I. Исчерпывающее воспитаниес помощью счета
Что есть исчерпывающее воспитание с помощью счета? Воспитание с помощью счета содержит четыре способа: (а) счет по отдельности, (б) счет попарно, (в) прямой счет и (г) обратный счет.
а. Что значит считать по отдельности? Когда вы вдыхаете, считайте «один», памятованием уделяя внимание вдоху и выдоху. Когда вдох прекратился и выдох прекратился, считайте «два»; считайте до десяти, чтобы число было и не большим,
и не малым. Это означает считать по отдельности.
б. Что значит считать попарно? Когда вдох прекращает течь внутрь и выдох прекращает течь наружу,
вы считаете «один». Так вы считаете до десяти. Это зовется парным счетом. Объединяя вдох и выдох за один, вы считаете «один», потому это и зовется парным счетом.
в. Что есть прямой счет? Считая по отдельности или попарно, [229] вы доходите до десяти. Это зовется прямым счетом.
г. Что есть обратный счет? Вы считаете в обратном порядке, начиная с десяти — девять, восемь, семь, шесть, пять... до одного. Это зовется обратным счетом.
Освоив счет вперед и назад, когда вы считаете по отдельности или попарно, ум не блуждает между (счетами), и вы считаете, не отвлекаясь, здесь следует получить объяснение особого счета повышенной сложности.
Что есть особый счст? Это считать два за одно при счстс по отдельности или попарно. Итак, считая попарно, четыре вдоха и выдоха считаются за один. Кроме того, в счете по отдельности вдох и выдох считаются за один. В таком духе вы считаете до десяти. Продолжая считать, вы увеличиваете счет даже до ста (дыханий) за одно. Затем, считая сто за один, вы продолжаете считать до десяти. В этом случае вы считаете десять за «один» [230] и идете до «десяти». Если, считая десять за один, ум не блуждает между (счетами), вы исчерпывающе воспитаны с помощью счета.
Когда вы прилежно считаете, и ум блуждает между (счетами), вы возвращаетесь к началу и считаете заново вперед или назад. Когда же ум естественно не отклоняется и постоянно вовлечен в предмет вдыхания и выдыхания, не прерываясь, вы знаете следующее:
Более того, медитацию счета преподают тем созерцателям, чьи способности заурядные, ибо это уравновешивает их умы, наполняет их радостью и уводит от отвлечений. В противном случае их умы блуждают вовне, окутанные тусклостью и сонливостью. Но с теми, кто прилежен в счете, такого не случится.
Созерцатели выдающихся способностей и ясного ума не получат удовольствия от медитации счета. Получив наставления о счете, они быстро их уловят, потому и не переживут радости. Применяя пристальное памятование к предмету вдоха и выдоха, они уделяют внимание месту, длительности, способу и времени возникновения вдохов и выдохов. И в таком духе обучаются.
И. Исчерпывающее воспитание
с помощью погружения в совокупности
Если вы посвящаете этому созерцанию некоторое время, [232] возникает податливость тела и ума; и кроме обретения однонаправленности, вы получаете и радость от предмета. Тот, кто тщательно воспитывает тело в таком духе, погружается в совокупности ((санскр. скандхи)), уделяя внимание внешним и внутренним явлениям.
Тот, кто сосредоточивается на теле, а оно и есть основа вдохов и выдохов, погружается в совокупность образа ((санскр. рупа)). Тот, кто сосредоточивается на чувствах, соединенных с памятованием вдохов и выдохов, погружается в совокупность чувств ((санскр. ведана)). Тот, кто сосредоточивается на общем понимании, погружается в совокупность узнавания ((санскр. самджня)). Тот, кто выполняет это с памятованием, силой воли
Здесь и далее в двойных круглых скобках — примечания рус.пер.
и мудростью, погружается в совокупность образований ума ((санскр. самскара)), Тот, кто сосредоточивается на уме, мысленном вовлечении и сознании, вовлекается в совокупность сознания ((санскр. виджняна)). Говорится, что тот, кто предается погружению в совокупности и долго в нем пребывает, исчерпывающе воспитан с помощью погружения в совокупности.
III. Исчерпывающее воспитание
с помощью погружения в зависимое происхождение
Те, кто видят и полностью понимают только совокупности, только образования и только явления, предаются погружению в зависимое происхождение составного ((санскр. прати- тьясамутпада)). [233] И как же случается это погруженное вовлечение? Вы ищете и выясняете, каковы основа и содействующие условия вдоха и выдоха. Вы понимаете, что вдохи и выдохи зависят от тела и ума и обусловлены ими. Более того, чем обусловлены тело и ум? Вы знаете, что содействующие условия тела и ума суть способность к жизни. {Что такое содействующие условия способности к жизни? Это понимание, что условия, содействующие способности к жизни, суть предыдущие образования. Что такое содействующие условия предыдущих образований?}3 Вы знаете, что невежество есть содействующее условие предыдущих образований. И потому из-за содействующего условия невежества возникают и предыдущие образования, что обусловливают способность к жизни, что обусловливает тело и сознание; а тело и ум обусловливают вдох и выдох. Итак, с прекращением невежества прекращаются и образования; с прекращением образований прекращается способность к жизни; с прекращением способности к жизни прекращаются тело и ум; а с прекращением тела и ума прекращаются вдохи и выдохи. Так вы предаетесь погружению в зависимое происхождение. [234] Говорится, что те, кто неуклонно в этом пребывают, исчерпывающе воспитаны в зависимом происхождении. Это зовется исчерпывающим обучением с помощью погружения в зависимое происхождение.
IV. Исчерпывающее обучение