Тема 41. ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
1. Представления древних людей об устройстве мира.
2. Научная картина мира в эпоху Возрождения и Нового вре
мени.
3. Эволюционизм Ч. Дарвина, Ф. Энгельса, Тейяра де Шардена.
4. Современные модели мира.
Методические указания
В первом вопросе необходимо обратить внимание на то, как древние люди рассматривали проблему происхождения и устройства мира. Наряду с ненаучными представлениями имели место и зачатки научных взглядов на Вселенную в форме античного атомизма Демокрита и геоцентризма Птолемея.
Во втором вопросе уделите значительное внимание научной деятельности Н.Коперника, создавшего новую концепцию устройства Вселенной - гелиоцентризм. Далее следует изложить суть механицизма, занявшего господствующее место в мировоззрении людей XVII -XVIII вв. и нарисовать механистическую картину мира (И. Ньютон).
Третий вопрос посвятите эволюционной теории происхождения природы и человека, поэтому здесь нужно опираться на достижения
науки XIX - XX вв. Покажите антропогенез в трактовке Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Изложите также оригинальное решение данной проблемы, которое предлагает французский ученый и теолог Тейяр де Шарден.
Для раскрытия четвертого вопроса используйте знания по физике и астрономии. Вспомните также открытия XX века - квантовую механику и общую теорию относительности, модель "Большого взрыва" и расширяющейся Вселенной. На основании этого покажите современные модели мира.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С. 97-98, 145-146; 4.2. С. 185-218.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1993.
Девятова С.В. Современное христианство и наука. - М., 1994. С.174-186, 273.
История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.
Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.
Королева-Коноплянская Г.И. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева //Соцкльно-политический журнал. - 1994. - № 7.- С. 121-125.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.
Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Новое время). - М., 1997.С.66-79, 135-149.
Философский словарь. - М., 1998.
Фролов Б.А. Основные идеи и проблемы философии. - Пенза: ИСИ, 1996.
Шарден Т. Феномен человека. - М., 1989.
Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 20. С. 459-486.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20. С.487-496.
Тема 42. УЧЕНИЕ О ДИАЛЕКТИКЕ
Методические указания
Раскрытие данной темы требует историко-философского подхода: необходимо вспомнить стихийную диалектику древних китайцев («даосизм») и античных греков (Гераклит) и проследить ее развитие у Г.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, а затем следует обратиться к ее современному толкованию.
Далее необходимо выделить объективную и субъективную диалектику, а также противопоставить ей метафизику, объяснив свое понимание диалектики как учения и диалектики как метода.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С.96-136.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.
Современный философский словарь/ Под общ. ред.В.Е.Кемерова.- М., 1996.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. -С.285-335.
Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
Философия: Учебное пособие для вузов/Отв. ред. В.П. Коха-новский. — Ростов-на-Дону, 2001. - С. 130-133.
Тема 43. КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Методические указания
Рассматривая данную проблему, необходимо обратить внимание не только на смысл и содержание данного понятия, но и на ее структуру. В структуру диалектики входят как законы, так и основные категории, но, прежде чем их изложить, постарайтесь понять и определить с философской точки зрения закон. Далее перейдите к изложению регулятивной роли диалектики в общественной жизни, научном творчестве и других сферах бытия. А закончить контрольную работу следует рассмотрением основных функций диалектики.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С.95-182.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.
Современный философский словарь/ Под общ. ред. В.Е.Кемерова.- М., 1996.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов, - М., 1999. -С.285-335.
Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
Философия: Учебное пособие для вузов/Отв. ред. В. П. Коха-новский. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 133-149, 172-179.
Тема 44. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
Методические указания
Рассматривая данную тем}^. необходимо показать, что природа человека в истории философской мысли рассматривалась по-разному: "Человек - мера всех вещей", "Человек - это творение Бога (его образ и подобие)", "высшее творение природы", "социальное существо" или "политическое животное" и т.д. Но при этом необходимо иметь в виду, что человек - многогранное существо и обойтись одним определением невозможно, так как понятие "человек" употребляется здесь в обобщенном смысле как человеческий род. Опираясь на эволюционную концепцию происхождения человека Ч. Дарвина, покажите принципиальное различие между человеком и животным, подумайте над понятиями "деятельность" и "поведение", определите, к каким существам они применимы.
Далее необходимо подумать и определить такие понятия, как "духовность", "дух", "бездуховность", "идеальность", "душа". Опираясь на эти понятия, покажите, что дух - это основание индивидуальности и творчества человека, основа его свободы, а также отношения индивида к вопросу о смерти и бессмертии.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.314-332; 4.2. С."247-257.
Дубровский И.Д. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки. - 1990. - № 5. - С.116-119.
Кон И. С, Открытие «Я». - М., 1978.
Трубников Н.Н. Жизнь и смерть // Квинтэссенция. - М., 1990. С.425-447.
Трубников Н.Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни //Философские науки. - 1990. - № 2. - С.104-115.
Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995. С. 167-171.
Тема 45. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ
1. Общество как объект философского анализа.
2. Структура общества, объективное и субъективное в истории
человечества.
Методические указания
В первом вопросе предстоит рассмотреть генезис общества и его развитие с различных философских позиций: материализма (исторический материализм К. Маркса), идеализма (абсолютный идеализм Г.Гегеля), теологии (Августин Аврелий). Необходимо также осветить противоположные подходы к пониманию критериев общественного развития - формационный (К.Маркс) и цивили-зационный (Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.).
Во втором вопросе общество следует рассматривать как системное образование, имеющее свою структуру и функции. Необходимо обратить внимание на два фундаментальных элемента данной системы ~ собственность и власть, определяющих форму государственности любого общества (тоталитарное или демократическое). Далее перейдите к изложению вопроса о субъективных и объективных факторах общественной жизни, что по сути совпадает с вопросом о роли личности в жизни общества и истории. А закончить нужно размышлением о смысле человеческой истории и историческом прогрессе.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.
Рынков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов вузов. -" М., 2001. С.89-99, 105-109.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.
С.522-583.
Философия: Учебное пособие для вузов/Отв. ред. В. П. Коха-невский. - Ростов-на-Дону, 2001. С.287-374.
Тема 46. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА
Методические указания
Обратите внимание на то, что сознание - основная философская категория - имеет сложную структуру, в него входят как образы действительности (понятия), так и образы воображения (цели, идеи, планы, мечты, идеалы, иллюзии), эмоции и огромный пласт бессознательного. От сознания следует отличать мышление как процесс, происходящий в человеческом сознании и приводящий к формированию нового знания, и познание как усвоение чувственного содержания вещей и процессов с целью нахождения истины.
В основу раскрытия темы следует положить индивидуально-познавательную деятельность субъекта, обратив внимание при этом на соотношение понятий "разум" и "рассудок", рационального и иррационального, на функциональную ассимметрию человеческого мозга, порождающую два типа мышления - рационалистическое (левое полушарие) и образное (правое полушарие), творчество и интуицию, веру и мнение.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С.318-350.
Диалектика. Познание. Наука. - М., 1988.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. - М., 1990.
Климов А.Я. Диалектика и практика познания. - М., 1991.
Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. С. 383, 385, 349.
Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1994.
Спиркин А.Г.Философия: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.
Тема 47. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
1. Научное познание: объективность, обоснованность и универ
сальность научных знаний.
2. Знание, истина, вера, мнение, знаки, символы.
Методические указания
1. Важнейшим вопросом для теории познания является следую
щий: что такое знание, каково его строение и как оно возникает?
Этому и должен быть посвящен первый вопрос. Здесь необходимо
обратить внимание на то, что в научном знании, в отличие от
других форм знания (религия, искусство, мораль, право), критерий
рационального осознания мира занимает центральное место, а
понятие выступает как основная форма рационального познания.
2. В изучении второго вопроса главное состоит в раскрытии
понятия "истина" и выяснении ее отличия от веры, мнения и
вненаучного знания. В истории философии истина понимается как
соответствие знаний предмету познания, а предмета познания -
своему понятию. Здесь необходимо затронуть проблему критериев
истины и роль заблуждений, веры, мнений в поисках истины.
Обратите внимание на знаковую систему и смысловое содержание
значений.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С.321-343, 364-406.
Диалектика. Познание. Наука. - М., 1988.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов: В 2 ч. - М., 1994. 4.1. С. 165-259.
Климов А.Я. Диалектика и практика познания. - М., 1991.
Петров Ю.А. Теория познания. Научно-практическое значение. - М., 1988.
Спиркин Л.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. -М., 2000.
Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1994.
Философский словарь. - М., 1987.
Тема 48. КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
1. Культура как предмет философского анализа.
2. Единство, многообразие и диалог культур.
Методические указания
1. Для раскрытия первого вопроса необходимо обратиться к
зучению следующей литературы: Введение в философию: Учебник
;ля вузов. - М., 1989. 4,2. С.522-530; Спиркин А.Г. Философия:
^чебник для вузов. - М., 1999.С.762-768; Философия: Учебное
гособие для вузов /Отв. ред. В.Кохановский. - Ростов-на-Дону,
997. С.343-351. Здесь важно понять, что слово "культура" трак-
уется неоднозначно: существует огромное количество определений
данного понятия и необходимо выбрать свое, выделив при этом
сущность культуры. Говоря о возникновении и развитии культуры,
)братите внимание на традиции и новации, определите ее основные
функции и роль в обществе.
2. Во втором вопросе речь должна идти о многообразном и
:ложном мире культуры: предметах и вещах, созданных человеком,
:пособах и средствах общения, нормах и идеалах, социальных
институтах, верованиях, научных теориях и т.д. - словом, обо всем,
к чему прикасались человеческие ум и рука, т.е. необходимо сказать
о всем богатстве материальной и духовной культуры, а также о
типологии и проблемах современной культуры.
Этот вопрос предполагает изучение различных подходов к проблеме культуры на протяжении всей истории философии. Опираясь на рекомендованную литературу, покажите многообразие и оригинальность трактовок феномена культуры. Далее необходимо обратить внимание на характерные особенности того или иного этапа в истории развития мировой культуры: демократическую направленность греческой культуры, гуманизм культуры Возрождения, концепцию локальных цивилизаций Н.Данилевского, О.Шпен-глера, А.Тойнби, культурологические концепции Ф.Ницше и П.Сорокина.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С.522-549.
Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов /Отв. ред. Е.В. Попов. - М., 1995.
Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. - М., 1994.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
Радугин А.А. Философия: Курс лекции. - М., 1999.
Самосознание европейской культуры XIX века. - М., 1991.
Тойнби А. Постижение истории: Сборник. - М., 1991.
Сумерки богов: Хрестоматия. - М., 1990.
Человек и общество: Учебная хрестоматия для средней школы /Авт.-сост. П.А. Белоусов и др. - М., 1992. С.217-261.
Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
Тема 49. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация".
2. Теория локальных цивилизаций.
Методические указания
1. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, поста
райтесь разобраться в понятиях "культура" и "цивилизация", соот
несите их друг с другом, т.е. найдите общее и различное, подтвер
див это примерами из истории культуры. Обратите внимание на то,
что культура трактуется предельно широко, как весь искусственный
мир, созданный человеком, в противоположность естественному.
Учитывая многозначность понятий, постарайтесь сформулировать
свое понимание данной проблемы.
2. Во втором вопросе необходимо иметь в виду, что идея ло
кальных цивилизаций возникла в противовес теории единой миро
вой истории, которая абсолютизировала развитие европейской циви
лизации и недооценивала специфику эволюции других регионов
мира. Раскрытие второго вопроса постройте на изучении концепций
Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Гумилева.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С. 522-549.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. Культурология. История мировой культуры. - М., 1995. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1999. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. - М., 1991.
и&У!
Философия: Учебник для вузов/ Отв. ред. В.П.Кохановский. -Ростов-на-Дону, 1997.
Человек и общество: Учебная хрестоматия для средней школы /Авт.-сост. П.А. Белоусов и др. - М., 1992. С.217-265.
Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
Тема 50. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ И СВОБОДЫ
1. Индивид, человек, личность, индивидуальность.
2. Свобода как высшая ценность личности.
Методические указания
1. В первом вопросе, опираясь на учебно-справочную литера
туру, тщательно разберитесь в сути и соотношении данных фило
софских категорий, постарайтесь понять их различие, выделив
особо проблему личности и ее социальные качества.
2. Во втором вопросе, отталкиваясь от проблемы формирования
личности (социализации), покажите становление свободы как выс
шей ценности в западной культуре и объясните, как эта проблема
решалась в России. Обратите внимание на следующие вопросы:
а) образ жизни личности: избранное и навязанное; б) свобода как
познанная необходимость и возможность действовать в соответствии
с ней; в) свобода как социальное пространство для различных форм
деятельности человека; г) права человека и ответственность.
Литература
Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. - М., 1990.
Бердяев Н.А. Философия свободы. - М., 1989. С. 14-228.
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С.550-594.
Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.
Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе //Вопросы философии. -1990. -№ 2. - С.4-26.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 2000.
Соловьев Э.Ю. Дефицит правопонимания как примета русской философии //Вопросы философии. - 1988. - № 9. - С.403-427.
Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М., 1991. С. 3-90.
Философский словарь. - М., 1998.
Философия: Учебник для вузов/ Отв. ред. В.П.Кохановский. -Ростов-на-Дону, 2000. I4
Тема 51. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Понятие и проблемы современной цивилизации.
2. Пути перехода к ноосферной цивилизации.
Методические указания
1. В первом вопросе определите суть и дайте общую характеристику современной цивилизации, т.е. свяжите ее с достижениями науки, техники и технологии. Современную цивилизацию в последнее время принято называть "техногенной", "информационной", что означает приоритет в обществе ценностей, связанных с техникой. Далее перейдите к раскрытию глобальных проблем современности и поиску их решений. Покажите, что комфорт сегодня становится высшей ценностью развитых цивилизаций, в то же время слаборазвитым регионам грозит вымирание от голода и истощения.
2. Во втором вопросе поработайте над понятием "ноосфера", введенным в научный оборот В.И.Вернадским, и понятием "ноо-сферная цивилизация". Обратите внимание на изменение системы ценностных ориентации - утверждение безоговорочного приоритета человека над техническими системами, на гуманизацию и гуманитаризацию научно-технического прогресса, коэволюционное развитие природы и человека.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С.595-616.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М., 1987.
Моисеев Н.Н. Рациональное общество и экология // Социально-политический журнал. - 1993. - № 3. - С.110-116.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.
Олдак П.Г. Колокол тревоги, - М., 1990.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991.
ОГЛАВЛ |
МЕДИСЛОВИЕ. |
1АТИКА КОНТРОЛЬНЫХ Р, ГОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИ : студентов 2-го курса)...... 1АТИКА КОНТРОЛЬНЫХ ЮВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШТОРМИ ФИЛОСОФИ ^студентов 3-го курса)....... |
Симоненко О.Д. Сотворение техносферы. - М., 1994.
Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу //Философские науки. - 1991. - № 5. - С.3-16.
Философия: Учебник для вузов/ Отв. ред. В.П.Кохановский. -Ростов-на-Дону, 2001.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем проявляется мировоззренческая функция философии?
2. Является ли философия наукой?
3. Чем религиозно-мифологическая картина мира отличается от
философской и научной?
4. В чем состоит специфика человека как родового существа?
5. Каковы способы освоения (познания) мира человеком?
6. Чем научное познание отличается от вненаучного?
7. Какую роль сыграла наука в развитии цивилизации?
8. В чем Вы видите смысл человеческого бытия?
9. Почему общение является основой социального бытия?
10. Чем различаются понятия "человек", "индивид", "личность",
"индивидуальность"?
11. Существуют ли различия в философских категориях "куль
тура" и "цивилизация"?
12. Назовите наиболее характерные черты западной
цивилизации.
13. Чем восточная модель цивилизации отличается от западной?
14. Закончился ли спор между западниками и славянофилами о
путях развития России?
15. Почему свобода является высшей ценностью в западной
цивилизации?
16. Какие глобальные проблемы волнуют сегодня все чело
вечество?
,' издание )ВА РИММА АЛЕКСЕЕВНА
|ВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ ^-методическое пособие
IК т о р А. В. Курганская Цтка Н.А.Сазонова
I печать 17.03.2003. Формат 60x84/16. пая.Печать на ризографе. , 4.13. Уч.-изд.л. 4,44. Тираж 80 экз.
Издательство ПГАСА
Отпечатано в цехе оперативной полиграфии ПГАСА 440028, г.Пенза, ул. Г.Титова, 28