Понятие истины. Соотношение абсолютного и относительного в истине. Истина и заблуждение. Критерий истины. Проблема истинности и достоверности знания.

Истина - такое знание, которое отражает объективную реальность предмета, процесса, явления такими, какими они есть на самом деле. Истина объективна, это проявляется в том, что содержание нашего знания не зависит ни от человека, ни от человечества (например, утверждения, что земля шарообразна, что +3 > +2). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны. Вслед за решением вопроса об объективной истине следует второй вопрос: "...Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно, или же только приблизительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной"(Ленин). Этот вопрос выражает диалектику познания в его движении к истине, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс.

Истина относительная - правильные знания, но не полные.

Истина абсолютная - полные знания о предметах, процессах, явлениях, которые не могут быть отвергнуты последующим развитием нашего знания. Абсолютные истины складываются на основе относительных. Каждая относительная истина содержит момент абсолютности - правильности. Конкретность истины - всякая истина, даже абсолютная, конкретна - она является истиной в зависимости от условий, времени, места. Процесс познания идет через относительные истины, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной, содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность (дождь благотворен). Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период (неделимость атома).

Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике.

Критерии истины в разное время:

- это соответствие знания объекту, действительности (Аристотель)

- ясность (Декарт)

- согласие разума с самим собой (Платона и Гегеля)

- результат совпадения восприятий большинства (Беркли, Мах и Авенариус)

- полезность знания, его эффективность (прагматизм).

- адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания (диамат).

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, объективная истина представляет собой такое знание, содержание которого таково, как оно "задано" объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть. Так, утверждение, что земля шарообразна, - объективная истина.

Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное - положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным (Лысенко и генетика).

Истина есть характеристика, которая присваивается только к знаниям человека. Если знание правильно отражает окружающие мир, он истинно, если неправильно – оно ложно. Онтологизация истины запутывает ее (стол истинный, стол ложный, у Гегеля – абсолютная истина). О факте м\б 2 суждения: либо сущ-ет, либо нет. Поэтому присваивать понятия истины предметам м\только с метафорическим смыслом (это настоящий мужчина). С научной точки зрения употреблять такое выражение бессмысленно. Имеет значение только гносеологическая истина.

Гранью между истиной и ложь. Является гипотеза. Есть 2 толкования абсолютной истины, первое – религиозное (Христос - истина) второе – это безусловное. Означает недостижимое, абсолютно полное знание о мире, когда нет ничего неизвестного. Но это недостижимо (гипотеза). Абсолютную истину во втором смысле сформулировать невозможно, мы т\о говорим о ней в наших суждениях. 2а) научная абсолютная истина. Один эксперимент с отрицательным результатом будет сильнее миллиона с положительным (с точки зрения формальной логики).

Можно истину доказать и от противного, как в математике. В мире больше относительного, чем абсолютного (теория Энштейна).

Наши рекомендации