Проблема природы в истории философии
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа – это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной. |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог – человек – природа именно последним звеном является природа. |
Новое время | Природа – это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
XX в. | Природа – это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума (В.И. Вернадский, Т. Де Шарден). Природа – это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевты). Природа – это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа – это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание). |
1. Проблема общества в истории философии
2. Понятие «Общество». Системообразующий элемент общества
3. Основные парадигмы современной социальной философии
4. Объективное и субъективное в обществе
5. Структура общества
5.1. Экономическая
5.2. Социальная
5.3. Политическая
5.3.1. Государство как структурный элемент общества
5.3.1.1. Социальная структура государства
5.3.1.2. Типы государств и их характеристика
5.3.1.2.1. Формы государственного правления
5.3.1.2.2. Формы государственного устройства
5.3.1.2.3. Формы политических режимов
5.3.1.2. Основные черты демократического государства
5.4. Духовная
6. Формы общественного сознания
Проблема общества в истории философии.
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. |
Средние века | “Град земной”, стремящийся к “граду небесному” |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс). |
XX в. | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) Общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским. |
Понятие «Общество». Системообразующий элемент общества.
Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество - объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. Общество состоит не из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
В качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают общественная деятельность людей, которая порождает их многообразные общественные отношения.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них.
Основные парадигмы современной социальной философии.
Социальный идеализм.
Общественная жизнь рассматривалась как переплетение различного рода общественных отношений (политических, экономических, правовых, нравственных, семейных, религиозных и т.д.). Общество рассматривалось как хаос отношений, как сплошное нагромождение случайностей. Исключение составлял Гегель, но закономерный характер исторического процесса предопределялся у него не изменением производительных сил и производственных отношений, а развитием Абсолютного духа.
Географический детерминизм.
Основой развития общества является географическая среда. Так, геополитика, которая возникла в 30 годах в Германии, должна была оправдать агрессивную политику нацистского государства стесненными географическими условиями.
Исторический материализм.
К. Маркс и Ф. Энгельс впервые распространили материализм на социальную форму движения материи. Они подразделили общественные отношения на материальные и духовные. В свою очередь, материальные отношения подразделяются на экономические и внеэкономические. Экономические отношения являются основополагающими в жизни общества.
Для решения основного вопроса философии применительно к обществу исторический материализм вводит понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Общественное бытие – это материальный процесс реальной жизни общества. Общественное сознание –это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие.
Общественное бытие определяет общественное сознание, а общественное сознание, являясь отражение общественного бытия, активно влияет на него.
Биологический детерминизм.
Выделяют несколько школ:
1. Социальный дарвинизм,выдвигающий принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественного развития. Здесь социальные конфликты рассматриваются как естественные, вечные, неустранимые.
2. Расизм,заявляющий о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру различных народов и общества в целом.
3. Фрейдизм –течение, апеллирующее в объяснении поведения отдельного человека, больших социальных групп и общества в целом к бессознательной психической деятельности, к инстинктам.