Проблема свободы, ответственности и необходимости в жизни человека.
Вопрос о свободе – один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории; на разных этапах истории, в различных типах социальности она по-своему осмысливается. Понятие свободы связано с понятиями необходимости, зависимости (независимости), отчуждения, ответственности. Определения этих понятий видоизменяются в соответствии с конкретными социокультурными условиями исторического времени.
Проблема свободы рассматривается во взаимосвязи с такими понятиями, как необходимость, зависимость (независимость), отчуждение, ответственность.
Свобода –одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование и обозначающая возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Свобода – способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков[7].
В классической философии свобода рассматривалась в двух основных вариантах: «свобода есть осознанная необходимость» и «свобода воли».
Проблема свободы была предметом философских размышлений И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева и др.
Свобода рассматривается в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, равенством и справедливостью.
Б. Спиноза определил свободу как глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для этого, по мнению Спинозы, человек должен познать свою собственную природу как разумного существа и избавиться от аффектов и пристрастий, искажающих его человеческую сущность. Спиноза назвал рабством бессилие человека в укрощении своих страстей, т.к. человек, им подверженный, уже не владеет собой и не может сам управлять своим поведением.
Г. Гегель считал, что история человечества представляет собой прогресс в осознании свободы.
(Э. Фромм – «бегство от свободы»)
В марксистской философии свобода понимается в двух вариантах: 1) как познанная необходимость (закономерность) и 2) как практическое использование результатов этого познания (умение принимать решения на основе знаний вопроса). В данном случае свобода – это, прежде всего, свобода выбора.
В марксизме не отрицается свобода воли человека, а признается, что она детерминирована системой реальных возможностей. Согласно марксистской концепции, все, что находится вне пределов реальных возможностей, не должно быть объектом притязаний человека, т.к. из-за реальной недостижимости желаемого человек погружается в бесперспективные мечты и фантазии. При наличии реальных возможностей человек свободен делать свой выбор. Наиболее сложным является выбор, затрагивающий духовную и социальную сферы жизнедеятельности человека. Человек несет ответственность за свой выбор.
Свобода мысли, слова, совести, вероисповедания, убеждений связана с реализацией человеком своих прав на эти ценности, предоставляемые человеку обществом. Право на жизнь, здоровье, качественную и своевременную медицинскую помощь гарантированы человеку и международными, и отечественными правовыми документами. Свобода человека проявляется в том, что он делает свой выбор – жить или не жить, сохранять здоровье или нет, обращаться за помощью к врачам или знахарям и т.д. Права теряют свою ценность, если человек не свободен в возможности воспользоваться ими.
25-я статья Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».
В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием воли и вольницы.
Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.
Свобода, понимаемая как свобода воли, означает, что человек имеет возможность поступать так, как ему хочется. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли традиционно связывалось с ответственностью человека за свои действия, с исполнением им своего долга и осознанием предназначения.
Самоопределяем ли человек или детерминирован в своем поведении и поступках какими-либо факторами, т.е. имеется ли причинная обусловленность поведения человека какими-либо обстоятельствами кроме его собственных желаний?
В концепции детерминизма утверждается, что существует универсальная причинно-следственная связь, которая предопределяет мотивы, мысли, поступки людей.
В концепции индетерминизма полностью отвергается причинная обусловленность всего сущего. Предполагается, что не существует однозначной причинно-следственной взаимосвязи между природными явлениями и сферой сознания. Поэтому мотивы поступков, возникая спонтанно, самопроизвольно, зависят только от свободной воли человека. Такое понимание свободы воли человека влечет за собой появление волюнтаризма, своеволия, произвола.
Концепции детерминизма и индетерминизма, начав формироваться во времена Античности, развиваются до настоящего времени. Во все времена существовали сторонники и той, и другой концепции.
Для человека индустриального общества свобода имеет, прежде всего, правовой и экономический смысл. Это свобода «распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания»[8]. В 20 веке свобода «становится способностью человека к поведению, соразмеряющему самостоятельность индивида с действием разнообразных социальных, культурных, технологических форм, с умением осваивать и контролировать их воспроизводство»[9].
Свобода часто вступает в конфликт, противоречие с элементарными нормами жизни.
Абсолютной свободы для человека не существует. Свобода всегда относительна. Она соразмеряется с теми требованиями среды, в которых человек ее реализует.
Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева[10]. Бердяев считал, что связь свободы с природной и/или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинно обусловлен, предопределен необходимостью. Подлинная свобода не связана ни с чем, не имеет причинной обусловленности. Свобода не сводится к выбору возможности, т.к. этот выбор принудителен, связан с необходимостью. Свобода- это творчество, созидание ранее не существовавшего. Свобода выбора – это один из моментов реализации свободы. Настоящая свобода, по мнению Н.А. Бердяева, проявляется тогда, когда выбор уже сделан. Свобода неотделима от творчества. Только свободный творит.
В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Свобода традиционно противопоставляется принуждению. Принуждение не тождественно необходимости.
Необходимость – философская категория, которая выражает порядок, существующий в мире, объективные связи внутри материального мира. Реально или физически необходимым можно считать такой феномен, который неизбежно должен наступить, если для этого созрели определенные условия[11].
Случайность, по мнению Гегеля, - это форма выражения необходимости. В каждой случайности есть элемент необходимости.
Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.
Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и попасть в ещё худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в свой «мир», чтобы там реализовать себя. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы.
Свобода и ответственность. Ответственность – результат человеческого поступка, касающийся самого субъекта. Только способность взять на себя ответственность делает человека свободным.
Ответственность предполагает осознание последствий в момент деяния, что фиксируется понятием вины. Работы по истории культуры подтверждают, что, только «овладев культурой воли, пройдя школу собственного достоинства, школу самоуважения, научившись отвечать за свои поступки», человек становится по-настоящему свободным.
В античном языческом мире были люди, которые пользовались во внеслужебное время и в своем кругу полной «свободой» беспорядочного, не связанного никакими обязательствами удовлетворения своих физических импульсов. «Но люди эти были – рабы. Свободнорожденные жили иначе». Свободный выбирает, несвободный – подчиняется позыву. Свободный человек находится внутри «объективной смысловой связи ценностей», несвободный – за ее пределами.
Свобода и необходимость. Свобода – возможность действовать в соответствии со своими идеалами, интересами и целями.
Под лозунгами свободы формировалась буржуазная цивилизация. Свобода – действительная ценность и средство манипуляции. Имеет неопределенное содержание, что отмечали многие мыслители: «соблазнительное имя, вводящее в заблуждение» (Т. Гоббс), «странная вещь» (В. Гете), «многозначная, доступная величайшим недоразумениям идея» (Г. Гегель).
Традиционно понятие свободы раскрывается через систему субординации ряда других понятий («свобода от», «свобода для», воля, произвол, необходимость, отчуждение, ответственность и ряд др.).
Многими рассматривается как термин, обозначающий разное содержание, формировавшееся в разные эпохи (Гадамер).
Проблема свободы разрабатывалась в двух основных вариантах:
1. гносеологическом, видящем основу свободы в познании (Спиноза, Гегель, Энгельс и др.),
2. гуманистически-натуралистическом, предполагающем возможность раскрытия природных или приобретенных в культуре задатков и способностей, творчества культуры и самого себя, формирования целостной, гармонически развитой личности (романтики, Маркс, Батищев и др.).
Кроме того, свобода в одних случаях истолковывается как коренная характеристика бытия самого по себе, субстанциональный источник сущего (ранний Бердяев, немецкие мистики), в других – как «несубстанциональная основа» подлинности человека, «осужденного в каждый момент выбирать себя» (Сартр).
В настоящее время проблема свободы исследуется с учетом новой реальности, возникающей в режиме цивилизационного поворота, прежде всего глобализации и информатизации общества.
Необходимость – философская категория, обозначающая существенную связь явлений, то, что при определенных условиях обязательно должно произойти.
Проблема отношения свободы и необходимости тщательно разрабатывалась, начиная с Нового времени. Предложено несколько вариантов ее решения:
1. необходимость как таковая не существует. Она есть фантом сознания. «Необходимость не факт, а интерпретация» (Ницше). Идея Ницше – это «идея каменной стены», предписывающей – «восставать нельзя». Но не примиряться ни с одной из невозможностей и каменных стен можно и нужно (Достоевский). Современные философы Камю и Сартр, определяли свободу как «разжатие бытия».
2. сфера свободы существует за пределами необходимости. Они плохо смешиваются, как плохо смешиваются вода и масло. Элементы этого подхода прослеживаются в марксизме, который, несмотря на следование традиции Спинозы и Гегеля, различал эпохи истории: «царство несвободы» и «царство свободы».
3. существует тождество несвободы и свободы, главный путь к которому – познание. Тезис «свобода есть познанная необходимость» отстаивали Спиноза, Гегель, Энгельс. Понимание свободы как познанной необходимости раскрывает важный, но не единственный аспект свободы. Оно не дает ответа на вопрос о том, для чего человеку свобода.
СеминарФилософские проблемы жизни человека
1. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.
2. Проблема целостности человека в философии и медицине.
3. Проблема ценности и смысла жизни человека.
4. Проблема свободы, ответственности и необходимости в жизни человека.
5. Смысл и ценность жизни – основание выбора жизненного пути человека
Приложение 1.