Проблема природы в истории философии

Историческая эпоха философии Интерпретация специфики природы
Античность Природа – это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной.
Средние века Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог – человек – природа именно последним звеном является природа.
Новое время Природа – это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.
XX в. Природа – это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума (В.И. Вернадский, Т. Де Шарден). Природа – это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевты). Природа – это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа – это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).

1. Проблема общества в истории философии

2. Понятие «Общество». Системообразующий элемент общества

3. Основные парадигмы современной социальной философии

4. Объективное и субъективное в обществе

5. Структура общества

5.1. Экономическая

5.2. Социальная

5.3. Политическая

5.3.1. Государство как структурный элемент общества

5.3.1.1. Социальная структура государства

5.3.1.2. Типы государств и их характеристика

5.3.1.2.1. Формы государственного правления

5.3.1.2.2. Формы государственного устройства

5.3.1.2.3. Формы политических режимов

5.3.1.2. Основные черты демократического государства

5.4. Духовная

6. Формы общественного сознания

Проблема общества в истории философии.

Историческая эпоха философии Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости.
Средние века “Град земной”, стремящийся к “граду небесному”
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс).
XX в. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) Общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Понятие «Общество». Системообразующий элемент общества.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество - объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. Общество состоит не из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

В качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают общественная деятельность людей, которая порождает их многообразные общественные отношения.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них.

Основные парадигмы современной социальной философии.

Социальный идеализм.

Общественная жизнь рассматривалась как переплетение различного рода общественных отношений (политических, экономических, правовых, нравственных, семейных, религиозных и т.д.). Общество рассматривалось как хаос отношений, как сплошное нагромождение случайностей. Исключение составлял Гегель, но закономерный характер исторического процесса предопределялся у него не изменением производительных сил и производственных отношений, а развитием Абсолютного духа.

Географический детерминизм.

Основой развития общества является географическая среда. Так, геополитика, которая возникла в 30 годах в Германии, должна была оправдать агрессивную политику нацистского государства стесненными географическими условиями.

Исторический материализм.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые распространили материализм на социальную форму движения материи. Они подразделили общественные отношения на материальные и духовные. В свою очередь, материальные отношения подразделяются на экономические и внеэкономические. Экономические отношения являются основополагающими в жизни общества.

Для решения основного вопроса философии применительно к обществу исторический материализм вводит понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Общественное бытие – это материальный процесс реальной жизни общества. Общественное сознание –это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие.

Общественное бытие определяет общественное сознание, а общественное сознание, являясь отражение общественного бытия, активно влияет на него.

Биологический детерминизм.

Выделяют несколько школ:

1. Социальный дарвинизм,выдвигающий принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественного развития. Здесь социальные конфликты рассматриваются как естественные, вечные, неустранимые.

2. Расизм,заявляющий о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру различных народов и общества в целом.

3. Фрейдизм –течение, апеллирующее в объяснении поведения отдельного человека, больших социальных групп и общества в целом к бессознательной психической деятельности, к инстинктам.

Наши рекомендации