Философские системы конца Х1Х- нач. ХХвв.
Русская философия – сравнительно позднее образование русской национальной культуры, хотя предпосылки ее уходят вглубь российской (славянской) истории. Русская философия на всем протяжении своего развития имела ярко выраженную национальную специфику, довольно сильно отличавшую ее от учений, популярных в других странах.
Одна из особенностей русской философии связана со спецификой социальной жизни древнерусской народности и развитием классовой структуры общества. Сказывалось, что здесь произошел переход от родового строя сразу к феодальному. То есть, рабовладельческая формация у них не сложилась, хотя и были какие-то черты. Поэтому древнегреческая философия, выражавшая идеи и настроения классического рабовладельческого общества, была чужда древнерусской общественной мысли.
Длительно, чем в западной идеологии, здесь господствовала религиозное сознание. Православие, оказавшееся в положении привилегированной государственной идеологии, имело возможность эффективно противодействовать формированию любых нерелигиозных воззрений.
Самобытность русской философской мысли была обусловлена также длительным сохранением в России феодально-крепостнических отношений и самодержавия. В ХVII-ХIХвв. страны Западной Европы уже переходили к буржуазной политической системе, а в некоторых из них даже установился республиканский строй.
Отставание России в социально-экономическом отношении привело к формированию еще одной особенности философской мысли – к широкому усвоению идей и концепций, первоначально разработанных в других странах.
-1-
Начальный период становления русской философии относится к ХI- ХVIIвв. называют по-разному: древнерусская, русская средневековая, чаще – философия допетровского периода. В целом можно сказать, что она очень близка по своему типу к средневековой философии западной Европы с его религиозной направленностью. Философию этого периода отличает то, что она еще не является самостоятельной, а находится в составе религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни, как и на Западе, становятся монастыри. Хотя с самого начала своего существования она являлась частью мировой философии, вместе с тем, ей изначально была присуща ярко выраженная самобытность. Русская философия возникла в Киевской Руси и была тесно связана с процессом христианизации Руси(988г.). Поэтому, с одной стороны, она вобрала в себя черты славянского язычества, а с другой – принятие христианства связало Древнюю Русь с Византией, с античной философией. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IХв. Кириллом и Мефодием.
В философском осмыслении судьбы русского народа присутствует патриотизм. Смысл истории раскрывается через борьбу двух начал – Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьмы. Это сочинения митрополита Иллариона (ХIв.), в которых содержатся глубокие размышления о судьбе России. Набором этических правил поведения в обществе и назначении человека является «Поучение» князя Владимира (ХIIв.).
В начале ХIVв. монах Филофей изложил знаменитую теорию – «Москва – третий Рим», имея в виду старый Рим и Константинополь. Оба центра христианского вероучения пали, а «Москве, как продолжателю христианства в форме православия, стоять вечно». Гибель предыдущих центров он объясняет изменой истинной вере. Появление этой теории было не случайным явлением, оно было связано с разгромом татаро-монгольских завоевателей. Именно с этого периода Россия начинает укрепляться как важная мировая держава. Это направление в мировоззрении выразилось в появлении идеи «Святая Русь».
Вместе с тем, нарастала борьба между властью и церковью. Так, был обвинен в ереси и многие годы провел в заточении философ, хорошо знавший учение античных философов, Максим Грек (1475-1556гг.) – ярый противник злоупотреблений церковных служителей. Особого накала эта борьба достигла при патриархе Никоне (ХVIIв.), который считал, что власть патриарха подобна солнцу, а власть царя – луне, которая светит отраженным светом. С этими событиями связано такое явление в России, как «раскол» церкви. Победила все же власть царя, а Никон был сослан в ссылку.
Второй крупный период начинается с ХVIIIв. Исторически это время совпадает с петровским временем на Руси. Дальнейшее развитие философской и социально-политической мысли происходит под влиянием двух факторов. Во-первых, процессом европеизации России в связи с реформами Петра. И, во-вторых – секуляризацией общественной жизни, то есть победой светской власти над религиозной. Огромное значение имело основание в 1755г. Московского университета. Пропагандистами научного знания были: Феофан Прокопович, В. Татищев, А.Кантемир.
В этот период на Руси начинается самостоятельное философское творчество. Основы материалистической философии были заложены М.В. Ломоносовым (1711-1765гг.), который создал теорию атомистического строения мира. Он сформулировал знаменитый закон сохранения материи. По своим философским взглядам он был деистом. На позициях деизма стоял и известный гуманист А.Н.Радищев (1749-1802гг.)
Суть философии этого периода хорошо выразил П.Я.Чаадаев (1794-1856гг.), когда говорил, что русский народ пока еще отыскивает роль, которую он призван играть на мировой арене. Действительно, русская мысль во многом еще лишь следовала за мыслью европейской, еще искала свою тему, свою тональность, свой голос выражения. Русская философия училась у Запада, но и учила его.
-2-
Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством(40 - 50-е гг. ХIХ в.). Основателями этого течения были А.С. Хомяков (1804-1860гг.) и И.В. Киреевский (1806-1856гг.).Отмечая отрицательное влияние Запада и петровских реформ на русскую жизнь, они считали коренным ее началом православие и общину. Возрождение на Руси формы патриархальной жизни, вернуться к идеалам «Святой Руси», утвердить православие как вечное начало – такова основа концепции славянофилов. Они открыто противопоставляли односторонне-рационалистическому способу философствования свои представления о мире, предполагающие единство ума и чувств.
Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними западники(40-60-е гг. ХIХ в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же этап развития, что и Запад. Они приветствовали реформы Петра, считая его великим преобразователем. Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Каверин), так и радикалы-революционеры (А. И. Герцен, В.Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский). Основоположником западничества следует признать замечательного русского мыслителя П. Я. Чаадаева.
Русская философская классика ХIХ в., как и русская классическая литература, несла миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку. Русская философия выступила как философия «предупреждения». Ее лейтмотив – нравственное вето на любой социальный проект, на любой прогресс, если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
-3-
Полнота жизни – это и есть краеугольный камень, вершина русской философской мысли – оригинальные философские системы. Одна из них – концепция всеединства(70-е гг. ХIХ в.-30-е гг. ХХ в.). В русской духовности идея всеединства была возрождена и развита Вл. Соловьевым (1853-1900гг.) Всеединство (универсальная связь мира) органически сочетает в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевая на этой основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Идеи Вл. Соловьева были продолжены С.Л. Франком, П.А.Флоренским, Л.П. Карсавиным.
Важное место в философии этого периода занимает поиск окончательной моральной истины и правды. Такова философия Л.Н. Толстого (1828-1910гг.)Для него нравственность выше искусства и науки. Только нравственность может ответить на вопрос существования человека –вопрос о смысле жизни. При этом основа нравственности – «непротивление злу насилием»,то есть безграничное милосердие человека к человеку.
Русская философия – душа русского народа, со своими идеалами и ценностями, очень далекими от прагматизма и утилитаризма западной культуры. Философскую установку Запада четко выразил Б. Спиноза: «не плакать, не смеяться, а понимать!». В полную противоположность такому крайнему рационализму русская философия (русская духовность) утверждала невозможность постижения Истины без любви: высшие откровения духа даются лишь любящему сердцу. И это не чувственная любовь (как у Л. Фейербаха), а духовная любовь, которая отличает человека от всех живых организмов на земле.
На рубеже ХIХ – начала ХХ в. (в т. н.серебряный век русской культуры) творческий подъем охватил религию, философию, искусство. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Одним из идеологов религиозного обновленчества был оригинальный русский мыслитель В. В. Розанов (1856-1919гг.) Особое место в русской религиозной философия принадлежит Л. И. Шестову (1866-1938гг.), непримиримому критику европейского рационализма. К данному направлению относится многогранное творчество А. И. Ильина (1883-1954гг.) –философа, правоведа, литературного критика.
Начиная с 1883г. в России формируется русский марксизм. Основатели его – Г.В. Плеханов (1856-1918гг.) и В. И. Ленин (1870-1924гг.) Как теоретик марксизма, Г. Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологии. В отличие от Плеханова Ленин не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности. Для него высшим актом социального творчества являлась социально-политическая революция.
В начале ХХ в. особую группу внутри русского марксизма образовали идеологи, так называемого, «легального марксизма»: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве.Они сочувствовали процессу капитализации России, но решительно отмежевали себя от сторонников насильственной революции и классовой диктатуры.
Яркой особенностью философии этой эпохи стал русский космизм, порожденный успехами в сфере естествознания. Это оригинальное направление, значение которого по мере развития науки все более возрастает. Наибольший вклад в разработку этой философской системы внесли Н.Ф.Федоров, В. Соловьев, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.