Понятия «бытие» и «субстанция» в философии. Материалистический и идеалистический подходы в решении основного вопроса философии Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»
Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что мы называем «окружающим миром». При всем различии представлений разных людей об этом мире, исходным для них является признание его реального существования, т. е. его бытия.
Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные.
Сущность философской категории бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера; предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие - это то, что существует, т. е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляют со смыслом слова "есть".
Итак, попытаемся проследить генезис представлений о сущности бытия.
- бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно становящееся (Парменид);
-бытие есть реальность, противостоящая человеку (бытие рассматривается как объект воздействия, противостоящий субъекту (механистический подход);
- бытие есть сущее, предстоящие знанию (Бердяев);
- бытие есть отражение духовных субстанций - монад (Лейбниц, противоположная предыдущей позиция);
- бытие не есть свойство вещей. Это общий способ связи наших понятий и суждений (Кант);
- бытие есть восхождение духа к самому себе (Гегель);
- бытие есть деятельность абсолютного «Я» (эгоцентризм, субъективный идеализм Фихте);
- бытие есть восхождение духа к самому себе. Познание же бытия есть процесс приобщения человека через религию к христианском богу, как нерасторжимой связи всеобщего простого и вечного духа со всем и самим собой" (Гегель).
- бытие есть насущная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания (В.И. Ленин);
- бытие мира есть материя, взятая в динамике сложных преобразований, т. е. в развитии.
Многогранность смыслов и значений понятия бытия обусловлена уже тем, что само бытие в его проявлениях бесконечно многообразно от всеобщих проявлений бытия мира и до различных его форм - бытия природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного.
Бытие природы представляет существование совокупности вещей, процессов и состояний, обусловливающая некую целостность и существующая до, вне и независимо от сознания человека. Природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени. Эта обусловленность присуща и отдельным вещам, состояниям и процессам. Следовательно, бытие природы имеет в своей основе диалектику преходящего бытия отдельных вещей в непреходящем бытии природного мира как целого. Парадокс: инвариантность бытия природы обусловливается дискретностью существования ее элементов, их возникновением и исчезновением. Но исчезновение какой-либо вещи или процесса следует понимать как переход ее в новое качественное состояние.
Бытие человека является имеет преходящий характер. Тело человека когда-то перейдет в небытие, но в своем развитии человек проходит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это относится и к его организму как материальной системе, и к его духовной основе (диалектическое единство тела и духа).
Бытие социальное, общественное – это бытие объективной общественной реальности, своего рода социальной материи. Данная форма бытия определяется так же, как бытие и материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей. Развитие общественного бытия в значительной мере подвержено влиянию социального сознания. Но следует иметь в виду, что общественное сознание лишь в отражение общественного бытия.
Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие проявляется посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли.
Бытие же мира в целом есть не что иное как материя, взятая в развитии.
В марксистской философии проблема бытия анализируется в двух направлениях. Прежде всего бытие рассматривается как материя, как объект науки. При этом плане анализа обращается внимание на вычленение различных сфер бытия; главными среди них являются неорганическая и органическая природа, биосфера и общественное бытие. Второе направление в анализе связано с рассмотрением общественного бытия. В этом плане анализа исходным пунктом диалектического материализма является практика, рассмотрение бытия как исторического, как результата социальной практической деятельности. Причём бытие понимается как реальный процесс жизни людей, как "... производство самой материальной жизни" (Маркс и Энгельс). Общественное бытие отнюдь не сводится марксизмом к совокупности экономических отношений, оно охватывает все стороны общественной жизни..."
В рамках домарксистского материализма субстанция часто определялась как материя, основа всех вещей и явлений в мире, с религиозно-идеалистического понимания мира субстанция - это божественная воля, абсолютный дух, человеческое сознание. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами.
В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность материи, но только в плане материалистического решения ОВФ. Именно материя, а не сознание или воображаемое божество является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям. В структуре каждой из этих форм материи не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе свойств
При формулировании ОВФ марксизм-ленинизм исходит из того, что понятия духовного и материального, субъективного и объективного (и соответственно субъективной реальности и объективной реальности) образуют дихотомию, охватывающую всё существующее, всё возможное, всё мыслимое; любое явление всегда можно отнести к духовному или материальному, субъективному или объективному.