Проблема культуры в современной философии.
Понятие «культура» принадлежит к категориям общеисторическим и общефилософским, то есть к таким, которые имеют силу для всех эпох.
На сегодняшний день известно более 600 определений культуры. Это обусловлено тем, что человек все более глубже и шире познает мир и самого себя в этом мире. Каждое из определений при своей односторонности охватывает какую-то важную сторону в сущности культуры. Все определения можно разделить на три подхода:
1. Описательный подход. Представляет культуру как результат всей деятельности человека, то есть как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат. К недостаткам этого подхода относятся: а) культура представляется в этой концепции в статическом состоянии, то есть в виде набора застывших продуктов деятельности; б) происходит жесткое разделение на духовную и материальную культуру.
2. Оценочный подход.При этом подходе «культурность» и «некультурность», равно как и степень культурности, определяются путем соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона (кочевники-арабы менее культурны, чем европейцы). Недостатком этого подхода является игнорирование приспособительной функции культуры.
3. Деятельный подход. Рассматривает культуру как внебиологический, специфический человеческий способ деятельности. Термин «внебиологический» в данном случае имеет целью выразить средства и механизмы, потенциально незаданные биологическим типом организации, а не сам материал их воплощения, который может иметь сугубо биологическую природу (например, одомашненные животные).
Знакомясь с деятельным подходом к культуре, важно понять главное: культура – это не сама деятельность, а тот способ, которым она существует. Например, само по себе добывание пищи, ее прием и усвоение может быть процессом, не имеющим отношение к культуре. Элементы культуры в него вносятся в процессе развития человека и общества – меняются способы добывания, внедряется предварительная термическая обработка, входят в обиход ножи, вилки, ложки, используются различные специи и т.д.
Деятельный подход вбирает в себя два других подхода – описательный и оценочный. Не данный от природы, но благоприобретенный способ человеческой деятельности равен по объему результатам этой деятельности. Принципиально новый результат позволяет и принципиально изменить наш способ деятельности в той или иной сфере, а некоторые из этих результатов по своей объективной роли становятся способом, благодаря которому меняется стратегия функционирования общества, оно поднимается на новую ступень своего развития.
2. Функции культуры.
Будучи сверхсложной системой, культура выполняет ряд важных, необходимых для общества функций:
1. Приспособительная функция – культура способна приспосабливаться к конкретной среде, социальной и природной. Нельзя рассматривать культуру только с одной позиции, например, европейской.
2. Познавательная функция – многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике (обуздание природных стихий, оптимизация социальных отношений и т.д.). Возможность культуры в этом отношении зависит от того, насколько полно она осуществляет синтез всех форм общественно сознания, представляя тем самым в распоряжение познающего субъекта целостную картину познания и освоения мира. В то же время – в порядке обратной связи – сама культура, ее уровень и состояние служат индикатором, позволяющим безошибочно судить об успехах человека в «очеловечивании» природы и самого себя.
3. Информативная функция – связана с накоплением и трансляцией социального опыта по разным адресам: от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах одного поколения, от одного народа к другому и т.д. В своей информативной функции культура выступает как «память» человечества.
4. Коммуникативная функция – позволяет людям вступать в общение друг с другом.
5. Нормативная функция – регулирует поведение отдельных индивидов и целых социальных групп.
6. Цивилизационная функция – выступает в качестве систематизирующей функции культуры.
Культура и цивилизация.
Термин «цивилизация» означает гражданский, государственный. Французские философы-просветители называли цивилизационным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. В 19 веке в ходу было употребление этого слова для обозначения высокого уровня культуры народов Западной Европы и даже в качестве характеристики капитализма как общественной формации.
Так, русский социолог и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский сформулировал онрию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирная история, а есть лишь история определенных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер.
В концепции О. Шпенглера цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры, свидетельство ее деградации вследствие урбанизации мира и ошинизации человека (умирая, культура перерождается в цивилизацию). При таком подходе цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и ограниченности культуры.
Связь между культурой и цивилизацией следует рассматривать в трех аспектах. В первом аспекте понятия культуры и цивилизации трактуются как синонимы, поскольку выражают одно и то же качество: совершенство, компетентность, профессионализм. Во втором аспекте, когда понятие «культура» со всеми своими компонентами – философией, наукой, искусством, религией и моралью мыслится как духовный феномен, оно не совпадает с онятиием «цивилизация», которую должно рассматривать как овеществление культуры, то есть как феномен материальный. В этом аспекте проблема взаимосвязи культуры и цивилизации рассматривается, прежде всего, как проблема соотношения науки и техники, науки и современного научно-технического прогресса со всеми его противоречиями.
В третьем аспекте цивилизация в широком смысле рассматривается как историческая ступень в развитии человечества, наступившая вслед за варварством. «Цивилизация, - писал Ф. Энгельс, - является той ступенью, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее эти два процесса товарное производство достигает полного расцвета и производит переворот во всем прежнем обществе».
Цивилизация –это общество во всей целостности и взаимосвязи его сторон, включая и взаимодействие с природой, находящееся на конкретной ступени своего развития.
Цивилизационный подход.
В основе цивилизации лежит культурно-социальный уровень. В цивилизационной подходе используются следующие параметры: развитие культуры, свободы человека, развитие самого человека, орудий труда и т.д.
В цивилизационном подходе разработано множество концепций.
1. Концепция М. Вебера. Он выделяет 23 цивилизации. Каждая цивилизация переживает периоды детства, развития, зрелости, упадка и гибели. В этой концепции констатируются только внешние факторы уровня развития.
2. Концепция Джона Ростоу (теория орудийного развития общества). Она основана на исследовании уровней развития орудий труда. Он выделяет следующие типы обществ:
- традиционное общество – связано с ручными орудиями труда (первобытное, рабовладельческое, ремесленное феодальное общество).
- подготовительная стадия общества, связанная с мануфактурным производством 14-16 веков (подготовка перехода к смешанному производству).
- машинное производство - комплексная механизация (индустриальное общество).
- постиндустриальное общество – связано автоматизацией производства.
- общество изобилия и потребления.
Недостатком этой концепции является потеря человека как создателя и производителя техники.
3. Концепция Гегеля. История развивается по объективным законам, а не по произволу отдельных личностей. Связывает развитие человеческой истории с этапами развития абсолютного духа. Недостатком этой концепции является потеря человека как творческой личности. Человек, по мнению Гегеля, это синтез духа и природы, то есть тело человека является сосудом для абсолютного духа.
Недостатком цивилизационного подхода в целом является неоднозначность решения единства мировой истории.