как реальная действительность невыносима для нее. Она может находиться в мире иллюзий долгое время только в условиях искусственного физического мира в виде психиатрической клиники. Если ее быстро перевести из мира иллюзии в реальный мир, то может произойти катастрофа – какое-нибудь разрушение или саморазрушение. Например, если ей сказать: «Дура! Где у тебя ребенок – ты в психиатрической больнице!», то она может осознать свое состояние и покончить жизнь самоубийством или вас убить.

Выше были приведены крайние примеры для наглядности. В повседневной жизни психологическая защита встречается часто в более простых проявлениях. Каждый обы

Наши рекомендации